Приложение N 1
Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 февраля 2017 г. N 66)
См. Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, утвержденные приказом Росстата от 22 апреля 2019 г. N 240
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946) и позиции 1.9.18 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Наблюдение организуется в целях получения статистической информации, отражающей фактические потребности населения в получении образовательных и медицинских услуг, социальном обслуживании, услуг в области содействия занятости населения, удовлетворенность населения объемом и качеством полученных услуг, их влияние на уровень благосостояния семей.
Задачей проведения наблюдения является получение статистических данных о частоте и своевременности получения образовательных, медицинских и социальных услуг, услуг в области содействия занятости населения в соответствии со стандартами обеспечения и индивидуальными потребностями, об объемах услуг, полученных в системах платного и бесплатного обеспечения, и понесенных в связи с этим расходах, о пользовании услугами системы социального обслуживания и расходах при обращениях за помощью в связи с ограничениями по состоянию здоровья.
Уровень представительности результатов наблюдения - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
Результаты наблюдения могут быть использованы для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственных программ, направленных на обеспечение доступности и получения качественных услуг в сфере образования, медицинского и социального обслуживания для всех категорий населения, услуг в области содействия занятости населения.
II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, и проводится, начиная с 2015 года, один раз в два года - с охватом 48 тыс. домашних хозяйств.
2.2. Единица наблюдения
Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домашнее хозяйство*(1) (в дальнейшем - домохозяйство) и члены домохозяйства.
Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(3).
Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(4);
2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(5), но имеющие родственные отношения с домашним хозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домашним хозяйством;
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домашнем хозяйстве.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
Основой для формирования выборочной совокупности домохозяйств для наблюдения является информационный массив, содержащий данные по домохозяйствам, участвующим в выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств, проводимом Росстатом на постоянной основе.
Основой формирования выборочной совокупности для обследования бюджетов домашних хозяйств в соответствующих субъектах Российской Федерации служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года.
При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.
2.4. Программа наблюдения
Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения о домохозяйствах и членах домохозяйств по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
|
домохозяйства в целом |
членов домохозяйств |
|
Образование |
|
+ |
Содействие занятости населения |
|
+ |
Здравоохранение |
|
+ |
Реабилитация и социальное обслуживание |
|
+ |
Медицинские услуги и социальное обслуживание |
+ |
|
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается в установленном порядке совместно с представителями научных организаций (экспертами), владеющими соответствующими знаниями и опытом в области социальных услуг, подлежащих наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).
В рамках наблюдения обеспечивается получение информации об оценках населением качества полученных услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения на основе данных, относящихся к определенной дате или периоду времени и наблюдаемые в течение каждого года проведения наблюдения.
2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросники) и указаний по их заполнению.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Первичные статистические данные, полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в установленном порядке.
При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет*(6) и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста. Сведения за детей в возрасте до 16 лет дают родители или опекуны ребенка.
Сбор первичных статистических данных и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов ответственного лица.
2.6. Период проведения наблюдения
Периодом проведения наблюдения принято считать период времени, в течение которого осуществляется сбор первичных статистических данных от респондентов, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Проведение наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
Сбор сведений, их обработка и формирование официальной статистической информации наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется на основании официальной статистической методологии.
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188) определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.
3.1.1. На федеральном уровне (управления центрального аппарата Росстата) выполняются следующие функции:
1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:
разработка методологических и организационных положений наблюдения;
организация работы с экспертами по вопросам формирования программы наблюдения;
разработка статистического инструментария наблюдения;
разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам Российской Федерации.
2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:
разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах для подготовки и проведения наблюдения на территориальном и полевом уровнях;
оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - территориальные органы Росстата) и физическим лицам, привлекаемым к сбору и обработке первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях*(7) (далее - привлекаемые лица), в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации наблюдения и подведения его итогов:
организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке и подведению итогов наблюдения;
организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения и подведения его итогов.
