Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 февраля 2017 г. N 76/пр)
Настоящие Методические рекомендации вводятся в действие с 31 марта 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (далее - Методические рекомендации) определяют общий порядок разработки государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные (далее - ГЭСН) и ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр).
1.2. Порядок, предусмотренный настоящими Методическими рекомендациями, может также применяться при разработке индивидуальных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы. При этом решение о разработке индивидуальной сметной нормы принимается Правительством Российской Федерации.
1.3. Государственные элементные сметные нормы применяются для определения состава и потребности в строительных ресурсах, необходимых для выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ (далее - строительные работы) и используются для применения в локальных сметных расчетах (локальных сметах) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для разработки укрупненных нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений.
Показатели, полученные на основе государственных элементных сметных норм, могут быть использованы для проведения системных анализов, определения продолжительности работ и потребности в строительных ресурсах для объектов капитального строительства.
1.4. Государственные элементные сметные нормы отражают прогрессивные и рациональные методы, технологию и организацию строительного производства, основываются на использовании эффективных строительных машин, применении современных строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечивающих безопасность и потребительские свойства создаваемой строительной продукции.
Разработка государственных элементных сметных норм производится на основе принципа усреднения с определением нормативного количества строительных ресурсов, необходимого и достаточного для выполнения соответствующего вида строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ.
1.5. Государственные элементные сметные нормы разрабатываются исходя из условий выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ с использованием строительных машин и материальных ресурсов отечественного производства.
Разработка сметных норм на работы с применением строительных машин и материальных ресурсов зарубежного производства осуществляется в тех случаях, когда указанные машины и материальные ресурсы не имеют отечественных аналогов.
1.6. Государственные элементные сметные нормы разрабатываются с учетом производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха.
Для целей разработки указанных норм под усложняющими условиями строительства понимаются стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорье и др.), предусмотренными проектом, а также другие более сложные производственные условия.
1.7. Государственные элементные сметные нормы включают количественные показатели расхода строительных ресурсов:
- затрат труда рабочих-строителей, в человеко-часах (чел.-ч);
- времени эксплуатации машин и механизмов, в машино-часах (маш.-ч.),
- расход материалов, изделий, конструкций в физических (натуральных) единицах измерения.
1.8. Государственные элементные сметные нормы на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (далее - государственные элементные сметные нормы) объединяются в отдельные сборники и группируются в соответствии с последовательностью выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Нормы, используемые только для специализированных работ, и нормы, имеющие общеотраслевую область применения, объединяются в отдельные сборники.
Номенклатура сборников государственных элементных сметных норм приведена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Термины и определения
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и их определения:
внутрипостроечный транспорт - транспорт вертикальный и горизонтальный или совмещающий вертикальное и горизонтальное перемещение строительных материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их использования (укладки в дело);
индивидуальная элементная сметная норма - сметная норма, предназначенная для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок материальных ресурсов, отличным от условий производства работ, учтенных в действующих государственных элементных сметных нормах, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов;
калькуляция затрат строительных ресурсов - калькуляция потребности в строительных ресурсах на установленный измеритель технологического процесса; нормальные условия производства работ: характеристика условий производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выполняемых с учетом рациональной организации труда и производства, современного развития техники и технологии, соблюдения требований безопасности, полного использования трудовых и технических ресурсов при положительной температуре воздуха, в отсутствие осложняющих внешних факторов (стесненность, загазованность и т.п.);
нормативное наблюдение - выборочное исследование технологического процесса, состоящее в учете затрат труда рабочих, времени использования машин, определении расхода необходимых материальных ресурсов и описании условий, характеризующих технологию и организацию исследуемого процесса;
приобъектный склад - склад (сооружение, помещение, площадка) для хранения строительных материалов, изделий и конструкций, размещаемый в соответствии с проектом организации строительства;
