Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением девятой сессии Бердского городского Совета депутатов от 21 декабря 2006 г. N 184 действие настоящей программы продлено на 2007-2011 годы
Приложение N 1
к решению 12 сессии Совета
депутатов первого созыва
муниципального образования
г. Бердска от 22.04.2004 г. N 180
Паспорт
городской комплексной программы
1. Полное название программы |
Городская комплексная программа "Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Бердска" |
2. Государственный заказчик программы |
Администрация муниципального образования г. Бердска |
3. Разработчик программы |
Муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям "Юнона" г. Бердска |
4. Руководитель программы |
Первый заместитель главы администрации муниципального образования г. Бердска Яркова Л.В. |
5. Цель программы | Предупреждение распространения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Бердска; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6. Место реализации | Новосибирская область, г. Бердск |
7. Ожидаемый результат |
Стабилизация роста безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города и последующее его снижение |
8. Объем и источники финансирования |
Федеральный бюджет Местный бюджет 2004 г. - 701,8 тыс. рублей 2004 г. - 3780,1 тыс. рублей 2005 г. - 586,2 тыс. рублей 2005 г. - 4916,4 тыс. рублей 2006 г. - 623,0 тыс. рублей 2006 г. - 4657,9 тыс. рублей |
9. Сроки реализации | 2004-2006 гг. |
10. Основные участники реализации программы |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление социальной защиты населения, Управление образования, Центральная городская больница, Отдел внутренних дел, Отдел культуры, ГУ "Бердский городской центр занятости населения", Отдел по делам молодежи, Отдел физической культуры и спорта, Учреждения образования (дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования), Учебные заведения профессиональной направленности |
11. Контроль за реализацией программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет первый заместитель главы администрации муниципального образования г. Бердска Яркова Л.В. Контроль включает отчетность о реализации программных мероприятий не реже двух раз в год; - контроль за рациональным использованием участниками реализации программы выделяемых финансовых средств; - контроль за качеством реализуемых участниками программных мероприятий. |
Городская комплексная программа
"Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории города Бердска" на 2004-2006 годы
Общие положения
Разработка городской комплексной программы "Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Бердска" на 2004-2006 годы обусловлена необходимостью принятия экстренных мер по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений на территории города.
Реализация программы позволит контролировать показатели социально неблагополучной обстановки в городе, стабилизировать рост безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних на городском уровне, добиться снижения этого показателя.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", во исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 г. N 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних", постановления главы администрации Новосибирской области от 30.03.03 г. N 269 "О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Новосибирской области" и постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новосибирской области от 18.06.2003 г. N 4, во исполнение распоряжения главы администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области от 05.08.2003 года N 1808-р "О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в городе Бердске".
Нормативно-правовая основа
Комплексная городская программа "Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Бердска" на 2004-2006 годы (далее Программа) разработана с учетом законодательства Российской Федерации:
- Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федерального закона "Об образовании";
- Семейного кодекса РФ;
- Федерального закона "О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
- Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ";
- "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите прав";
- Кодекса об административных правонарушениях;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Актуальность программы
Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности в детской и подростковой среде.
Проблема безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является одним из самых острых социальных недугов, как на территории Российской Федерации, так и в масштабах Новосибирской области, в общем, и города Бердска, в частности. В городе Бердске на учете в службах, включенных в государственную систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, на начало 2004 года состояло 1017 семей "группы риска", в которых проживают 1629 несовершеннолетних.
В городе проводятся мероприятия, влияющие на состояние безнадзорности и преступности несовершеннолетних.
В соответствии с законодательством организована работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав.
Отделом внутренних дел проводится работа, направленная на получение оперативной информации в отношении организованных групп и лиц с криминальной направленностью, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность.
На учете в ПДН ГОВД состоит 455 несовершеннолетних и 294 семьи "группы риска", 11 несовершеннолетних, совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность и 45 условно осужденных несовершеннолетних.
В целях общей профилактики безнадзорности в городе создано отделение приюта в МУ "Территориальном центр социальной помощи семье и детям "Юнона" для детей оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию (ежегодно через него проходит порядка 130 детей) и отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних (где на патронатном учете состоит более 170 семей).
Создаются условия для обеспечения занятости родителей, в городе имеются вакантные рабочие места. Уровень безработицы не превышает 0,6% от экономически активного населения.
