Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.А. Николаевым, И.Б. Дивинским, Ю.П. Олейниковым и другими, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается установить возможность создания Центральным банком Российской Федерации Фонда консолидации банковского сектора, управляющая компания которого, создаваемая Банком России в форме общества с ограниченной ответственностью, будет наделена полномочиями по финансовому оздоровлению и предупреждению банкротства банков.
Требует дополнительного обсуждения создание такого механизма финансового оздоровления банков с учетом существующей в настоящее время схемы страхования вкладов физических лиц и деятельностью государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов, предусмотренной Федеральным законом 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Кроме того, законопроект не содержит алгоритма распределения сферы ответственности указанных организаций, в связи с чем не ясно, в каких случаях полномочия, в частности, временной администрации кредитной организации будут осуществляться такой управляющей компанией.
Проектируемая статья 189.47.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) по существу наделает общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фонда консолидации банковского сектора" не свойственными для частного хозяйствующего субъекта контрольными функциями: правом доступа во все помещения банка, правом запрашивать и получать любую информацию, в том числе сведения составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, воспрепятствование представителями банка влечет за собой наступление ответственности.
В соответствии с проектируемым подпунктом 4 пункта 12 и проектируемым пунктом 12.1 статьи 189.49 и Федерального закона N 127-ФЗ в день утверждения плана участия Банка России или плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка прекращаются обязательства банка по кредитам, займам, депозитам, иным денежным требованиям перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка (далее - управляющий персонал), а также перед контролирующими банк лицами. Тем самым, денежные обязательства управляющего персонала и контролирующих банк лиц прекращаются без исполнения (погашения), то есть кредиторы "принудительно" лишаются своего имущества (прав требований к банку) без какого-либо соразмерного возмещения (они не подлежат включению в реестр требований кредиторов), что нарушает конституционный принцип неприкосновенности права собственности.
Поскольку положениями законопроекта затрагиваются вопросы выполнения Банком России своих функций, законопроект в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" необходимо направить на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.