Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 1187178-6 "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения",
внесенный депутатом Государственной Думы Д.Г. Новиковым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить преференции российским компаниям - поставщикам программного обеспечения, а также сопутствующих ему услуг при осуществлении закупок программного обеспечения. При этом данные преференции предлагается установить для любых закупок.
Установление указанных преференций противоречит правилам Всемирной торговой организации, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, статье 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также положениям Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Механизм поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения, стимулирования разработки российского программного обеспечения различных классов и импортозамещения и уменьшения зависимости от зарубежного программного обеспечения в настоящее время реализован нормами Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также актов Правительства Российской Федерации, выпущенных в соответствии с указанными федеральными законами.
Законопроектом предлагается при осуществлении государственных и муниципальных закупок предоставить преференции поставщикам, а не разработчикам программных решений. Такой подход предполагает получение преференций и иностранными разработчиками программных решений, так как свободная модель распространения программного обеспечения не определяет страну его происхождения. Принятие указанных предложений негативно отразится на российской отрасли информационных технологий, в первую очередь на разработчиках программного обеспечения.
Предлагаемые определения видов лицензий на программное обеспечение не учитывают, что лицензии на свободное программное обеспечение могут устанавливать различные ограничения, допускаемые в силу принципа свободы договора, предусмотренного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом многие лицензии на свободное программное обеспечение не предполагают открытости исходного кода до момента передачи экземпляра программного обеспечения.
Предлагаемый законопроектом механизм будет распространяться на хозяйствующие субъекты, реализующие программное обеспечение, которое является доработанной версией программного обеспечения с открытым кодом, исключительные права на которое принадлежат иностранным компаниям или лицам.
Управление правами на такое программное обеспечение осуществляют иностранные лица, которые могут в любое время изменить условия распространения и использования принадлежащих им прав, что может привести к изменениям в правах на программное обеспечение, созданное на основе и (или) с использованием упомянутых компонентов.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.