2. Возложить ответственность за координацию работы по реализации программы на начальника отдела по делам молодежи Р.К.Устинову.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на первого заместителя главы Л.В.Яркову и председателя комиссии по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Совета депутатов г. Бердска первого созыва А.Н.Русакова.
Глава городского самоуправления |
А.Г.Терепа |
Программа
"Молодежь города Бердска" (2004-2006 гг.)
(утв. решением 12 сессии Совета депутатов г. Бердска от 26 февраля 2004 г. N 160)
Об исполнении городской комплексной программы "Молодежь г.Бердска" (2004-2006 гг.) см. решение девятой сессии Бердского городского Совета от 21 декабря 2006 г. N 180
Об исполнении городской комплексной программы "Молодежь г.Бердска" в 2004 году см. Решение девятнадцатой сессии Бердского городского Совета депутатов от 21 апреля 2005 г. N 331
"Молодежь г. Бердска" /городская комплексная целевая программа
реализации молодежной политики в малом городе. Бердск, 2004 г./
Авторы - разработчики:
Устинова Р.К. - начальник отдела по делам молодежи администрации муниципального образования г. Бердска Аллахвердиева С.С. - заместитель начальника муниципального учреждения "Отдел по делам молодежи"
Гусельникова З.В., Тузова Ж.Л., Самарская Т.Н., Филонова Н.В., Гареева Н.В., Николаева И.В., Яхонтов И.Г., Просолупова О.П., Перминова Е.П., Концевая Л.В., - специалисты и руководители структурных учреждений муниципального учреждения "Отдел по делам молодежи".
Программа была разработана при участии и поддержке сотрудников отделов администрации (управления образования, отдела культуры, управления социальной защиты, отдела труда, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), государственного учреждения "Бердский городской центр занятости населения", городского военного комиссариата, городского отдела внутренних дел, ГУЗ "Бердская центральная городская больница"; студенческих и ученических органов самоуправления, детских и молодежных общественных организаций г. Бердска
Программа утверждена _______ сессией Совета депутатов г. Бердска
______ 2004 г.
Рецензент:
Пель В.С. - кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, директор Института молодежной политики и социальной работы.
Отдел по делам молодежи
633190, г. Бердск, К.Маркса, 29
т. (241) 2-08-10, 2-08-13, т/факс 2-08-10
Информационная карта
Городской комплексной целевой программы "Молодежь
г. Бердска" на 2004-2006 гг.
Наименование программы |
Городская комплексная целевая программа "Молодежь г. Бердска" (2004-2006 гг.) |
Заказчик | Администрация муниципального образования г. Бердска |
Основание для разработки |
Решение сессии Совета депутатов первого созыва от 12.11.03 N 114 "О реализации городской комплексной программы "Молодежь г. Бердска 2000-2003 гг." |
Разработчик и координатор программы |
Отдел по делам молодежи администрации муниципального образования г. Бердска |
Руководитель программы |
Первый заместитель главы администрации муниципального образования г. Бердска |
Цель программы |
Создание условий для развития системы мероприятий, направленных на осуществление государственной молодежной политики, создание правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, достижении личного успеха, становления, самореализации и включения молодежи в общественную, культурную и политическую жизнь города. |
Задачи | - Обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека; - Создание условий для профессиональной востребованности, занятости молодых кадров, развития предпринимательства в молодежной среде; - Обеспечение адресной государственной помощи и социальной защиты наиболее нуждающимся молодым гражданам, молодой семье; - Создание условий для развития Советов молодых специалистов в организациях и на предприятиях города, независимо от форм собственности. Разработка мероприятий в области молодежной политики, направленные на выявление и поддержку талантов и творческих инициатив работающей молодежи; - Содействие развитию позитивных молодежных объединений, движений, инициатив, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти; - Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде, развитие системы уличной социальной работы, социальных служб и клубов для молодежи и подростков; - Содействие развитию нравственных и духовных личностных качеств молодых людей, гражданскому становлению и патриотическому воспитанию молодежи, формирование и пропаганда положительного образа современного молодого человека; - Содействие интеллектуальному и творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи; - Развитие массовых видов детского студенческого и молодежно-семейного отдыха и туризма; - Содействие развитию информационной и законодательной базы в сфере молодежной политики. |
Сроки реализации |
2004-2006 гг. |
Источники финансирования |
- Федеральный, областной, местный бюджеты - Внебюджетные средства участников реализации программы - Привлеченные средства - Благотворительные взносы юридических и физических лиц |
Место реализации |
г. Бердск Новосибирской области |
Основные исполнители программы |
Отделы и службы администрации муниципального образования г. Бердска - Отдел по делам молодежи - Управление образования - Отдел культуры - Отдел физической культуры и спорта - Управление социальной защиты населения - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ГУЗ "Бердская центральная городская больница" Военный комиссариат г. Бердска Отдел внутренних дел г. Бердска ГУ "Городской центр занятости населения" |
Предполагаемые результаты |
Программа "Молодежь г. Бердска на 2004-2006 годы является среднесрочной программой и состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения Программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам. Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социально-экономических молодежных проблем и приведет к: - включению молодежи в процесс принятия решений по вопросам молодежной политики, формированию у молодежи опыта участия в социально-экономических и общественных процессах, росту числа реализованных общественных молодежных инициатив по решению социальных проблем города; - активизации деятельности детских и молодежных объединений, росту детских и молодежных объединений, действующих на территории города; - повышению уровня гражданского, военно-патриотического воспитания молодежи, духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодых бердчан; - созданию центров общественной активности, локализованных в микрорайонах на базе клубов по месту жительства, активизации молодежи по созданию условий для ведения здорового образа жизни, в благоустройстве дворовых территорий и организации досуга в микрорайоне. |
1. Обоснование необходимости принятия программы
"Молодежь города Бердска" на 2004-2006 годы
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых. Молодежь является мощной созидательной силой, она определяет настоящее и будущее.
По статистическим данным на 1.01.2003 г. Молодежи в трудоспособном возрасте (14-29 лет) в г. Бердске 20368 человек (от общего количества населения 22,9%). Из них работают - 5761 человек (от общего количества молодежи 28,3%).
Обучаются в 14 общеобразовательных школах города 10296 человека в возрасте 7-17 лет; в ПУ, ССУЗах - 3739 чел.; в филиалах высших учебных заведений г. Новосибирска расположенных на территории города 2460 чел.
В городе функционируют 5 учебных заведений профессиональной направленности: ПУ-16, ПУ-47, ПУ-56, ПУ-76, профессиональный лицей N 38. 3 средних специальных учебных заведения: Бердский техникум менеджмента и рынка, Бердское медицинское училище, Бердский электромеханический техникум, 8 филиалов и представительств высших учебных заведений.
Возможность получения дополнительного образования предоставляют: Городской центр детского творчества, художественная школа "Весна", шахматная школа "Маэстро", экономическая школа, станция юных натуралистов, станция юных техников, школа искусств, детская музыкальная школа, спортивные секции и объединения детских юношеских спортивных школ "Бердск", "Авангард", "Восток".
Городская комплексная программа "Молодежь г. Бердска 2004-2006 гг." является логическим продолжением программы "Молодежь г. Бердска 2000-2003 гг.".
