Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 66477-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.А. Николаевым, И.Б. Дивинским и другими, а также членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Положениями проекта федерального закона предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций: банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. В связи с этим в концепции законопроекта представлен измененный размер уставного капитала кредитной организации, минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации; порядок получения банками соответствующих лицензий, порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, дополнены основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусматривается упрощенное регулирование Банком России банков с базовой лицензией.
Согласно проектируемой новой редакции части второй статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон) банк с базовой лицензией вправе осуществлять ограниченное число банковских операций, при этом отдельные операции он вправе осуществлять только с субъектами, указанными в статье 5.1 Федерального закона. В этой связи обращаем внимание, что часть третья статьи 5 Федерального закона сформулирована некорректно, т.к. пункты 2 и 7 части второй, а также пункт 8, не упомянутый в части третей, содержат банковские операции, а не перечень субъектов.
Согласно части шестой статьи 5 Федерального закона в проектируемой редакции кредитная организация помимо перечисленных в части первой статьи 5 Федерального закона банковских операций вправе осуществлять перечисленные в указанной части шестой сделки. Полагаем, что данная норма требует уточнения, поскольку банки с базовой лицензией также являются кредитными организациями, но они вправе осуществлять только банковские операции, указанные в части второй статьи 5.1 Федерального закона.
Согласно пункту 4 части первой статьи 5.1 Федерального закона банки с базовой лицензией вправе осуществлять отдельные банковские операции, в том числе с "государственными или муниципальными унитарными предприятиями в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения хозяйствующих субъектов - юридических лиц к малым предприятиям или средним предприятиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ). Согласно пункту 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ среди критериев отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства указываются такие, как среднесписочная численность работников, размер дохода за предшествующий календарный год, определенные требования к учредителям (участникам) и пр. В связи с этим реализация положений об осуществлении с указанными в пункте 4 части первой статьи 5.1 Федерального закона юридическими лицами банковских операций, в том числе положений о прекращении осуществления банковских операций (по истечении 5 лет), может быть затруднительна, поскольку решение о соответствии или несоответствии государственного или муниципального унитарного предприятия критериям, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ, будет приниматься не уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (как в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства), а работником банка. Кроме того терминология проектируемой статьи 5.1 Федерального закона не соответствует Федеральному закону N 209-ФЗ в части отнесения государственных или муниципальных унитарных предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Полагаем, что в новой части пятой статьи 24 Федерального закона содержится внутреннее противоречие. Согласно первому предложению банк с базовой лицензией вправе совершать операции и сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня ПАО "Московская биржа". Однако во втором предложении допускается в соответствии с нормативным актом Банка России совершение операций и сделок с иными ценными бумагами.
Обращаем внимание, что согласно пункту 93 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за выдачу банковской лицензии на осуществление банковских операций при создании банка взимается государственная пошлина. В связи с этим полагаем, что введение универсальной и базовой банковских лицензий, влияющих на область деятельности банков, потребует внесения изменений в НК РФ в части определения размера государственной пошлины. Кроме того проектируемая статья 11.4 Федерального закона предусматривает возможность получения банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией и банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией. Полагаем, что данное изменение также должно найти свое отражение в НК РФ в части уплаты государственной пошлины за совершение соответствующего юридически значимого действия.
Законопроект должен быть направлен на заключение в Банк России в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.