проект организации строительства - организационный документ, разрабатываемый в составе проектной документации и определяющий объемы, сроки строительства, потребность в строительных ресурсах и общую технологию производства строительных работ;
проект производства работ - организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации решений, заложенных в проектной и рабочей документации и определяющий организационные условия и технологии, технологию выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ (технологические процессы и рабочие операции), их качество, а также мероприятия по охране труда и безопасности;
ремонтно-строительные работы - работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий, сооружений, целых конструкций или деталей в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, но не связанные с изменением основных технико-экономических показателей;
специальные строительные работы - отдельные виды работ при строительстве зданий и сооружений: устройство специальных оснований под оборудование, обмуровочные, футеровочные, изоляционные работы, химические защитные покрытия, буровзрывные работы, возведение заводских труб, водопонижение грунтовых вод и т.п.;
строительная площадка - земельный участок, отведенный для постоянного размещения объекта строительства и служб строительных организаций, с учетом временного отвода территории, определяемой по условиям производства работ;
строительные работы - комплекс работ, выполняемых при возведении зданий и сооружений, включающий общестроительные, отделочные, санитарно-технические и другие работы. К общестроительным работам, подразделяющимся по виду перерабатываемых материалов или возводимых конструктивных элементов, относятся земляные, бетонные, каменные работы, монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций, устройство полов, столярные, стекольные, кровельные работы и т.п.;
техническое нормирование - процесс установления технически обоснованных норм затрат труда рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов и расхода материальных ресурсов на единицу измерения;
технологическая карта - организационно-технологический документ, содержащий комплекс мероприятий по организации и выполнению технологического процесса и в его составе рабочих операций с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений. Разрабатывается в составе проекта производства работ или в качестве самостоятельного документа;
технологический (строительный, ремонтно-строительный) процесс - совокупность объединенных в технологической и организационной последовательности рабочих операций, характеризующихся неизменностью состава исполнителей и рабочего места. Результатом технологического процесса является продукция, измеряемая в натуральных показателях (квадратный метр оштукатуренной поверхности, кубический метр кирпичной кладки и т.п.).
3. Порядок разработки государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы
3.1. Последовательность работ по разработке государственных элементных сметных норм
Разработка государственных элементных сметных норм ГЭСН (ГЭСНр) включает в себя следующие основные этапы:
- подготовка исходных данных и нормативной базы;
- составление перечня рабочих операций и подсчет объемов работ на принятый измеритель технологического процесса;
- составление калькуляции затрат строительных ресурсов на принятый измеритель технологического процесса;
- составление сводок (выборок) строительных ресурсов из калькуляции затрат строительных ресурсов на измеритель элементных сметных норм;
- составление таблиц ГЭСН (ГЭСНр) по установленной форме с кодированием строительных ресурсов;
- формирование проекта ГЭСН (ГЭСНр), комплектование обосновывающих материалов, необходимых для представления проекта ГЭСН (ГЭСНр) на утверждение.
Перечень измерителей сметных норм, используемых при разработке ГЭСН (ГЭСНр), приводится в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. Подготовка исходных данных и нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм
3.2.1. Подготовка исходных данных для разработки государственных элементных сметных норм выполняется в следующей последовательности:
- уточняются характерные особенности конструкций, сооружений и видов работ, подлежащих нормированию;
- анализируются действующие ГЭСН (ГЭСНр) на предмет наличия (отсутствия) сметных норм на аналогичные виды работ и конструкций;
- определяется необходимый состав исходных данных.
3.2.2. В качестве исходных данных для разработки ГЭСН (ГЭСНр) используются:
- проекты организации строительства, входящие в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- утвержденные лицом, исполняющим строительство, проекты производства работ, дополнительно согласованные с заказчиком строительства* для предоставления в качестве исходных данных для разработки ГЭСН;
- утвержденные в порядке, установленном в Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям, технологические карты на отдельные виды работ или технологический процесс в целом, дополнительно согласованные с заказчиком строительства для предоставления в качестве исходных данных для разработки ГЭСН, требования к составу, содержанию и утверждению технологической карты установлены в Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
- рабочие чертежи, спецификации и ведомости объемов работ по выбранным объектам, которые будут приняты для расчета ГЭСН (ГЭСНр);
- результаты нормативных наблюдений (при проведении нормативных наблюдений);*
- документы в области технического регулирования и стандартизации, (технический регламент, национальный стандарт, международный стандарт, свод правил, специальные технические условия и т.п.).