Анализируя в целом выполнение программы за период 2000-2003 гг., необходимо отметить, что в городе созданы базовые условия для социального становления, культурного, духовного и физического развития молодежи, вовлечения молодого поколения бердчан в сферу социально-экономической, политической и культурной жизни общества, позитивной самореализации молодых жителей города. Сохранена и развивается система проведения традиционных мероприятий для подростков и молодежи, восстанавливаются, обновляются мероприятия, имевшие важное социальное и воспитательное значение.
Набирают силу и активность органы детского и молодежного самоуправления, молодые лидеры бердских предприятий и учреждений, независимо от форм собственности. Итогом деятельности детских и молодежных общественных объединений, школьных и студенческих органов самоуправления стало создание в ноябре 2003 года Молодежного Парламента г. Бердска.
С целью привлечения внимания общественности и организаций города к участию в реализации молодежной политики, повышения общественной активности молодежи, стало традицией проведение Форумов молодежи г. Бердска, участниками которых являются все социальные группы молодежи. В 2003 году в рамках 3 Форума молодежи прошел семинар-совещание Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, на котором был обобщен опыт реализации молодежной политики на примере малых городов АСДГ, а также подведены итоги реализации молодежной политики на территории г. Бердска за 2000-2003 гг.
Активизировалась роль предприятий и учреждений в реализации молодежной политики, расширились действия по решению проблем круглогодичной занятости молодежи.
Однако за период реализации программы определилось и ряд проблем это:
- кадровое обеспечение молодежной политики;
- финансовое обеспечение, что не позволило в полном объеме осуществить некоторые программные мероприятия (поощрение лучших активистов путевками в ВДЦ "Орленок", "Океан", организовать тематические профильные смены в загородных оздоровительных лагерях, временное трудоустройство молодежи не только в летний период, но и на протяжении всего года);
- отсутствие отработанной системы мероприятий по взаимодействию предприятий и организаций города с городским центром занятости населения, учебными заведениями в направлении содействия профориентации молодежи;
- формирование Советов молодежи на предприятиях города;
- создание системы социально-экономической поддержки и укреплению молодой семьи.
Актуальность разработки программы обусловлена решением данных проблем, а также следующими факторами:
- нарастанием негативных тенденций в молодежной среде, имеющих социально опасные последствия;
- необходимостью концентрации ресурсов и деятельности на приоритетных направлениях работы с молодежью, с возможностью поэтапного контроля результативности в достижении поставленных целей;
- необходимостью поиска и апробации новых подходов к молодежной политике, форм, методов и технологий в работе с различными целевыми группами молодежи, основанных на использовании творческого потенциала самих молодых людей и на привлечении к работе с подростками и молодежью различных организаций города и заинтересованных жителей.
2. Целеполагание
Цель программы:
Создание условий для развития системы мероприятий, направленных на осуществление государственной молодежной политики, создание правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, достижении личного успеха, становления, самореализации и включения молодежи в общественную, культурную и политическую жизнь города.
Задачи:
- Обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека;
- Создание условий для профессиональной востребованности, занятости молодых кадров, развития предпринимательства в молодежной среде;
- Обеспечение адресной государственной помощи и социальной защиты наиболее нуждающимся молодым гражданам, молодой семье;
- Создание условий для развития Советов молодых специалистов в организациях и на предприятиях города, независимо от форм собственности. Разработка мероприятий в области молодежной политики, направленные на выявление и поддержку талантов и творческих инициатив работающей молодежи;
- Содействие развитию позитивных молодежных объединений, движений, инициатив, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти;
- Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде, развитие системы уличной социальной работы, социальных служб и клубов для молодежи и подростков;
- Содействие развитию нравственных и духовных личностных качеств молодых людей, гражданскому становлению и патриотическому воспитанию молодежи, формирование и пропаганда положительного образа современного молодого человека;
- Содействие интеллектуальному и творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- Развитие массовых видов детского студенческого и молодежно-семейного отдыха и туризма;
- Содействие развитию информационной и законодательной базы в сфере молодежной политики.
3. Нормативно-правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89
- Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 16.09.92 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"
- Федеральная целевая Программа "Молодежь России. 2001-2005 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1015
- Законы Российской Федерации "Об образовании", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг."
- Областная целевая программа "Дети Новосибирской области".
Нумерация приводится в соответствии с источником
3. Принципы реализации программы
Муниципальная молодежная политика проводится в отношении:
- граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодых семей, т.е. семей в первые (3-5 лет) после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-ти летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежных и детских объединений.
Основными принципами реализации программы являются:
Целостность. Городская программа разрабатывается в рамках общефедеральной молодежной политики и реализуется в форме взаимосвязанных и взаимообусловленных подпрограмм.
Системность. Жесткое увязывание целей, задач, мероприятий и результатов программы.
Комплексность. Для реализации программы необходимо объединение усилий различных ведомств при координирующей роли отдела по делам молодежи.
Преемственность. Программа разрабатывается с опорой на достигнутые результаты и сложившиеся традиции.
Адресность. Программа ориентирована на конкретные социальные группы, однако, учитывая задачи адаптации молодежной политики к современным условиям, программа "Молодежь г. Бердска" заостряет внимание на более тщательной дифференциации объектов молодежной политики (деление молодежи на три возрастные категории: 14-18 лет; 19-23 года; 24-30 лет), определении приоритетов для каждой категории и точной адресности при законотворчестве, проводимых мероприятиях и направлении финансовых потоков.
Опора на потенциал молодежи. Реализация программы должна осуществляться через создание условий для активного включения молодежи, детских и молодежных организаций, организаций, работающих с детьми и молодежью в решении задач по приоритетным направлениям молодежной политики.
Ответственность. Исполнительные и законодательные ветви власти ответственны перед молодым поколением города за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние города, а молодое поколение ответственно за сохранение и приумножение полученного наследия.
4. Этапы и основные направления реализации программы
Программа "Молодежь г. Бердска" представлена комплексом подпрограмм по основным направлениям молодежной политики. Программа рассчитана на период с 2004 по 2006 годы, является среднесрочной и состоит из трех этапов. Продолжительность каждого составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения Программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам.
Каждый этап условно можно разделить на 3 периода:
Организационно-подготовительная деятельность. Включает в себя мероприятия по изучению вопросов реализации программы и создания организационной основы.
Основная деятельность. Организация и проведение мероприятий в рамках подпрограмм по основным направлениям деятельности.
Заключительный. Анализ и подведение промежуточных итогов, корректировка программы.
Перспективными направлениями, обеспечивающими повышение устойчивости развития молодежи города, являются:
1. Решение социально-экономических проблем молодежи.
Данный раздел представлен тремя городскими подпрограммами - "Поддержка работающей молодежи", "Студенчество г. Бердска", "Поддержка молодежного предпринимательства", включающими в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи.
В разделе представлен комплекс мероприятий по решению социально-экономических вопросов молодежи. Создание и развитие механизмов повышения социальной и общественной активности работающей молодежи. Проведение мероприятий, дающих возможность самореализации студенческой молодежи. Поддержка деловой активности и предпринимательской деятельности молодежи.
