Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 1127371-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части отмены запрета на движение и стоянку легкового транспорта в границах водоохраных зон),
внесенный депутатом Государственной Думы О.В. Шеиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1127371-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.В. Шеиным, и отмечает следующее.
Законопроект разрешает осуществлять в границах водоохранных зон движение и стоянку легкового транспорта.
Согласно действующей редакции пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. За нарушение данного запрета в соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность в виде соответствующих штрафов.
Авторы мотивируют необходимость предлагаемых изменений тем, что вышеназванные действующие нормы являются потенциально коррупционными ввиду их невыполнимости как рыбаками, так и жителями сельской местности, особенно использующими зимники.
Комитет обращает внимание на следующее. Согласно части 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации основным принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются для экологической охраны водных объектов. Их главная цель - это предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ранее действовавшим Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 г. N 1404 (документ утратил силу 21.11.2007 г.), в пределах водоохранных зон запрещалось размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков, а в прибрежных защитных полосах еще и движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения. При этом минимальные размеры водоохранных зон достигали 500 метров.
Вступившая в силу с 1 января 2007 года новая редакция ВК РФ значительно либерализовала правовой режим водоохранных зон. Был уменьшен размер водоохранной зоны; ощутимо сокращены ограничения на ведение хозяйственной деятельности в водоохранной зоне (например, разрешено возводить строения в прибрежной защитной полосе, что раньше не допускалось).
По данным Государственного доклада о состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации за 2015 год последние годы отмечен рост числа случаев высокого и экстремально высокого загрязнения поверхностных вод. При этом самым распространенным нарушением природоохранного законодательства являются именно движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохранных зон вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также мойка машин.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных стратегических целей является охрана и восстановление водных объектов. При этом улучшение качественного состояния водных объектов возможно при реализации таких мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, как обустройство водоохранных зон водных объектов и соблюдение режима их использования.
В этой связи Комитет полагает нецелесообразным внесение предлагаемых изменений, которые прогнозируемо ослабят экологическую составляющую Водного кодекса Российской Федерации.
На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом позиции Минприроды России и Экспертного управления Президента Российской Федерации не может рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1127371-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.