Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1101414-6 предлагается внести изменения в статьи 91, 92 и 108 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части установления нормальной продолжительности рабочего времени в летнее время года не более 35 часов в неделю и продолжительности перерыва для отдыха и питания не менее двух часов.
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечается, что "в летнее время года, особенно в период жары, организм подвергается большим нагрузкам и большей утомляемости_увеличение продолжительности дневного отдыха, т.е. перерыва на работе, призвано исключить нагрузки на организм во время жары, а также восполнить силы работающего населения страны".
В то же время, обязанность работодателей по предотвращению неблагоприятного воздействия микроклимата на рабочих местах и в производственных помещениях уже предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статьями 22 и 212 ТК РФ установлена обязанность работодателей обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Положениями статьи 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") установлено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека, а требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным федеральным законом предусматривается обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников (ч. 2 ст. 25 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Предусмотренный частью первой статьи 32 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В настоящее время действуют СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. "Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21. Они устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энергозатрат работающих, времени выполнения работы, периодов года. Данными санитарными правилами и нормами в целях защиты работающих от возможного перегревания или охлаждения при температуре воздуха на рабочих местах в производственных помещениях выше или ниже допустимых величин предусматривается ограничение времени пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену).
С 1 января 2017 года вступили в силу СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81. Согласно положениям части II СанПиН 2.2.4.3359-16 показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма. Гигиенические требования к показателям микроклимата установлены для рабочих мест в производственных помещениях с учетом общих энерготрат работающих, продолжительности выполнения работы, периодов года и включают требования к методам измерения и контроля. Работодатель обязан ограничить время пребывания работников на рабочих местах, если температура воздуха на них выше или ниже допустимых величин. При этом нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 в ряде случаев устанавливают меньшее количество часов рабочего времени, нежели ограничения, предложенные рассматриваемым законопроектом.
Таким образом, обеспечение безопасных условий труда (например, путем сокращения рабочего времени, установления дополнительных перерывов в работе, обеспечения отдельной комнатой отдыха) является прямой обязанностью работодателя и в дополнительном регулировании не нуждается. Действующее законодательство содержит необходимое регулирование по вопросу прав работников в случае превышения температуры окружающей среды на рабочем месте, обязывает работодателя обеспечивать благоприятные условия труда работников и предоставляет ему возможность с этой целью не только сокращать рабочий день (смену) или выплачивать повышенную заработную плату, но и с учетом мнения представительного органа работников проводить другие мероприятия: устанавливать перерывы в работе, увеличивать продолжительность отпуска и т.п.
Кроме того, Роспотребнадзором разработаны и утверждены "Рекомендации по сохранению здоровья в жаркую погоду", содержащие памятку для работающих в условиях высокой температуры воздуха. На официальном сайте Роструда регулярно размещаются разъяснения о правах работников, трудящихся в жаркое время года.
Проектируемый термин "летнее время года" не используется в ТК РФ, а его значение в законопроекте не поясняется. Учитывая протяженность территории Российской Федерации, в различных субъектах Российской Федерации "летнее время года" может трактоваться по-разному исходя из температурного режима в конкретных субъектах Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту высказывает ряд замечаний и, в частности, отмечает, что ТК РФ не содержит особенностей правового регулирования труда работников в зависимости от времени года.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и отмечает в своем заключении, что предлагаемое изменение продолжительности рабочего времени может повлечь дополнительную финансовую нагрузку на работодателей, а также привести к выпадающим доходам бюджетов всех уровней. При этом экономических обоснований предлагаемого изменения авторами не приводится.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает рассматриваемый законопроект и полагает, что дополнительное регулирование продолжительности рабочего времени и времени отдыха в летнее время, предлагаемое законопроектом, является излишним, а в некоторых случаях приведет к ухудшению условий труда работников.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, считает, что в настоящее время сформирован достаточный правовой механизм регулирования продолжительности труда и отдыха работников в летнее время и не поддерживает представленный законопроект.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1101414-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.