2. Содействие самоопределению и самореализации молодежи.
Основу данного направления составляют две городские подпрограммы, призванные обеспечить условия для профессионального самоопределения и творческой самореализации молодежи:
- подпрограмма "Содействия профессиональной ориентации и трудоустройству подростков и молодежи"
- подпрограмма "Молодежная культура и творчество".
3. Содействие становлению гражданской позиции молодежи, поддержка социально-значимых инициатив.
В данном направлении предполагается реализации двух подпрограмм:
- подпрограмма "Воспитание гражданственности и патриотизма"
- подпрограмма "Поддержка общественных организаций и молодежного движения в городе".
Основной целью реализации которых является создание условий для формирования правовой и политической культуры, активной гражданской позиции молодежи, включение молодежи в формирование и реализацию собственных программ в области молодежной политики.
4. Социальная поддержка и адаптация молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Основой данного направления являются две подпрограммы, направленные на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде через организацию уличной социальной работы в микрорайонах города и развитие молодежного туризма и отдыха:
- подпрограмма "Развитие молодежного туризма и отдыха"
- подпрограмма "Развитие социально-клубной работы с детьми, подростками, молодежью в микрорайонах города".
Подпрограммы имеют одинаковую методологию и рассчитаны на взаимодействие по их осуществлению всех ветвей власти, общественности, представителей молодежных групп.
Перечисленные подпрограммы и совокупность мероприятий по их выполнению составляют суть молодежной политики на территории г. Бердска, проводимой в контексте существующих нормативных документов и ресурсного обеспечения города.
5. Механизм реализации программы
Программа в городе реализуется органами исполнительной власти, ведомственными структурами, ведущими работу с молодежью, общественными организациями и объединениями.
Субъектом управления программы является Общественный Совет при главе администрации муниципального образования г. Бердска, в состав которого входят представители муниципальной власти, общественности, депутатского корпуса, Молодежного Парламента г. Бердска.
Субъектом выполнения организационно-координационных функций программы является отдел по делам молодежи.
Вопросы обеспечения труда, образования, культуры ведут соответствующие структурные подразделения администрации муниципального образования города. Координация их деятельности обеспечивает управление основными процессами жизни молодежи как социально-демографической группы.
Молодой человек является объектом и субъектом молодежной политики. Его участие в мероприятиях молодежной политики является основным критерием ее эффективности.
Процесс реализации программы "Молодежь г. Бердска" на 2004-2006 год, предполагает следующие меры:
Нормативно-правовые: принятие нормативно-правовых документов главой администрации муниципального образования, Советом депутатов, Молодежным Парламентом г. Бердска по вопросам жизни молодежи.
Организационно-координационные предусматривают работу Общественного Совета по молодежной политике и отдела по делам молодежи в качестве координатора программы, который ведет консультационную и информационную работу.
Информационно-аналитические: отдел по делам молодежи ведет молодежную статистику, получает информацию о молодежи от служб отделов администрации, учебных заведений, учреждений и предприятий всех форм собственности; проводит мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде, и осуществляет информирование общественности по молодежным проблемам.
Кадровые: отдел по делам молодежи совместно с заинтересованными организациями (управление образования, отдел культуры, управление социальной защиты, отдел физической культуры и спорта, и т.д.) организует методическое сопровождение реализации молодежной политики на территории города путем проведения семинаров, конференций, круглых столов, творческих лабораторий. Отдел по делам молодежи занимается подготовкой и повышением квалификации специалистов своих структурных подразделений, работающих с молодежью.
Материально-технические. Создание и расширение материальной базы для работы с молодежью, реализации молодежью своих интересов.
Ежегодная корректировка и доработка комплексных подпрограмм позволит гибко реагировать на возникающие проблемы и инициативы молодежи, даст возможность вести работу по принципу скользящего программирования.
Формы и порядок контроля за реализацией программы "Молодежь города Бердска" на 2004-2006 годы.
Общий контроль за реализацией программы "Молодежь города Бердска" на 2004-2006 годы осуществляет Глава администрации муниципального образования г. Бердска и комиссия по образованию, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорту Совета депутатов г. Бердска.
Текущий контроль выполнения программы обеспечивает координатор программы - отдел по делам молодежи.
Отделы администрации, соисполнители программы ежегодно отчитываются о проделанной работе по выполнению плана программных мероприятий, соответствующих направлению их деятельности.
Отдел по делам молодежи предоставляет ежегодный доклад о ходе реализации городской комплексной программы "Молодежь г. Бердска 2004-2006 гг." на сессии Совета депутатов г. Бердска.
6. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социально-экономических молодежных проблем и приведет к:
- включению молодежи в процесс принятия решений по вопросам молодежной политики, формированию у молодежи опыта участия в социально-экономических и общественных процессах, росту числа реализованных общественных молодежных инициатив по решению социальных проблем города;
- активизации деятельности детских и молодежных объединений, росту детских и молодежных объединений, действующих на территории города;
- повышению уровня гражданского, военно-патриотического воспитания молодежи, духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодых бердчан;
- созданию центров общественной активности, локализованных в микрорайонах на базе клубов по месту жительства, активизации молодежи по созданию условий для ведения здорового образа жизни, в благоустройстве дворовых территорий и организации досуга в микрорайоне.
7. Финансирование
Финансирование программных мероприятий производится в рамках утвержденного бюджета направлений программы, согласно предоставляемым к защите сметам по текущему финансированию исполнителями и соисполнителями. Финансирование производится из следующих источников:
- Федеральный, областной, местный бюджеты
- Внебюджетные средства участников реализации программы
- Благотворительные взносы юридических и физических лиц
8. Подпрограммы городской комплексной программы
"Молодежь г. Бердска" (2004-2006 гг.)
(система мероприятий по подпрограммам - приложение)
Раздел 1. Решение социально-экономических проблем молодежи
Подпрограммы# "Поддержка работающей молодежи"
Численность молодежи в г. Бердске - 18647 человек, из которых 5761 человек работает на предприятиях города, а это 30,9% всего молодого населения.
Работающая молодежь - это самостоятельная социальная группа, которая является стратегическим ресурсом, потенциалом развивающейся российской экономики. Можно выделить интересы и проблемы, присущие именно этой группе:
- Социальная и правовая незащищенность, особенно молодых специалистов, незначительные возможности для самореализации и профессионального роста;
- Отсутствие возможностей решения социальных, бытовых проблем работающей молодежи: жилья, достойной заработной платы, охраны здоровья;
- Отсутствие качественной и доступной досугово-культурной сферы на предприятиях.
Из этого можно сделать вывод о необходимости и возможности создания программы, направленной на решение проблем работающей молодежи, снижение социальной напряженности и оказание поддержки молодым семьям.
Основные идеи подпрограммы - стимулировать молодежь к развитию и самовыражению, к умению решать проблемы, используя при этом собственные ресурсы; обобщать, систематизировать и распространять имеющийся опыт молодежной работы предприятий, административных структур города и области.
Цели и задачи программы.
- Содействие решению проблем работающей молодежи.
- Обеспечение согласованных действий исполнительных органов, структурных подразделений и организаций, заинтересованных в решении проблем работающей молодежи.