4. Формирование официальной статистической информации, ее опубликование, хранение материалов:
официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт Росстата);
публикация по итогам наблюдения систематизированной статистической информации в тематическом сборнике в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата;
хранение официальной статистической информации - статистических таблиц (основных) по итогам наблюдения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов наблюдения в электронном виде.
5. Тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам наблюдения.
6. Организация обучения специалистов Росстата, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:
разработка обучающих программ для всех категорий персонала;
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-технического обеспечения.
7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
централизованное тиражирование и доведение до территориального уровня инструментария наблюдения;
централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных респондентами, принимающими участие в наблюдении.
9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.
В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций определяется руководителем Федеральной службы государственной статистики.
На федеральном уровне предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением наблюдения (аналитик, эксперт, специалист, статистик)*(8), перечень которых указан в приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.
3.1.2. На территориальном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.
2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах Российской Федерации, контроль подготовки и проведения наблюдения:
подбор кандидатур и заключение гражданско-правовых договоров с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры*(9));
комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров и средств материально-хозяйственного и технического назначения и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
обеспечение деятельности привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от интервьюеров;
приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам территориального и полевого уровней;
подготовка и представление на федеральный уровень информации из отчета интервьюера о выполненной работе, отчета о найме персонала;
подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
3. Организация на полевом уровне участков проведения наблюдения, подбор привлекаемых лиц, контроль за их работой:
организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения);
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;
разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров.
4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
5. Взаимодействие с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных.
6. Обучение специалистов территориального органа Росстата и привлекаемых лиц:
организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
проведение обучения привлекаемых лиц.
7. Подготовка полученной информации наблюдения к автоматизированной обработке.
8. Автоматизированная обработка полученной информации наблюдения на основе утвержденной технологии.
9. Опубликование итогов наблюдения, хранение его материалов, обеспечение соблюдения конфиденциальности полученных данных и их защиты от несанкционированного доступа.
На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).
На территориальном уровне предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации), согласно приложению N 1 к настоящим основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения.
3.1.3. На Полевом уровне выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение наблюдения в субъектах Российской Федерации:
прохождение обучения по очной форме;
формирование графика посещений домохозяйств для проведения опросов.
2. Сбор первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:
сбор первичных статистических данных путем проведения личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;
оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
3. Сдача-приемка заполненных форм наблюдения, контроль заполнения форм наблюдения:
первичный контроль заполненных Вопросников и их кодировка;
сдача Вопросников на территориальный уровень в установленном порядке.
4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне, в виде отчета о выполненной работе, и передача его на территориальный уровень.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюерами.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
Устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:
- подготовительный этап;
- этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов;
- этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.
3.2.1. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:
1. Разработку:
1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:
- календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
- плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;
- организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальным органом Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровне, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
1.2. Официальной статистической методологии, форм статистического наблюдения и статистического инструментария:
1) разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения;
2) разработка проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;
3) утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.
Инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению наблюдения и Вопросников.
1.3. Программ обучения специалистов Росстата, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.
1.4. Технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов.
1.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности домохозяйств, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.
Пункт 1.6 изменен. - Приказ Росстата от 5 октября 2017 г. N 660
1.6. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них*(10).
Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки соответствующей категории привлекаемых лиц.
Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.
Подбор привлекаемых лиц территориального и полевого уровней и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальным органом Росстата. Перечень работ, выполняемых привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в приложении N 1 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.
Продолжительность привлечения привлекаемых лиц составляет:
территориальный уровень: |
|
бригадир-инструктор территориального уровня - |
всего 153 календарных дня, в том числе: 1 этап - 93 календарных дня, 2 этап - 60 календарных дней; |
инструктор территориального уровня - |
всего 133 календарных дня, в том числе: 1 этап - 73 календарных дня, 2 этап - 60 календарных дней; |
оператор формального и логического контроля |
17 календарных дней; |
оператор ввода статистической информации |
15 календарных дней; |
полевой уровень: |
|
интервьюер |
22 календарных дня. |
Периоды привлечения и условия выплаты вознаграждения привлекаемых лиц определяются приказом Росстата.
2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения.