Конкретный перечень исходных данных формируется с учетом специфики работ, особенностей строительных конструкций и технологии производства соответствующих видов работ.
3.2.3. В состав нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм включаются:
- правила и требования по проектированию, организации, производству и приемке работ, установленные действующими нормативными документами по указанным вопросам;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, профессиональные стандарты;
- Единые и ведомственные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (далее - ЕНиР, ВНиР) 1987 года выпуска (с последующими дополнениями), утвержденная отраслевая нормативная база по труду (отраслевые нормы времени по видам работ);
- правила разработки норм расхода материалов в строительстве;
- правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве.
3.3. Составление перечня рабочих операций и объемов работ
3.3.1. На основании подготовленных исходных данных формируется перечень рабочих операций в составе технологического процесса с подсчетом объемов работ на измеритель технологического процесса.
При использовании методов технического нормирования измеритель технологического процесса принимается в соответствии с фактическим объемом выполняемых работ, по которым проводится наблюдение, и может отличаться от принятого измерителя ГЭСН (ГЭСНр). Пересчет затрат строительных ресурсов на измеритель сметной нормы производится при заполнении соответствующих сводок (выборок).
3.3.2. В качестве измерителей ГЭСН (ГЭСНр) используются единицы измерения, характерные для данного вида работ или возводимых конструкций, сложившиеся и принятые в практике строительства и не требующие сложных расчетов при разработке сметной документации.
3.3.3. Перечень рабочих операций и подсчет объемов работ составляется по форме N 1, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.4. Разработка калькуляции затрат строительных ресурсов
3.4.1. На основании сформированного перечня рабочих операций и объемов работ (форма N 1, Приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям) составляется калькуляция затрат строительных ресурсов на измеритель технологического процесса. В калькуляции затрат строительных ресурсов определяются состав и расход следующих ресурсов:
- затраты труда рабочих-строителей, занятых непосредственно на выполнении строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ, внутрипостроечном транспорте, в чел.-ч;
- потребность в машинах и механизмах, используемых непосредственно при выполнении строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ, а также на внутрипостроечном транспорте, в маш.-ч;
- расход материальных ресурсов в принятых натуральных (физических) единицах измерения.
Определение затрат труда рабочих-строителей, потребности в машинах, механизмах и расхода материальных ресурсов ведется в порядке, изложенном в пп. 3.5., 3.6., 3.7. настоящих Методических рекомендаций.
3.4.2. При составлении калькуляции затрат строительных ресурсов в нее не включаются инструмент и производственный инвентарь, не относящиеся к основным средствам и учитываемые в составе накладных расходов в соответствии с Методическими рекомендациями по определению величины накладных расходов в строительстве, а также производственные приспособления и оборудование, учитываемые в составе норм амортизационных отчислений в составе титульных временных зданий и сооружений.
3.4.3. Калькуляция затрат строительных ресурсов составляется по форме N 2, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. Определение норм затрат труда рабочих-строителей
3.5.1. Нормы затрат труда рабочих-строителей при разработке государственных элементных сметных норм определяются на основании действующей нормативной базы по труду (сборники ЕНиР и ВНиР, утвержденная отраслевая нормативная база по труду) и при помощи методов технического нормирования. Основным методом технического нормирования является метод нормативных наблюдений, основанный на фиксации и документировании затрат труда рабочих-строителей, времени использования машин и, при необходимости, расхода материальных ресурсов.
Основные положения технического нормирования приведены в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Нормы затрат труда, приведенные в сборниках ЕНиР и ВНиР, в утвержденной отраслевой нормативной базе по труду применяются в тех случаях, когда предусмотренные в них технологии (состав) выполняемых работ, а также численно-квалификационный состав звена исполнителей являются актуальными для вида работ, на который разрабатывается государственная элементная сметная норма. Возможность использования указанных сборников в этом случае обосновывается в пояснительной записке.