- Осуществление анализа деятельности проф., неформальных объединений и других организаций в решении проблем работающей молодежи на предприятиях г. Бердска.
- Создание условий для развития духовного, творческого, производственного потенциала работающей молодежи, для полноценного отдыха.
- Поддержка инициирования разработки и внедрения новых социальных технологий, программ, мероприятий и т.д., направленных на реализацию потенциала работающей молодежи.
- Содействие деятельности молодежных объединений работающей молодежи, оказание им организационной и методической помощи.
Этапы реализации подпрограммы
I этап - подготовительный (январь - июнь 2004 г.) - изучение и обобщение опыта работы предприятий города и области по работе с молодежью. Проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей работающей молодежи и молодых семей. Проведение круглых столов и семинаров по проблемам работающей молодежи с привлечением представителей администрации, руководителей предприятий и представителей работающей молодежи. Формирование координационного совета программы из активистов предприятий города.
II этап (2004-2005 гг.) - основные акценты делаются на работе с молодежью государственных и негосударственных предприятий города независимо от форм собственности: выявляются и формируются молодежные активы, выясняется уровень заинтересованности, актуальности и потребности в распространении программы, привлечение новых участников, апробация программы.
III этап (2006 г.) - на основе первых результатов предполагается корректировка и дополнение программы, возможно расширение числа участников за счет привлечения молодых специалистов не только предприятий, независимо от форм собственности, но и других заинтересованных организаций и структур.
Структура подпрограммы
Особенность подпрограммы состоит в том, что ее содержание ориентировано на определенную категорию молодых людей, а не на конкретное направление воспитательной работы.
подпрограмма состоит из пяти направлений:
"Творчество"
Задачи:
- Предоставление возможности творческой самореализации и самовыражения работающей молодежи;
- Приобщение молодежи к здоровому и активному образу жизни.
Участники: работающая молодежь, молодежные коллективы.
Содержание деятельности:
1. Фестиваль работающей молодежи и студентов "Зажигая звезды".
2. Туристический слет работающей молодежи.
3. Городской конкурс молодых семей "Папа, мама, я - дружная семья".
4. Гала-концерт по итогам фестиваля "Зажигая звезды" "Новогодний фейерверк".
5. Организация клубов выходного дня общественной организацией "Молодая семья".
"Актив"
Задачи:
- Содействие в выявлении и развитии молодежного актива на предприятиях города;
- Организационно-методическая помощь в создании молодежной общественной организации на предприятии;
- Определение путей и форм взаимодействия общественных молодежных объединений и административных органов предприятий, независимо от форм собственности, привлечение других заинтересованных лиц и структур к решению проблем работающей молодежи.
Участники: работающая молодежь, руководители работы с молодежью на предприятиях.
Содержание деятельности:
1. Проведение городского Слета работающей молодежи.
2. Организация круглых столов с привлечением представителей администрации города, администрации предприятий, молодежных общественных организаций и активистов молодежного движения предприятий города по обмену опытом работы с молодежью и выработке предложений по решению проблем работающей молодежи и молодой семьи.
3. Организация и проведение учебно-методических семинаров по развитию системы работы с молодежью.
4. Консультационная помощь в вопросах:
- формирования и развития молодежного актива предприятия, учреждения (в рамках программы "Лидер");
- организации деятельности молодежного общественного объединения на предприятиях города.
"Партнер"
Задачи:
- включение работающей молодежи в реализацию актуальных направлений молодежной политики в рамках областных программ;
- содействие самообразованию работающей молодежи в правовой сфере.
Участники: работающая молодежь, руководители работы с молодежью на предприятиях.
Содержание деятельности:
1. Организация семинаров по юридическим вопросам, интересующим работающую молодежь.
2. Консультационная помощь в следующих вопросах;
- Корпоративная культура;
- Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде;
- Организация работы с молодыми семьями.
3. Создание на предприятиях Центров правовой защиты работающей молодежи.
"Информ"
Задачи:
- Информационная поддержка программы.
- Методическое обеспечение программы.
Участники: работающая молодежь, администрация предприятий, СМИ.
Содержание деятельности:
1. Распространение информации о мероприятиях программы в СМИ.
2. Обобщение и распространение методических материалов из опыта организации работы с молодежью на предприятиях города и области, также других регионов.
"Кадры"
Задачи:
- Включение молодого работника в коллектив и общественную жизнь предприятия.
- Повышение квалификации молодежи на предприятии.
- Организация системы взаимодействия "Предприятие - ССУЗ - ВУЗ - школа".
- Организация и создание молодежных отделов биржи труда.
Участники: работающая молодежь и администрация предприятий, городская служба занятости.
Содержание деятельности:
1. Создание Советов молодых специалистов на предприятиях.
2. Организация системы обучения и повышения квалификации молодежи.
3. Проведение конкурсов профессионального мастерства.
4. Развитие системы наставничества на предприятиях.
5. Создание системы квотирования рабочих мест для молодежи.
Подпрограмма "Студенчество г. Бердска"
Содержание подпрограммы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Подпрограмма "Студенчество Бердска" направлена на создание условий для организационного объединения студенчества и учащейся молодежи г. Бердска, которое позволило бы рассматривать их проблемы более комплексно и эффективно.
Актуальность принятия программы подтверждается наличием правовой основы, закрепленной в Законах Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских объединений"; "Об образовании"; в постановлении Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе "Молодежь России".
Студенчество и учащаяся молодежь представляет собой особую категорию населения, организационно объединенную институтами высшего и профессионального образования, и ориентированную на получение профессии.
Задача государственных структур - не только в предоставлении молодым людям равных возможностей и гарантий в получении образования, но и в целенаправленном комплексном решении проблем, сопровождающих студенческую жизнь. Особую актуальность приобретает не только поиск новых форм участия студенческой и учащейся молодежи в общественно - политической жизни, но и создание новых условий и возможностей для решения студенчеством их собственных проблем и проблем общества в целом.
Это свидетельствует о необходимости целенаправленного организованного процесса, направленного на решение проблем студенческой и учащейся молодежи, их социальной защищенности и разностороннего развития.
Цель: Формирование, развитие и укрепление социально - экономических и организационных условий для эффективной социализации студенческой и учащейся молодежи.
Задачи:
- Осуществление информационной и организационной связи между различными городскими структурами, занимающимися проблемами студенческой и учащейся молодежи.
- Координация деятельности организаций и объединений студенческой и учащейся молодежи.
- Формирование условий для развития управленческих лидерских качеств юношей и девушек, организационная поддержка органов студенческого самоуправления и самоуправления учащейся молодежи;
- Поддержка художественного, научно-технического и интеллектуального творчества студентов
- Формирование у студентов стойкой мотивации к здоровому образу жизни и экологической культуры. Создание условий для профилактики асоциальных явлений в студенческой среде.
- Профессиональное самоопределение и трудоустройство учащейся и студенческой молодежи. Развитие движения студенческих отрядов.
Основные направления деятельности.
В соответствии с поставленными задачами структурно вся планируемая работа по подпрограмме подразделяется на 7 частей направлений деятельности, что позволяет более полно охватить все аспекты:
- Координация воспитательной работы УЗПН. Организационная деятельность.