Для улучшения индивидуальной профилактической работы с подростками перед отделом внутренних дел поставлена задача укомплектования подразделения по делам несовершеннолетних квалифицированными кадрами.
В целях обеспечения доступности образования дети с ограниченными возможностями обучаются по индивидуальной программе. Уделяется внимание компенсирующему обучению, направленному на решение проблем школьной неуспеваемости и создания адекватных условий обучения и воспитания. В городе существует вечерняя сменная школа, профессиональные классы в профессиональных училищах.
Решен вопрос по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. На базе всех школ и детских садов работают психологи ЦО "Пеликан". Успешно действует "Телефон доверия".
В городе осуществляются городские целевые программы по противодействию распространения наркотиков и ПАВ среди детей и молодежи, профилактике СПИД/ВИЧ, заболеваний передающихся половым путем, программы летней занятости несовершеннолетних, "Культура города Бердска", "Молодежь города".
Вместе с тем, существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в виду отсутствия комплексного подхода к решению проблемы не в полной мере обеспечивают достаточный уровень профилактики детской безнадзорности.
Назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что позволит обеспечить непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми. Комплексная городская программа "Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Бердска" на 2004-2006 сформирована с учетом необходимости решения задач в области профилактики безнадзорности и является системой действий по реализации федерального законодательства.
Цель и задачи программы
Целью программы является предупреждение распространения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Бердска.
Для реализации цели предусматривается решение следующих задач:
- издание распорядительных документов создающих систему профилактики, своевременного выявления, реабилитации семей "группы риска" в учреждениях, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности;
- повышение эффективности работы учреждений входящих в государственную систему профилактики безнадзорности;
- создание системы действенных мер по защите прав детей, расширение у населения опыта использования правовой, социально-психологической информации в жизни для обеспечения большей личной безопасности и правового опыта, правовое просвещение населения;
- обеспечение выявления безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также "неблагополучных" семей, в которых несовершеннолетние находятся в кризисной ситуации всеми учреждениями входящими в государственную систему профилактики безнадзорности;
- обеспечить непрерывности в работе с социально дезадаптированными детьми, разработка и обеспечение реализации комплексных и индивидуальных программ социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении всеми учреждениями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности;
- оказание своевременной медицинской помощи и последующей реабилитации детей с химической зависимостью;
- актуализация потребности у детей и родителей в здоровом образе жизни, организация семейного досуга;
Категории населения, в отношении которых реализуется программа
Семьи, имеющие несовершеннолетних детей, в том числе:
несовершеннолетние, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
- безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
- несовершеннолетние из семей, находящиеся в социально-опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- несовершеннолетние, совершившие правонарушения, повлекшее применение мер административного взыскания;
- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
- совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденные уголовно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Семьи, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
- родители или законные представители несовершеннолетних, не должным образом исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияющие на поведение своих несовершеннолетних детей;
- родители, ведущие аморальный, криминогенный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- родители, осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
- родители, намеренно создающие неблагоприятный психологический микроклимат в семье, жестоко обращающиеся с детьми;
- семьи, имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов или лиц, страдающих психологическими заболеваниями, склонными к суициду;
- дети и подростки, нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;
- дети и подростки, допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, обращение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), пережившие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями.
Содержание и направления программы
Основным содержанием программы является проведение комплексной профилактики, направленной на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемой в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основные направления реализации программы:
- диагностическое направление;
- методическое направление;
- организационное направление;
Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий (Приложение N 1) включает следующие разделы:
1 - наименование мероприятий;
2 - исполнители мероприятий;
3 - сроки исполнения;
4 - затраты (в тыс. руб.);
5 - источники финансирования.
Реализация программы рассчитана на период 2004-2006 гг.
Начало реализации программы 01.01.2004 г., окончание - 31.12.2006 г.
Финансирование программы
Программа реализуется за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных средств. Объемы финансирования программных мероприятий на 2004-2006 гг., в ценах 2003 года, составляют 5835,1 тыс. рублей; из них 1766,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 4068,4 тыс. рублей - средства местного бюджета (Приложение N 1).
Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит:
- оказывать своевременную социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- повысить эффективность мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- улучшить взаимодействие служб и ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности и беспризорности;
- стабилизировать рост числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а впоследствии и снизить это число;
- решить проблему неорганизованности несовершеннолетних и "скрытого отсева" в образовательных учреждениях;
- снизить уровень преступности и правонарушений;
- стабилизировать, а впоследствии снизить, рост числа несовершеннолетних правонарушителей;
- выйти на уровень "ранней" профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, как на более эффективную форму предупреждения возникновения социально-опасных ситуаций.