3.5.2. На основании выборки норм затрат труда рабочих-строителей, установленных по всем рабочим операциям, включенным в калькуляцию затрат строительных ресурсов, составляется сводка затрат труда рабочих-строителей по форме N 3, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5.3. В сводку затрат труда рабочих-строителей включаются, в том числе, затраты труда рабочих, занятых на внутрипостроечном транспорте материальных ресурсов от приобъектного склада до рабочей зоны и в пределах рабочей зоны, включая погрузочно-разгрузочные работы (вспомогательных рабочих, такелажников).
3.5.4. Для учета мелких, трудно поддающихся учету операций, неизбежных даже при оптимальной организации труда, к итоговому показателю затрат труда рабочих-строителей, рассчитанному в сводке затрат труда, применяется поправочный коэффициент К = 1,03.
3.5.5. Средний разряд работы рассчитывается как средневзвешенный с учетом трудоемкости работ (количества чел.-ч), выполняемых рабочими-строителями соответствующих разрядов.
3.5.6. Затраты труда рабочих, обслуживающих строительные машины (машинистов), в сводку затрат труда рабочих-строителей не включаются.
3.5.7. Затраты труда машинистов определяются на основе сводной ведомости (сводки) строительных ресурсов и включаются в соответствующие графы сводки потребности в строительных машинах, механизмах и затратах труда машинистов.
3.6. Определение потребности в машинах и механизмах
3.6.1. Потребность в машинах и механизмах по видам работ определяется методами технического нормирования в порядке, изложенном в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям, или на основании действующей нормативной базы по труду (ЕНиР и ВНиР, утвержденная отраслевая нормативная база по труду) при соответствующем обосновании.
3.6.2. В том случае, когда затраты труда рабочих-строителей, занятых на механизированных операциях, определяются на основе ЕНиР или ВНиР и при этом в используемом параграфе ЕНиР (ВНиР) не приводятся нормы затрат машинного времени, они рассчитываются делением нормы затрат труда рабочих-строителей (чел.-ч) на число рабочих в звене и на количество звеньев, обслуживаемых данной машиной.
3.6.3. В случае разработки сметных норм на выполнение комплексных механизированных процессов (например, в дорожном строительстве) соответствующие затраты времени работы строительных машин, участвующих в комплексном процессе, определяются по затратам времени ведущей машины. Подбор машин в комплексном процессе производится исходя из условий обеспечения оптимального использования каждой из машин, участвующих в процессе.
При этом под комплексным механизированным процессом понимается совокупность одновременно выполняемых и организационно зависящих друг от друга рабочих операций с использованием строительных машин, объединенных единством конечного результата процесса.
3.6.4. Порядок учета затрат на эксплуатацию механизированного инструмента, учитываемого в калькуляциях затрат строительных ресурсов, принимается в соответствии с Методикой определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.
3.6.5. На основании норм затрат машинного времени (времени эксплуатации машин), установленных по всем механизированным рабочим операциям, включенным в калькуляцию затрат строительных ресурсов, составляется сводка потребности в машинах, механизмах и затратах труда машинистов. Указанная сводка составляется по форме N 4, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.7. Определение потребности в материальных ресурсах
3.7.1. Потребность в материальных ресурсах определяется на основании действующих сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и специальных строительных работ.
При отсутствии действующих норм расхода строительных материалов необходимое количество материальных ресурсов для выполнения соответствующего вида работ (рабочей операции) определяется по имеющимся исходным данным (рабочим чертежам, спецификациям, технологическим картам и т.п.). В случае недостаточности исходных данных нормы расхода материальных ресурсов определяются методами технического нормирования с учетом правил разработки норм расхода материалов в строительстве.
3.7.2. В калькуляциях и сводках затрат к ним наименования и технические характеристики материальных ресурсов принимаются в соответствии с Классификатором строительных ресурсов.
3.7.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при составлении локальных смет подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обобщенным наименованием, без указания конкретных характеристик. По материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (провода, трубы, металлические конструкции и др.), указываются только их наименования и необходимые технические характеристики, а расход обозначается литерой "П".
3.7.4. При определении потребности в строительных материалах необходимо учитывать неизбежные трудноустранимые потери и отходы, возникающие при их перемещении от приобъектного склада до места использования (потери, естественная убыль) и при обработке материалов в процессе строительного производства (отходы).
