Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Е.Б. Шулеповым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается исключить пункт 14 части 2 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), согласно которому размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации должен быть определен в правилах клиринга. Согласно предлагаемому законопроектом новому пункту 1.1 части 3 статьи 6 и новому пункту 98 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации должен утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) клиринговой организации и подлежать обязательному раскрытию. Обращаем внимание, что правила клиринга, содержащие в том числе информацию о размере и порядке оплаты услуг клиринговой организации, также утверждаются клиринговой организацией, подлежат регистрации в Банке России и обязательному раскрытию, в связи с чем предлагаемые изменения не носят новационный характер. При этом, исходя из содержания, в частности, статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ договор об оказании клиринговых услуг предполагает регулярное (систематическое) оказание клиринговой организацией клиринговых услуг, и обязательство участников торгов оплачивать указанные услуги в соответствии с правилами торгов. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов. Таким образом, правила клиринга представляют собой базовый элемент договора оказания клиринговых услуг, исключение из которого такого существенного условия, как цена договора, требует дополнительного обсуждения.
Следует отметить, что предлагаемое закрепление возможности осуществления клиринга в отношении депозитных договоров нуждается в дополнительном обсуждении, с учетом характера клиринговой деятельности, а также требований законодательства. В частности, согласно статье 884 Гражданского кодекса Российской Федерации под депозитом понимается договор банковского вклада, по которому одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Вместе с тем исходя из требований статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ для учета денежных средств клиента, участвующих в клиринге, ведется специальный клиринговый банковский счет.
В новой редакции части 12 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ используется формулировка "новое обязательство (новые обязательства) между каждой из сторон указанного договора либо лицом, действующим по поручению стороны указанного договора, и центральным контрагентом". Поскольку лицо, действующее по поручению другого лица при заключении договора, действует не от своего имени, а от имени этого лица, и не становится стороной заключенного договора (стороной обязательства), говорить об обязательстве между лицом, действующим по поручению стороны договора, и центральным контрагентом представляется некорректным (см. пункт 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В новой части 1.1 статьи 13 Федерального закона N 7-ФЗ предусматриваются положения о праве центрального контрагента заключать договоры от имени клирингового брокера "без специального полномочия (доверенности) при наличии согласия такого клирингового брокера". Данная формулировка также представляется не совсем корректной, поскольку согласие клирингового брокера в данном случае и будет являться основанием возникновения полномочия центрального контрагента заключать договоры от имени клирингового брокера. Кроме того, не ясно, каким образом будет осуществляться получение такого согласия.
Полагаем, что в новой редакции части 3 статьи 13 Федерального закона N 7-ФЗ содержится внутреннее противоречие. Так, из второго предложения данной части следует, что случаи, при которых возможно ограничение размера ответственности центрального контрагента, должны быть предусмотрены в методике определения выделенного капитала центрального контрагента, в то время как в первом предложении данной части содержится прямое указание о том, что "правилами клиринга должен быть ограничен размер ответственности центрального контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, включенных в клиринговый пул, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению при расторжении договора поставки".
В новой части 3.1 статьи 13 Федерального закона N 7-ФЗ необходимо уточнить, что понимается под "пересмотром выделенного капитала центрального контрагента".
В предлагаемом дополнении части 1 статьи 18 Федерального закона N 7-ФЗ формулировку "законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании" необходимо согласовать с положениями, в частности, статей 4, 6, 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в которых используется термин "законодательство Российской Федерации о таможенном деле".
Согласно положению новой части 2.1 статьи 18 Федерального закона N 7-ФЗ обращение взыскания на денежные средства участника клиринга, размещенные в депозит по условиям заключенного с центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" депозитного договора, не допускается до истечения срока, указанного в таком договоре. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которые предоставляют арбитражному управляющему право возвращать имущество должника, находящееся у третьих лиц, в том числе заявлять отказ от исполнения договоров должника и предъявлять требования о расторжении таких договоров, и которые предполагают включение такого имущества в конкурсную массу (см., например, статью 102, абзац пятый пункта 2 и абзацы четвертый и шестой пункта 3 статьи 129, статью 131). Аналогичное замечание относится к новой части 3.5 статьи 73.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Положения проектируемой части 3.5 статьи 73.2 Закона N 229-ФЗ (статья 2 законопроекта), в соответствии с которой обращение взыскания на денежные средства участника клиринга, размещенные в депозит по условиям заключенного с центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" депозитного договора, не допускается до истечения срока, указанного в таком договоре, не согласуются с положениями части 3 статьи 69 Закона N 229-ФЗ, в соответствии с которой взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах, поскольку понятие "депозит" не относится ни к торговому, ни к клиринговому счету, определения которых даны соответственно в статье 15 "Торговые счета" и статье 16 "Клиринговые счета" Федерального закона N 7-ФЗ.
Поскольку положениями, в частности, пункта 15 статьи 1 законопроекта, затрагиваются вопросы выполнения Банком России своих функций, законопроект в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" необходимо направить на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.