3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
4. Организацию автоматизированной обработки полученной информации и подведения итогов наблюдения.
5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.
6. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.
Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Привлекаемым лицам территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
Привлекаемые лица территориального и полевого уровней обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, продукцией для фиксации респондентами данных производится в объемах, установленных приказом Росстата.
Территориальным органам Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи материалов наблюдения) рекомендуется возместить следующие расходы привлекаемым лицам:
а) бригадир-инструктор территориального уровня и инструктор территориального уровня:
- проезд до места обучения и обратно;
- проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;
в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:
- проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;
- проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней) и проезд до него обратно;
б) интервьюерам:
- проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;
- проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;
- проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезда до него и обратно;
- почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
7. Организацию обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.
Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней, проводится в три этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно с участием представителей территориальных органов Росстата от каждого субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 3-х рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется и проводится по очной форме каждым территориальным органом Росстата.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе. Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
3.2.2. Этап проведения статистического наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов
Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:
1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнение интервьюерами форм наблюдения.
Для проведения опроса по программе наблюдения интервьюер посещает домохозяйства, участвующие в обследовании бюджетов домашних хозяйств. Сбор первичных статистических данных и заполнение Вопросников проводятся интервьюером в течение 15 календарных дней.
Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Основными разделами данных Указаний являются: порядок заполнения Вопросников; порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом и территориальном уровне); порядок проведения контрольных мероприятий; порядок сдачи-приемки материалов наблюдения.
2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников.
На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:
по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения Вопросников;
по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;
по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения.
На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности собранных от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения Вопросников.
Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами (бригадирами-инструкторами территориального уровня и инструкторами территориального уровня в пределах административного центра субъекта Российской Федерации или ближайших от места их работы населенных пунктах) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения.
В ходе контрольных мероприятий производится:
сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в обследовании бюджетов домашних хозяйств;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации);
выяснение факта участия в обследовании (выборочно в 10-15 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
По итогам контрольных мероприятий составляется Акт по результатам проверки работы интервьюера.
3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников, отчета интервьюера о выполненной работе и контроль их заполнения.
Сдача-приемка заполненных Вопросников и отчета интервьюера о выполненной работе производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приема работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в территориальный орган Росстата или по почте через районные отделы статистики.
При сдаче-приемке заполненных Вопросников на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.
По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне Вопросники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации).
3.2.3. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов наблюдения
Этап обработки полученных первичных статистических данных, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированную обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;
защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.
Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используется предусмотренное п. 3 раздела 3.1.1 настоящих основных методологических и организационных положений наблюдения специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки (доработки) специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата на выполнение работ по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов наблюдения.
Функции автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляются на территориальном и федеральном уровнях.
На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОДФУ) первичных статистических данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных, с использованием предоставленного Росстатом специализированного программного обеспечения.
Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (операторами ввода статистической информации, операторами формального и логического контроля).
На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;
в) формирование первичного информационного фонда;
г) ведение нормативно-справочной информации;
д) редактирование и импутация данных наблюдения;
е) формирование единой базы первичных статистических данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
ж) формирование интегрированной базы данных обобщенного информационного фонда с данными обследований бюджетов домашних хозяйств, дополнительный контроль полученной информации;
з) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
и) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
к) подготовка баз микроданных к размещению в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата.
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
При автоматизированной обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.
В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:
- описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата;
- распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные, тематический сборник в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата).
Публикация баз микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на Интернет-сайте Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).
Срок хранения заполненных Вопросников на бумажных носителях - 1 год с даты подведения окончательных итогов наблюдения - согласно статье 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484.
Место хранения Вопросников до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников производится в установленном порядке.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
*(2) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(3) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года.
*(4) Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
*(5) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
*(6) Опрос лиц недееспособного возраста производится в присутствии законного представителя, либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).
*(7) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(8) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего#
*(9) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.
*(10) В качестве основы для отбора населенных пунктов и административных районов используются списки административно-территориальных единиц (городов, поселков городского типа, административных районов), в которых проводится выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.