Величина трудноустранимых потерь и отходов материалов определяется в соответствии с правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве.
При отсутствии для конкретного материала действующей нормы потерь и отходов допускается применение соответствующей нормы для аналогичного материала, а при отсутствии аналога - расчетных данных в соответствии с требованиями технической документации предприятий - изготовителей материалов.
3.7.5. Потребность в оборачиваемых материалах определяется с учетом возврата после каждой разборки устройств и дополнительного расхода материалов на их восстановление в соответствии с правилами разработки норм расхода материалов в строительстве.
Нормы оборачиваемости отдельных видов материалов, изделий и конструкций приведены в Приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям. Для видов материалов, не указанных в Приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям, кратность оборачиваемости определяется на основании проекта организации строительства, других проектных данных, а при их отсутствии - по расчету.
3.7.6. Сводка потребности в материальных ресурсах составляется по форме N 5, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.8. Учет затрат на внутрипостроечный транспорт материальных ресурсов
3.8.1. Затраты, связанные с доставкой материальных ресурсов от места их заготовки (приобретения) до приобъектного склада (включая выгрузку на приобъектном складе), в состав элементных сметных норм не включаются. Порядок определения указанных затрат устанавливается соответствующими нормативно-методическими документами.
3.8.2. Затраты на погрузку материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе, горизонтальный и вертикальный транспорт от приобъектного склада до места их использования (укладки в дело) учитываются в калькуляциях проектируемых сметных норм на возведение строительных конструкций или выполнение соответствующих видов работ согласно принятым при разработке особенностям организации строительства и технологии производства строительных и ремонтно-строительных работ. Соответствующие указания включаются в раздел "Общие положения".
Для горизонтального транспорта расстояние перемещения материалов, изделий и конструкций в пределах строительной площадки не должно превышать 1 км.
3.8.3. Затраты труда рабочих, занятых на внутрипостроечном транспорте (вспомогательных рабочих, такелажников), учитываются в сводке затрат труда рабочих-строителей (форма N 3, Приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
Затраты времени эксплуатации машин, на внутрипостроечном транспорте, включаются в сводку потребности в строительных машинах, механизмах и затратах труда машинистов по форме N 4, приведенной в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Состав и содержание государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, отражение их в структуре сборников
4.1. На основании сводок затрат труда рабочих-строителей, потребности в строительных машинах, механизмах и затратах труда машинистов, расхода материальных ресурсов (формы NN 3, 4, 5 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям) формируется элементная сметная норма. Элементные сметные нормы на однородные виды строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ или конструкций, отличающихся отдельными характеристиками, объединяются в таблицы ГЭСН (ГЭСНр). Форма таблицы сметной нормы приведена в Приложении 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
В таблицы ГЭСН (ГЭСНр) включаются:
- наименования и технические характеристики норм;
- состав работ, содержащий полный перечень основных рабочих операций;
измерители норм;
- средний разряд работы;
- показатели норм по элементам затрат (строительным ресурсам).
4.2. Каждому виду элементов затрат в таблице ГЭСН (ГЭСНр) присваиваются коды в соответствии с Классификатором строительных ресурсов. При отсутствии кода на отдельные ресурсы вместо него вписывается временное обозначение.
4.3. Присвоение шифров таблицам государственных элементных сметных норм, а также каждому виду элементов затрат в таблицах ГЭСН (ГЭСНр) осуществляется централизованно уполномоченной организацией, в соответствии с действующими правилами.
4.4. Кроме таблиц ГЭСН (ГЭСНр), включаемых в соответствующие сборники, в структуру государственных элементных сметных норм входят разделы "Общие положения", "Исчисление объемов работ" и "Приложения".
В раздел "Общие положения" включается информация об основных показателях, особенностях и условиях выполнения работ, учтенных в ГЭСН (ГЭСНр), а также перечень общих требований и положений о порядке применения элементных сметных норм.
В раздел "Исчисление объемов работ" включаются правила, формулы и примеры расчетов объемов работ.
