Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу порядка оказания коммунальных услуг и отношений в сфере управления многоквартирными домами)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу 30 сентября 2015 года. В соответствии с частью 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству своим решением от 14 декабря 2016 года N 13 рекомендовал субъектам права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Авторы проекта федерального закона изменили текст и направили его на имя Председателя Государственной Думы 14 декабря 2016 года.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел измененный текст проекта федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, М.Л. Шаккумом, П.Р. Качкаевым, В.Е. Булавиновым, А.М. Меткиным, П.М. Федяевым, Р.А. Баталовой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Н.И. Борцовым, а также М.М. Абасовым, Б.К. Балашовым, Р.Ф. Абубакировым, М.Х. Юсуповым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, возникающих при организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. В целом концепция законопроекта заслуживает внимания и одобрения, так как позволяет решить множество спорных вопросов, которые стоят перед участниками указанных правоотношений.
В частности, законопроектом (пункт 1 статьи 1) уточняется объем информации, которую органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам. По мнению Комитета, авторами справедливо предлагается исключить из состава соответствующей информации сведения о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг, поскольку данные сведения подлежат предоставлению гражданам лицами, которые оказывают услуги управления многоквартирными домами по договору оказания услуг по содержанию (выполнению работ по ремонту) общего имущества в многоквартирных домах либо по договору о предоставлении коммунальных услуг, а также лицами, которые осуществляют поставку в многоквартирные и жилые дома ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (пункт 33 части 1, части 18 и 19 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 33 части 1" следует читать "пункт 33 части 1 статьи 6"
В законопроекте (пункт 2 статьи 1) уточняется, что в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно учитываться при необходимости одновременное проведение работ в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме. Реализация данного положения позволит группировать виды работ по капитальному ремонту инженерных систем и тем самым исключит бытовые неудобства для жителей многоквартирных домов, которые в настоящее время вынуждены их испытывать в связи с разбивкой этих работ по периодам. Вместе с тем, по мнению Комитета, следует конкретизировать случаи, при которых возникает необходимость проведения работ в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме.
Законопроектом (пункт 3 статьи 1) предусматривается возможность выставления для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме одного платежного документа, содержащего расчет размера взноса на капитальный ремонт за весь год. Собственнику нежилого помещения предоставляется право оплатить такой документ единовременно в течение первого расчетного периода такого года либо ежемесячно равными долями в течение календарного года.
Данное положение законопроекта следует согласовать с частями 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым императивно установлена обязанность собственников вносить взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, следует определить сам порядок внесения взноса на капитальный ремонт собственником нежилого помещения с учетом предоставляемого ему права выбора способа уплаты взноса на капитальный ремонт. В действующей проектируемой правовой конструкции собственник нежилого помещения освобождается от ответственности за нарушение сроков, установленных для внесения взносов на капитальный ремонт, и пени, предусмотренные частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ему начисляться не будут.
Законопроектом (пункт 4 статьи 1) предлагается установить запрет на смену способа формирования фонда капитального ремонта в пользу регионального оператора в случае наличия непогашенного займа и (или) кредита, погашение которого осуществляется за счет средств специального счета. Это позволит, по мнению Комитета, исключить риски регионального оператора, связанные с невыполнением собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по возврату займа и кредита, взятых на момент формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. В настоящее время отсутствие предлагаемого запрета позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, заключать договор займа и (или) кредита, не проводить в установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах срок капитальный ремонт и перекладывать свои обязательства на регионального оператора. В свою очередь, это, во-первых, оказывает негативное влияние на финансовую устойчивость регионального оператора, во-вторых, ставит под угрозу выполнение региональным оператором обязательств по проведению капитального ремонта перед собственниками помещений в других многоквартирных домах.
В тоже время наличие такого запрета не позволит изменить способ формирования фонда капитального ремонта без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так как могут быть объективные причины несвоевременного погашения займа и (или) кредита (судебные разбирательства с отдельными неплательщиками из числа собственников и др.).
Законопроектом (пункт 7 статьи 1) предлагается определить в Жилищном кодексе Российской Федерации должностное лицо лицензиата, которое обязано иметь квалификационный аттестат. Данное положение законопроекта принципиальных возражений не вызывает, так как в настоящее время сложилось неоднозначное понимание лицензионными комиссиями правовой нормы, позволяющей сужать либо расширять перечень лиц, которые должны получить квалификационный аттестат. Вместе с тем Комитет соглашается с замечанием Правительства Российской Федерации, изложенном в официальном отзыве, и считает необходимым уточнить круг лиц, которые обязаны иметь квалификационный аттестат.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.