Ожидаемые результаты по окончании реализации программы
- Предотвращение роста безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Бердска и последующее его снижение;
- отработка четкой системы выявления, постановки на учет, взаимоинформирования, и работы с неблагополучными семьями отделами администрации муниципального образования города;
- увеличение числа семей "группы риска", получивших своевременную и действенную помощь со стороны государства;
- уменьшение криминального влияния микросреды на конкретных лиц, снижение возможности обстоятельств насилия, семейного дебоширства и других правонарушений и преступлений в отношении личности в семье и ближайшем окружении;
- повышение квалификации специалистов в вопросах работы с семьей, детьми;
- повышение уровня индивидуальной профилактической работы с родителями и подростками;
- формирование системы социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и специалистов по вопросам эффективной работы с неблагополучными семьями, детьми-сиротами;
- повышение социальной защищенности детей;
- снижение числа детей с различного рода аддикциями;
- поддержание семейных традиций;
- формирование приоритета здорового образа жизни;
- осознание ответственности родителей за физическое и психическое здоровье детей: понимании родителями важности раннего детства для формирования позитивного жизненного сценария ребенка.
Контроль за ходом реализации программы
Информацию (отчеты) о ходе реализации программных мероприятий руководители служб и ведомств предоставляют один раз в полугодие до 10 числа месяца, следующего за окончанием полугодия в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования города Бердска.
Заказчик программы совместно с управлением финансов и налоговой политика администрации муниципального образования города уточняет ежегодные объемы финансирования программы из указанных источников финансирования, исходя из возможностей местного бюджета, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию программы.
Основные исполнители программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению мероприятий: осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных программой мероприятий; подготавливают и направляют заказчику предложения к ежегодному объему финансирования с соответствующими обоснованиями.
Руководитель программы ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся программы (заключения, отчеты, постановления, распоряжения, утвержденную программу, бюджетные заявки, результаты анализов хода выполнения мероприятий).
Руководитель программы осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий, выявляет их отклонения от предусмотренных результатов, устанавливает причины и определяет меры по их устранению.
Руководитель программы раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия, предоставляет Заказчику программы информацию о ходе реализации программы.
Определение понятий
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Семья "группы риска" - семья, в которой проявляется отрицательное влияние факторов социального риска на социальное функционирование семьи, в том числе на физическое, психологическое и социальное здоровье детей.
К факторам социального риска относятся:
а) социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи; нерегулярные доходы; плохие жилищные условия или полное их отсутствие), влияющие на процесс воспитания детей и приводящее к отсутствию внимания к детям со стороны родителей;
б) медико-социальные (инвалидность либо хроническое заболевание детей, родителей или других членов семьи; вредные условия работы родителей; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);
в) социально-демографические (неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними родителями, с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
г) социально-психологические (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; педагогической несостоятельностью родителей или их низким образовательным уровнем);
д) криминальные (аморальные и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов, разделяющих нормы и традиции преступной среды); алкоголизм и наркомания.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельства которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Социальный патронаж - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой, социально-правовой и других видов помощи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
"Скрытый отсев", - учащиеся, уклоняющиеся от обучения, имеющие 30% и более пропусков уроков без причины;
КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав.
УСЗН - управление социальной защиты населения администрации МО г. Бердска.
УО - Управление образования администрации МО г. Бердска.
ОУ - Образовательные учреждения
УЗПН - учебные заведения профессиональной направленности
ГУЗ БЦГБ - государственное учреждение здравоохранения "Бердская центральная городская больница".
ОК - отдел культуры администрации МО г. Бердска.
ГОВД - отдел внутренних дел г. Бердска.
ОДМ - отдел по делам молодежи администрации МО г. Бердска.
ГУ БГЦЗН - государственное учреждение "Бердский городской центр занятости населения".
ОФКиС - отдел физкультуры и спорта.
МУ ТЦСПСиД "Юнона" - муниципальное учреждение "Территориальный центр социальной помощи семье и детям "Юнона".
МУ КЦСОН - муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения".
КМЖ - клуб по месту жительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.