В раздел "Приложения", при необходимости, включаются:
- справочные материалы (классификация грунтов по группам, оборачиваемость материалов, учтенных ГЭСН (ГЭСНр), классы бетона и т.п.);
- коэффициенты, учитывающие особые условия производства работ и особенности конструкций. Указанные коэффициенты разрабатываются в целях сокращения количества элементных сметных норм на аналогичные виды работ и конструкций при изменении условий производства работ, технологий, замене строительных материалов, строительных машин и т.п. Необходимость включения в раздел таких коэффициентов должна быть обоснована, а их величины подтверждаться соответствующими расчетами.
Коэффициенты, включенные в раздел "Приложения", не должны дублировать коэффициенты, учитывающие стесненные и другие усложненные условия производства работ.
4.5. Таблицам ГЭСН (ГЭСНр) присваивается шифр, который состоит из номера сборника, номера раздела в составе сборника и порядкового номера таблицы. При нумерации таблиц рекомендуется оставлять резерв для выпуска дополнений к ГЭСН (ГЭСНр).
Полное обозначение государственной элементной сметной нормы (шифр) имеет следующую структуру:
ХХ-ХХ-ХХХ-ХХ,
где:
1-й и 2-й знаки - номер сборника,
3-й и 4-й знаки - номер раздела сборника,
5-й, 6-й и 7-й знаки - номер таблицы раздела,
8-й и 9-й знаки - порядковый номер нормы в таблице.
Например, в государственной элементной сметной норме 15-02-016-04:
15 - сборник "Отделочные работы",
02 - раздел "Штукатурные работы",
016 - таблицы "Штукатурка поверхностей цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону",
04 - порядковый номер нормы "Штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону: улучшенная потолков".
5. Подготовка к утверждению проектов государственных элементных сметных норм
5.1. Проекты государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы и обосновывающие материалы к ним представляются на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном порядке, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.2. Для каждого разработанного проекта государственной элементной сметной нормы на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы оформляются следующие обосновывающие документы:
- проект таблицы элементных сметных норм по форме Приложения 7 к настоящим Методическим рекомендациям;
- пояснительная записка, в которой приводятся основания необходимости разработки государственной элементной сметной нормы, указывается вид разрабатываемой ГЭСН (ГЭСНр) - для последующего ее включения в номенклатуру действующих государственных элементных сметных норм, представляются реквизиты технического заказчика строительства и организации - разработчика проектов государственных элементных сметных норм, наименование и адрес заявителя, приводятся нормативные обоснования методов и условий работ, включается другая информация, имеющая, по мнению заявителя, отношение к разработке ГЭСН (ГЭСНр);
- обосновывающие материалы к проекту государственной элементной сметной нормы, включающие:
- исходные данные, использованные при разработке государственной элементной сметной нормы;
- результаты нормативных наблюдений и таблица вывода норм (при проведении нормативных наблюдений);
- перечень рабочих операций и объемов работ к калькуляции строительных ресурсов по форме N 1 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
- калькуляция затрат строительных ресурсов по форме N 2 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
- сводка затрат труда рабочих-строителей по форме N 3 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
- сводка потребности в строительных машинах, механизмах и затратах труда машинистов по форме N 4 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
- сводка расхода материальных ресурсов по форме N 5 Приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.3. Проект таблицы ГЭСН (ГЭСНр), обосновывающие документы к проекту ГЭСН (ГЭСНр) и пояснительная записка подписываются, брошюруются, прошиваются и заверяются печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) заявителя.
5.4. Пример разработки государственной элементной сметной нормы приведен в Приложении 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
______________________________
* Для целей применения в настоящих Методических рекомендациях под термином "Заказчики строительства" - понимаются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 февраля 2017 г. N 76/пр)
Настоящие Методические рекомендации вводятся в действие с 31 марта 2017 г.
Текст документа опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", 2017 г., N 3с (специальный выпуск)
Приказом Минстроя России от 4 сентября 2019 г. N 508/ПР приказ Минстроя России от 8 февраля 2017 г. N 76/пр признан утратившим силу с 4 сентября 2019 г.