Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 42640-7 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении), внесенному Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17.01.2017 года (выписка из протокола N 22, пункт 53) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 42640-7 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и дополнить ее новой частью 1.2.
Авторы законопроекта предлагают исключить из перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, при усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющими места, где они постоянно или преимущественно проживают.
Одновременно предлагается к заявлению прилагать документы, подтверждающие ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданные органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, и регистрацию по месту жительства гражданина в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.
2. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей полагает возможным поддержать законопроект и отмечает следующее.
2.1. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) установлено, что усыновителями не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства.
В соответствии с положениями пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713) местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина. В этом случае регистрация по месту жительства осуществляется в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации (пункт 26 (1) указанных Правил).
Учитывая изложенное полагаем, что принятие законопроекта в предложенной редакции не будет противоречить требованиям к усыновителю в части наличия постоянного места жительства.
2.2. Согласно положениям статьи 20 Конвенции о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 года N 1559-I) (далее - Конвенция ООН о правах ребенка) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Указанное положение Конвенции ООН о правах ребенка отражено в абзаце втором пункта 1 статьи 123 СК РФ. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Действующая редакция статьи 271 ГПК РФ (в части приложения к заявлению об усыновлении документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение) ограничивает возможность реализации соответствующих требований абзаца второго пункта 1 статьи 123 СК РФ. Поскольку соответствующие документы отсутствуют у граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и проживающих в традиционном для них жилище (чуме, яранге, юрте и т.д.)
2.3. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 124 СК РФ).
Согласно сведениям о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, по форме федерального статистического наблюдения N 103-РИК за 2015 год всего на воспитании в семьях на начало года состояло 559 251 детей из них усыновленных - 122 722 (21% усыновленных). В Ямало-Ненецком автономном округе ситуация с усыновлением лучше чем по стране в целом, так из 2 234 детей, находящихся на воспитании в семьях 619 усыновлено (38%)
При этом в Республике Саха (Якутия) на воспитании в семьях на начало года состояло 5 830 детей из них усыновленных - 787 (15% усыновленных). В Чукотском автономном округе всего 6% усыновленных детей от общего числа детей состоящих на воспитании в семьях (683 ребенка состояло на воспитании, 41 ребенок усыновлен).
Полагаем, что внесение предлагаемых изменений отвечает интересам ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и позволит сохранить для ребенка привычный уклад жизни, минимизировать негативные последствия лишения или ограничения родительских прав его родителей, смерти родителей или пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
Принятие законопроекта позволит увеличить число усыновлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ряде регионов, а также будет способствовать сохранению исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 42640-7 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.