- Социально-правовая поддержка и защита учащейся и студенческой молодежи в самоопределении и самореализации через включение в конкретную деятельность (творческую, трудовую, спортивно - оздоровительную)
- Формирование условий для гражданского становления, реализации лидерского потенциала учащейся и студенческой молодежи. Поддержка деятельности органов молодежного самоуправления в УЗПН.
- Формирование у студентов стойкой мотивации к здоровому образу жизни и экологической культуры. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Развитие спорта.
- Развитие художественного творчества студентов. Организация студенческих фестивалей, конкурсов, смотров
- Профессиональное самоопределение и трудоустройство учащейся и студенческой молодежи. Развитие движения студенческих отрядов.
Указанные направления деятельности взаимосвязаны и являются целостной базой для развития и совершенствования в городе Бердске целенаправленной системы воспитания молодежи.
Механизм реализации подпрограммы
Этапы реализации программы:
I этап (3 месяца, 2004 г.) - организационно-подготовительный.
- Оценка ситуации и организация мониторинга по координации воспитательной работы УЗПН. Организационная деятельность.
- Социально-правовая поддержка и защита учащейся и студенческой молодежи. Выявление социальных проблем, стоящих перед учащимися и студентами города. Поиск путей их разрешения.
Проведение круглых столов и семинаров по обозначенным направлениям.
II этап (2,5 года, 2004-2006 гг.) - основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям подпрограммы
III этап (3 месяца, 2006 г.) - итоговый, включающий в себя обработку аналитических материалов по реализации основного этапа реализации подпрограммы, корректировка и дополнение плана мероприятий.
- анализ и обобщение опыта работы,
- выработка механизмов дополнительного финансирования мероприятий для более эффективного использования средств, направленных на реализацию программы;
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит:
- повысить социальную активность студенчества и учащейся молодежи, предоставит им разнообразные позитивные формы проявления собственной активности и приложения имеющихся способностей, активизирует деятельность органов студенческого самоуправления.
- повысить статус студенчества и учащихся в нашем обществе, привлечет внимание к наиболее острым проблемам этой категории молодежи, что благоприятно скажется на их возможном решении;
- создаст условия для повышения уровня профессиональной мотивации и самореализации студентов, адаптации их к современному рынку труда и предстоящей профессиональной деятельности;
- уменьшить факторы риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков, формировать навыки здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
Подпрограмма
"Поддержка молодежного предпринимательства"
Цель: Создание условий для развития молодежного предпринимательства в городе Бердске.
Задачи:
- Развитие инфраструктуры поддержки и содействия молодежному предпринимательству;
- Содействие программам социальной адаптации в современной деловой среде;
- Содействие формированию корпоративного уклада в хозяйствовании молодыми предпринимателями;
- Проведение конкурсов проектов развития молодежного предпринимательства, а также содействие конкурсам программ и проектов в сфере содействия занятости молодежи;
- Содействие укреплению деловых связей молодых бердчан за пределами города;
- Проведение социологических исследований в области молодежного предпринимательства.
Участники реализации подпрограммы:
Подпрограмма ориентирована на деловых людей г. Бердска в возрасте 17-35 лет.
Сроки реализации подпрограммы
Данная программа состоит из трех основных этапов.
Первый этап (6 месяцев, 2004 г.) - организационно-подготовительный. На этом этапе создается материальная, методическая база, необходимая для реализации программы. Осуществляется рекламно-информационная кампания.
Второй этап (2 года, 2004-2006 гг.) - основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям программы.
Третий этап (6 месяцев, 2006 г.) - итоговый, включающий в себя сбор и обработку аналитических материалов, оформление отчетной документации о проделанной работе.
Механизм реализации
Направлениями поддержки молодежного предпринимательства являются:
1. Повышение уровня организованности молодежного предпринимательства;
2. Усиление совместной работы по развитию молодежного предпринимательства с государственными, общественными и коммерческими структурами;
3. Содействие развитию молодежных инициатив в области предпринимательства.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экономической устойчивости молодежного предпринимательства, усиление конкурентных и организационных преимуществ в коммерческой деятельности;
- Расширение масштабов деятельности, повышение уровня доходов молодых предпринимателей;
- Укрупнение и увеличение числа деловых сообществ, усиление влияния молодых предпринимателей в деловой среде;
- Увеличение числа ценных деловых начинаний, преобладание эффективных и эргономичных подходов к реализации предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Содействие самоопределению и самореализации молодежи.
Подпрограмма
содействия профессиональной ориентации и трудоустройству
подростков и молодежи на 2004-2006 годы
Активная политика занятости предусмотрена Законом РФ "О занятости населения в РФ" и направлена на оказание содействия гражданину в определении своей занятости через профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, социальную адаптацию и информирование о состоянии рынка труда.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости в течение 2003 года, составила 1811 человек. Зарегистрировано на 01.01.04 893 безработных. Уровень официальной безработицы вырос на 0,1% и составил 1,6% от трудоспособного населения.
Цель: Создание условий для реализации индивидуального потенциала как важнейшего условия удовлетворенности молодежи трудом и собственным социальным статусом, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Задачи:
- обеспечение взаимодействия различных городских структур, в функции которых входят вопросы школьного, профессионального образования для проведения единой политики профориентации, подготовки квалифицированных кадров для предприятий и организаций города,
- активизация работы по формированию и реализации заказа предприятий г. Бердска в выпускниках учреждений профессионального образования,
- реализация активной политики занятости молодых граждан,
- повышение трудовой мотивации молодежи,
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности,
- создание новых экономически эффективных рабочих мест для молодежи,
- поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости молодежи,
- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда,
- информационная поддержка политики занятости молодежи,
- создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи,
- привлечение внимания общественности, органов власти к проблемам трудоустройства молодежи через своевременное информирование на основании оперативной обработки социологической информации.
Этапы и сроки реализации подпрограммы:
I этап (3 месяца, 2004 г.) - организационно-подготовительный.
Изучение и обобщение рынка труда г. Бердска, формирование прогноза потребности в рабочих и специалистах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Проведение социологических исследований по вопросам профориентации и выбора жизненного пути среди учащихся старших классов общеобразовательных школ с целью выявления их профессиональных интересов и потребностей.
Формирование координационного совета по реализации программы из представителей управления образования, городского центра занятости населения, учебных заведений профессиональной направленности, предприятий и организаций города независимо от форм собственности.
Проведение круглых столов и семинаров по проблемам профориентации и трудоустройству подростков и молодежи с привлечением заинтересованных сторон.
II этап (2,5 года, 2004-2006 гг.) - основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям подпрограммы:
1. Содействие профессиональной ориентации учащихся начального, среднего звена и старших школьников через деловые игры, факультативы, индивидуальные собеседования, уроки самоопределения и технологии, привлечение к техническому и художественному творчеству, профессиональные пробы по специальностям, встречи с представителями различных профессий, тематические экскурсии на предприятия и в учреждения города.
2. Получение начальных профессиональных навыков, обучение по профессии, переобучение, повышение квалификации подростков и молодежи по специальностям, востребованным предприятиями города на базе профильных классов общеобразовательных учреждений, учебных заведений профессиональной направленности, филиалах ВУЗов.
