Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 9 февраля 2017 г. N 12-4
на проект федерального закона N 1152090-6 "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части уточнения особого права при приеме инвалидов на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Е.А. Митиной, А.И. Аршиновой, В.М. Кононовым, Г.А. Балыхиным, Б.А. Чернышовым
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона N 1152090-6 "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения особого права при приеме инвалидов на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета) направлен на обеспечение социальной поддержки граждан из числа детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (далее по тексту - инвалиды).
Действующая норма части 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает для обозначенных категорий инвалидов право на прием в пределах установленной квоты на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Причем этим правом могут воспользоваться только те из них, которым в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.
Авторы законопроекта предлагают это право предоставить инвалидам, которым в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение по соответствующим специальностям и (или) направлениям подготовки, мотивируя тем, что действующая формулировка части 5 статьи 71 носит неопределенный характер как для инвалидов, так и для учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе не ясны критерии, по которым можно было бы установить противопоказания для обучения в соответствующих образовательных организациях.
На законопроект имеются заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы без концептуальных замечаний и официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечено, что:
- законодательством Российской Федерации не установлен перечень противопоказаний к обучению по соответствующим специальностям и (или) направлениям подготовки;
- в случае поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в общем порядке инвалиды не должны представлять заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению;
- установление каких-либо ограничений, в том числе связанных с состоянием здоровья, при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты, по мнению Правительства Российской Федерации, не обоснованно.
Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект с учетом его доработки.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке разделяет позицию Правительства Российской Федерации и считает, что предлагаемая авторами законопроекта норма, в случае принятия законопроекта, не в полной мере снимет дискриминацию абитуриентов из числа инвалидов.
В связи с чем представляется целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению исключить в части 5 статьи 71 положение о необходимости для абитуриентов из числа инвалидов наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях.
Кроме того, необходимо соотнести положения пункта 2 части 7 статьи 71 и части 5 статьи 71.
На данный законопроект поступили отзывы (все положительные) от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 35 субъектов Российской Федерации,
- высших исполнительных органов государственной власти 42 субъектов Российской Федерации.
22 субъекта Российской Федерации поддержали данный законопроект.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 1152090-6 "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения особого права при приеме инвалидов на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета) принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.