3. Пропагандистско-агитационная работа, информационная поддержка молодежи через профориентационные уголки, экскурсии в учебные заведения профессиональной направленности, на предприятия, пропагандистские листовки, специализированную литературу (справочники "Учебные заведения Бердска", каталоги "Досуг", буклеты "Твой выбор", профессиограммы), дни открытых дверей в учебных заведениях профессиональной направленности, городском Центре занятости населения, выступления агитбригад учащихся ПУ, ССУЗов, молодежные выпуски радиопередач, публикации в СМИ.
4. Предполагается ежегодное увеличение наименований и количества специализированной литературы, пропагандистских листовок, буклетов; к 2005 г. - заключить договор на поставку газет, содержащих информацию о вакансиях г. Бердска для бесплатного распространения среди подростков и молодежи.
5. Содействие трудоустройству подростков и молодежи через организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в период летних каникул и в свободное от учебы время, поддержку деятельности студенческих отрядов на базе учебных заведений профессиональной направленности, создание новых рабочих мест для подростков и молодежи (финансовая поддержка предпринимательской инициативы по созданию новых экономически эффективных рабочих мест для подростков и молодежи).
6. Проведение массовых городских мероприятий профориентационной направленности (ярмарки учебных и рабочих мест, городские конкурсы профмастерства, конкурсы молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий", слеты молодежно - трудовых отрядов).
III этап (3 месяца, 2006 г.) - итоговый, включающий в себя обработку аналитических материалов по реализации основного этапа реализации программы, корректировка и дополнение плана мероприятий.
Механизм реализации подпрограммы
Для реализации подпрограммы предусматривается ряд мероприятий:
- проведение социологических исследований по проблематике,
- организация системы взаимодействия заинтересованных структур для поддержки и помощи в реализации программы,
- привлечение к сотрудничеству средств массовой информации и общественности,
- внедрение механизма отслеживания результатов реализации программы.
Прогнозируемый результат
- ведение профориентационной работы среди подростков и молодежи,
- оказание консультационных услуг по вопросам трудоустройства,
- решение вопросов занятости молодежи;
- создание новых эффективных рабочих мест для молодежи;
- обеспечение временного трудоустройства подростков и молодежи;
- поддержка предпринимательской инициативы молодых.
Подпрограмма "Молодежная культура и творчество"
В целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала города необходимо поднять на более высокий уровень решение проблем, обуславливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, подростков, молодежи, реализации их потенциальных возможностей, обеспечение всестороннего развития образования, адекватных требованиям научно-технического процесса.
Подпрограмма "Молодежная культура и творчество" разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Дети России" на 2003-2006 годы и городской программой "Одаренные дети" на 2001-2005 годы.
Цель: Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей молодых граждан, выявление и поддержка талантливой молодежи.
Задачи:
- Создание системы стимулирования, активно проявляющих себя одаренных молодых бердчан;
- Осуществление пропаганды достижений детского и молодежного творчества;
- Воспитание потребности в изучении мировой и национальной культуры, привлечение молодежи к активному научному творчеству, научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности;
- Формирование полноценной нравственной среды общения;
- Поддержка интеллектуального, художественного и научно-технического творчества молодежи;
- Поддержка программ организации досуга, реализующих доступные развивающие формы проведения свободного времени;
Основные направления деятельности:
Подпрограмма подразумевает работу с определенными категориями молодых людей: возрастная (школьники, учащиеся и студенты учебных заведений профессиональной направленности, работающая молодежь) и социальная (молодежь с девиантным поведением, воспитанники детских домов, призывная молодежь и т.д.).
Подпрограмма разделена на три направления. Каждое направление предусматривает работу со всеми категориями.
Деятельность по развитию творческой инициативы, одаренности:
- работа по выявлению одаренных молодых бердчан (выявление и диагностика одаренных молодых людей, формирование банка данных об одаренных молодых бердчанах);
- вручение областных и городских стипендий молодым бердчанам за достижения в области культуры, образования, общественной жизни города;
- повышение уровня мастерства творческой и талантливой молодежи;
- развитие КВНовского движения;
- расширение границ общения для участников, задействованных в процессе творчества.
Культурно-массовая, просветительская работа:
- Проведение молодежных фестивалей, конкурсов, концертов по различным жанрам искусства, организация городских выставок;
- Организация городских зрелищных мероприятий;
- Создание дополнительных организационных форм отдыха и досуга молодежи;
- Поддержка творческих самодеятельных коллективов и индивидуальных исполнителей, общественных объединений по интересам;
- Организация культурно-просветительских мероприятий;
Методическая работа:
- методическая работа с руководителями творческих коллективов, объединений (проведение семинаров, учеб);
- методическая работа непосредственно с одаренными молодыми людьми;
- создание и ведение информационного банка данных о творческих коллективах, молодежных культурных объединения, учреждениях дополнительного образования, культуры;
- изготовление методических брошюр по организации молодежного досуга.
Ожидаемые результаты
- удовлетворение потребностей молодежи в занятиях по интересам;
- расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг учреждений дополнительного образования с учетом заказа молодежи;
- обобщение и распространение опыта работы учебных заведений, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, клубов по месту жительства;
- создание оптимальных условий для выявления и развития индивидуальных и социально значимых потребностей, склонностей и интересов молодежи;
- укрепление интеллектуального и творческого потенциала молодежи.
Раздел 3. Содействие становлению гражданской позиции молодежи,
поддержка социально-значимых инициатив
Подпрограмма
"Воспитание гражданственности и патриотизма"
Цель:
Развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодежи города Бердска, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.
Задачи:
- Создание и совершенствование механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в городе;
- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- формирование комплекса нормативного и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Основные направления деятельности
В соответствии с поставленными задачами структурно вся планируемая работа по подпрограмме подразделяется на 5 направлений деятельности, что позволяет более полно охватить все аспекты патриотического воспитания:
- воспитание гражданственности и патриотизма
- работа с допризывной молодежью, подготовка к службе в ВС РФ
- организация и проведение военно-спортивных соревнований
- организация поисковой работы и продолжение деятельности музейной работы, уделяя особое внимание школьным музеям
- летний оздоровительный отдых детей, подростков и молодежи
Указанные направления деятельности взаимосвязаны и являются целостной базой для развития и совершенствования в городе Бердске целенаправленной системы патриотического воспитания молодежи.
Этапы и сроки реализации подпрограммы
Основой подпрограммы "Воспитание гражданственности и патриотизма" является городская программа "По воспитанию гражданственности и патриотизма на 2003-2005 гг.".
Реализация данной подпрограммы "Воспитание гражданственности и патриотизма" будет осуществляться в течение 2004-2006 годов в два этапа:
- первый - 2004 год - предусматривается проработка и совершенствование организационных основ реализации Программы, нормативной правовой базы патриотического воспитания, разработка городской программы и утверждение на сессии территориального Совета депутатов.
- Второй - 2005-2006 годы - реализация основных мероприятий подпрограммы.
Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации программы предусматривает:
- организацию и проведение исследований по проблемам гражданственности и патриотизма молодого поколения;
- создание военно-патриотических клубов, секций;
- разработку методических материалов, рекомендаций для государственных и общественных организаций, учебных заведений;
- издание и распространение научно-теоретических материалов, обучение на курсах повышения квалификации руководителей музеев, военно-патриотических клубов, секций;
- организацию и проведение массовых мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, соревнований по военно-прикладным видам спорта, конкурсов, викторин на патриотическую тематику;
- обмен информации об инновационных формах работы в данном направлении.
Управление и контроль за реализацией подпрограммы
Общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет администрация города Бердска в лице координационного Совета при главе администрации.
Координационный Совет:
- обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
- обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий подпрограммы и сроков их реализации;
- занимается законотворческой деятельностью на уровне города;
- координирует деятельность по реализации подпрограммы.
Контроль за исполнением подпрограммы ведется ежеквартально на основе ведомственной отчетности, координатор ежеквартально предоставляет главе администрации информацию о реализации программы.
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы даст возможность развития и совершенствования системы воспитания гражданственности и патриотизма молодежи города Бердска при совершенствовании взаимодействия между отделом по делам молодежи, военным комиссариатом, управлением образования, отделом культуры, отделом труда, управлением социальной защиты населения, городским советом РОСТО, муниципальной центральной городской больницей, воинскими частями и другими заинтересованными учреждениями и общественными организациями.
Подпрограмма
"Поддержки общественных организаций и молодежного движения в городе"
Изменения в политической и социально-экономической системы в нашем государстве востребовали молодых людей с активной гражданской позицией, способного к конструктивному диалогу и совместной работе в группе, самостоятельно принимающего решения и несущего ответственность за них, в молодых и грамотных управленцах. Однако объективная реальность показывает, что современная молодежь в большей своей части аполитична и реализует свою активность в других сферах жизни. Отсутствие постоянных механизмов участия в решении собственных проблем и в значительной мере снижает возможности развития инициативы в среде молодых людей.
В современных условиях чрезвычайно сложно подготовить лидеров-организаторов, которые призваны сыграть определенную роль в обществе, социальный успех в котором будет зависеть от способностей и активности личности. В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерства в детских и молодежных организациях. Все это делает необходимостью создание программы, учитывающей потребности каждой категории молодежи, направленной на создание организационных условий для эффективной самореализации молодежи, развитие лидерских способностей, социализации молодых людей в новых социально-экономических условиях., определения перспектив развития молодежных инициатив в г. Бердске.
Цель: Основные идеи подпрограммы - стимулировать молодежь к развитию и самовыражению, к умению решать проблемы, используя при этом собственные ресурсы; обобщать, систематизировать и распространять имеющийся опыт органов самоуправления, молодежной работы предприятий, административных структур города и области.
Задачи подпрограммы:
1. Поддержка деятельности общественных молодежных и детских организаций.
2. Стимулирование общественно-полезной самодеятельности молодежи и подростков, социального творчества, ответственности.
3. Повышение качества управленческого статуса, позитивно влияющие на мотивационную сферу, способствующие преодолению иждивенчества среди молодежи.
4. Поддержка, инициирование разработки и внедрения новых социальных технологий, программ, мероприятий и т.д., направленных на развитие общественного движения в молодежной среде.
Этапы реализации подпрограммы
I этап - подготовительный (январь - март 2004 г.)
Изучение и обобщение опыта работы общественных организаций города и области, формирование состава Молодежного Парламента. Проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей учащейся и работающей молодежи для формирования перспективного плана работы Молодежного Парламента города. Определение статуса Молодежного Парламента в условиях г. Бердска.
II этап (2004 - 2005 гг.) - основные акценты делаются на работе с молодежью города: выявляются и формируются молодежные активы, выясняется уровень заинтересованности, актуальности и потребности в распространении подпрограммы, привлечение новых участников.
III этап (2006 г.) - на основе первых результатов предполагается корректировка и дополнение программы, возможно расширение числа участников за счет привлечения молодых специалистов предприятий, лидеров молодежных общественных организаций, инициативных групп, других заинтересованных организаций и структур.
Структура подпрограммы
Подпрограмма состоит из трех направлений:
"Молодежный Парламент"
Задачи:
- Повышение социальной активности молодых людей, привлечение их к выработке, принятию, реализации решений, касающихся их собственных интересов в обществе, организации, коллективе;
- Создание условий для получения молодыми людьми от 14 до 30 лет навыков управленческой и организационной работы с коллективом, опыт общественно-значимой деятельности и взаимодействия с органами власти, дружеские и деловые связи, необходимые для последующей карьеры.
- создание многоуровневой системы органов молодежного самоуправления, отработка механизма взаимодействия органов самоуправления различных уровней, а так же установление связей с подобными структурами других городов, регионов;
Участники: молодежь 14-30 лет
Содержание деятельности:
- создание многоуровневой системы органов молодежного самоуправления, отработка механизма взаимодействия органов самоуправления различных уровней, а так же установление связей с подобными структурами других городов, регионов;
- Организация обучения членов молодежного парламента навыкам организационной работы;
- Проведение социально-значимых акций;
- Методическая и информационная поддержка системы молодежного самоуправления, молодежных парламентов на местах.
- Создание реестра структур самоуправления в городе Бердске.
- Отработка механизмов разностороннего взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления со структурами молодежного самоуправления.
"Лидер"
Задачи:
1. Содействие в обучении активов школ, учреждений профессиональной направленности, средне-специальных учебных заведениях;
2. Организационно-методическая помощь в создании детских, молодежных общественных организаций в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях
3. Определение форм взаимодействия между детскими и молодежными общественными организациями города, области.
4. Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде;
Участники: подростки, молодежь учебных заведений города, заместители директоров по УВР, педагоги-организаторы, классные руководители.
Содержание деятельности:
1. Проведение обучающих семинаров, тренингов для активов учебных заведений города
2. Организация и проведение учебно-методических семинаров, способствующих поддержке и развитию системы работы с детскими, подростковыми, молодежными объединениями, общественными организациями.
3. Организация круглых столов с привлечением представителей администрации города, управления образования, молодежных общественных организаций и активистов молодежного движения по обмену опытом работы с детьми, подросткам, молодежью и выработке предложений по решению проблем работ обучающейся молодежи.
4. Создание реестра общественных детских и молодежных организаций города.
"Педагогический отряд"
Задачи:
1. Подготовка школьников старших классов, учащихся ПУ, ССУЗов к работе с детьми в летний период в загородных оздоровительных лагерях, лагерях дневного пребывания;
2. Развитие и активизация коммуникативных способностей, обучение методу взаимодействия с детьми;
3. Выявление, стимулирование и развитие способностей, возможностей подростков, которые позволяют им стать конструктивными лидерами;
4. Дальнейшее развитие системы подготовки педагогических кадров для лагерей дневного пребывания, загородных лагерей;
5. Развитие идеи преемственности в подготовке педагогических кадров.
Участники: старшие школьники, учащиеся ПУ, ССУЗов
Содержание деятельности:
- Разработка программы многоуровневых обучающих семинаров, тренингов для помощников вожатых, вожатых для работы в летний и зимний период в лагерях дневного пребывания, загородных оздоровительных лагерях.
- Анализ результатов практической деятельности помощников вожатых.
- Привлечение к обучению специалистов психолого-педагогического центра, педагогического института.
Прогнозируемый результат
1. Объединение усилий работающей молодежи, общественности и административных структур предприятий города, независимо от форм собственности, в решении проблем работающей молодежи.
2. Стимулирование процесса самореализации молодежи.
3. Социально-правовая поддержка работающей молодежи.
4. Формирование банка опыта организации работы с молодежью на предприятиях города.
Раздел 4. Социальная поддержка и адаптация молодежи, профилактика
асоциальных явлений в молодежной среде
Подпрограмма
"Развитие социально-клубной работы с детьми, подростками,
молодежью в микрорайонах города"
Одним из приоритетных направлений президентской программы "Молодежь России" является организация работы по месту жительства граждан.
Основным адресатом подпрограммы являются подростки в возрасте от 13 лет и юношество в возрасте от 17 лет, молодые семьи, а также молодые люди с индивидуальными особенностями социализации (инвалиды, подростки с аддиктивным поведением и т.п.) до 30 лет включительно.
Цель: Создание дополнительных условий для самоорганизации, самовыражения, формирования личности детей, подростков, молодежи, активного и всестороннего досуга различных категорий населения.
Задачи:
- Привлечение в клубы подростков и молодежи до 30 лет, апробация различных моделей клубов и программ деятельности подростково-молодежных объединений и студий, соответствующих современным интересам и потребностям молодежи.
- Выполнение комплексных программ и проектов работы с молодежью, дифференцированным по возрастным группам и интересам, включая культурно-досуговые, социальные и специальные реабилитационные программы, апробируя новые формы социального воспитания по месту жительства.
- Активизация взаимодействия клубов с городскими учреждениями, образовательными школами, социальными службами по месту жительства для повышения эффективности работы с молодежью по месту жительства, привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства.
Основные направления деятельности по реализации программы
В соответствии с целями и задачами, подпрограмма предполагает планирование конкретных мероприятий по основным направлениям:
1. Досуговый блок
- Досуговая работа с подростками и молодежью в клубах по месту жительства (досуговый блок).
2. Социальный блок
- Специализированная социально-педагогическая работа клубов совместно с социальными службами, отделами и учреждениями, занимающимися воспитанием подростков, молодежи.
- Индивидуально-профилактическая работа с детьми, подростками, юношеством.
3. Отдых и оздоровление
- Организация оздоровления и отдыха детей, подростков, молодежи.
- Физкультурно-оздоровительная работа с подростками, молодежью по месту жительства.
4. Блок информационно-методического обеспечения
- Повышение квалификации специалистов, работающих с молодежью и методическое обеспечение их деятельности.
- Информационно-рекламное обеспечение работы КМЖ.
5. Дополнительное образование
- Оказание дополнительных образовательных услуг в КМЖ.
Комплексность и системность реализации подпрограммы предполагает взаимосвязь досугового, социального, оздоровительного, информационно-методического блоков, с учетом специфики программ и проектов работы с молодежью, разработанных каждым клубом на 2004-2006 гг.
- программа развития КМЖ "Салют" "Солнечный круг"
- программа развития КМЖ "Эврика" "Твой шанс"
- программа развития КМЖ "Фантастика" "Радуга жизни"
- программа развития КМЖ "Спутник" "Найди свой путь"
- программа развития КМЖ "Эдельвейс"
- программа развития КМЖ "Огонек" "Навстречу будущему"
Ожидаемый результат:
1. Снижение социальной напряженности через удовлетворение социально-значимых потребностей молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, социальная реабилитация.
2. Организация занятости и досуга молодежи не разовыми программами, а постоянной повседневной работой с молодежью на профессиональной основе.
3. Снижение роста безнадзорности и преступности в среде подростков и несовершеннолетних.
4. Создание центров общественной активности, локализованных в микрорайонах на базе клубов по месту жительства, активизация молодежи по созданию условий для ведения здорового образа жизни.
Подпрограмма
"Развитие массового молодежного отдыха и туризма"
Цель: Создание условий для развития юношеского, молодежного туризма и семейного отдыха и оздоровительного туризма, экскурсионных деловых и военно-спортивных туров.
Задачи: Содействие организации системы досуговых и туристических программ, в том числе для молодых людей "группы риска";
- Содействие реализации корпоративных проектов досуга и оздоровления молодых сотрудников бердских предприятий и организаций;
- Проведение муниципальных конкурсов вариативных программ и пилотных проектов отдыха и оздоровления подростков и молодежи, а также фестивальных мероприятий в области юношеского и молодежного туризма;
- Систематическое информирование юношества и молодежи о туристических, досуговых и оздоровительных программах, действующих для подростков и молодежи города;
- Проведение социологических исследований в области юношеского, молодежного и семейного отдыха.
Участники реализации подпрограммы:
Юноши и девушки школьного возраста, студенческая молодежь 17-22 лет, молодежь 23-35 лет, молодые семьи (в т.ч. неполные) с детьми.
Сроки реализации подпрограммы
Данная подпрограмма состоит из трех основных этапов.
Первый этап (6 месяцев, 2004 г.) - организационно-подготовительный. На этом этапе создается материальная, методическая база, необходимая для реализации подпрограммы. Осуществляется рекламно-информационная кампания.
Второй этап (2 года, 2004-2006 гг.) - основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям программы.
Третий этап (6 месяцев, 2006 г.) - итоговый, включающий в себя сбор и обработку аналитических материалов, оформление отчетной документации о проделанной работе.
Механизм реализации.
Направлениями развития массового юношеского и молодежного отдыха и туризма являются: Содействие организованным формам отдыха в направлении расширения инфраструктуры оздоровительных предприятий;
- Развитие системы туров выходного дня, проходящих на базе оздоровительных предприятий, а также туристических походов;
- Развитие специализированного активного отдыха, в т.ч. делового и военно-спортивного туризма;
- Информирование юношества и молодежи о действующих в Бердске досуговых и туристических программах;
- Ожидаемые результаты.
1. Расширение массового юношеского, молодежного и семейного отдыха и оздоровительного туризма;
2. Повышение уровня информированности подростков и молодежи о действующих в Бердске туристических программах и турах;
3. Повышение уровня досуговой занятости и приобщение молодых людей к коллективным формам организации отдыха;
4. Привлечение юношества и молодежи к творческой и своевременной профессиональной ориентации подростков и молодежи;
5. Качественное улучшение положения с состоянием здоровья среди подростков и молодежи г. Бердска.
Глава городского самоуправления |
А.Г.Терепа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена программа "Молодежь г. Бердска 2004-2006 гг.".
Основной целью принятой программы является создание условий для развития системы мероприятий, направленных на осуществление государственной молодежной политики, создание правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, достижении личного успеха, становления, самореализации и включения молодежи в общественную, культурную и политическую жизнь города.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Решение двенадцатой сессии Бердского городского Совета депутатов от 26 февраля 2004 г. N 160 "Об утверждении городской комплексной программы "Молодежь г. Бердска 2004-2006 гг."
Текст решения опубликован в газете "Бердские новости" от 12 августа 2004 г. N 155-159