Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о порядке предоставления, изъятия, распоряжения земельными
участками на территории муниципального образования
г. Бердска Новосибирской области
(утв. решением 8 сессии Совета депутатов г. Бердска первого созыва от 26 июня 2003 г. N 88)
22 апреля, 18 ноября 2004 г.
Бердск 2003 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение о порядке предоставления, изъятия, распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г. Бердска, НСО, (далее - положение) разработано на основании Земельного кодекса РФ N 136 ФЗ от 25.10.2001 г., ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-93 от 25.10.2001 г., Постановления правительства N 576 от 7 августа 2002 г. "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", Закона Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области" N 108-ОЗ от 14.04.2003 г., Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, субъектов федерации, касающихся распоряжения и использования земельных участков.
1.2. Положение определяет и утверждает общий порядок предоставления и использования земельных участков на территории муниципального образования г. Бердска НСО, для разных видов использования земли (для целей строительства, для целей не связанных со строительством, земельных участков на которых расположены здания, строения, сооружения).
1.3. Положение утверждает форму договора аренды земельного участка на территории г. Бердска, акта приема-передачи, договора купли-продажи.
1.4. Положение является нормативным актом, имеющим обязательную юридическую силу для всех субъектов земельных отношений, органов власти и управления в части принятия ими решений по вопросам землепользования на территории г. Бердска.
1.5. Настоящее положение вступает в силу со дня его официального опубликования.
1.6. Решение о внесении изменений или дополнений в настоящее Положение принимается утвердившим его органом.
Виды прав на землю
В соответствии федеральным законодательством на территории г. Бердска может осуществляться право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком.
Использование земель осуществляется в соответствии с действующим законодательством, при этом, ответственность за сохранность земель возлагается на собственников и пользователей земельных участков.
Решением шестнадцатой сессии Бердского городского Совета депутатов от 18 ноября 2004 г. N 266 в настоящий раздел внесены изменения
Прекращение и ограничение прав на земельные участки
а) Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, аренды на земельные участки, находящиеся на территории г. Бердска прекращается по основаниям, предусмотренным Законодательством РФ.
б) Изъятие в т.ч. путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных законодательством РФ, Новосибирской области на основании постановления главы администрации Новосибирской области.
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, должны быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, а собственники не позднее, чем за год до предстоящего выкупа для муниципальных нужд письменно об этом уведомлены органом местного самоуправления
В случае изъятия в т.ч. путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, изъятие в т.ч. путем выкупа, осуществляется органом местного самоуправления на условиях и в порядке, установленном законодательством РФ.
в) Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков информируются органом местного самоуправления о возможном изъятии, в т.ч. путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства не менее чем за 3 месяца до возможного изъятия.
Информирование осуществляется путем опубликования в Бердских средствах массовой информации.
г) Существуют два вида сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком): публичные и частные.
Частные сервитуты устанавливаются в соответствии с Гражданским законодательством в отношении ограниченного круга лиц. Сервитут устанавливается на основании соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому принадлежит земельный участок.
Публичный сервитут (ограничение) пользования чужим земельным участком в случае, если это необходимо для обеспечения интересов органа местного самоуправления или населения г. Бердска устанавливается постановлением главы администрации муниципального образования г. Бердска, Новосибирской области, с учетом результатов общественных слушаний.
Перечень публичных сервитутов см. в приложении N 5.
Порядок установления и снятия сервитута регулируется помимо настоящего Положения и Земельного кодекса РФ - Гражданским кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Нормы предоставления земельных участков
1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам из находящихся в муниципальной собственности земель, составляют:
а) для садоводства, дачного строительства - 0,04 га (минимальный размер) и 0,12 га (максимальный размер)
б) для огородничества - 0,04 га (минимальный размер) и 0,15 га (максимальный размер)
в) для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства - 0,06 га (минимальный размер) и 0,10 га (максимальный размер)
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, из земель, находящихся в муниципальной собственности составляют:
а) для садоводства, дачного строительства - 0,12 га.
б) для огородничества - 0,10 га.
в) для ведения личного подсобного хозяйства - 0,10 га.
г) для индивидуального жилищного строительства - 0,10 га.
3. Земельные участки, из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются для целей, не указанных в пункте 1, 2, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земли для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Муниципальный земельный контроль
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории г. Бердска, осуществляет отдел земельных отношений администрации муниципального образования.
Лица виновные в нарушении земельного законодательства в сфере использования земель г. Бердска несут административную ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством об административных правонарушениях.
Должностные лица и работники организаций несут ответственность за нарушение земельного законодательства в соответствии с законодательством РФ, Новосибирской области.
Отдел земельных отношений администрации муниципального образования является органом, непосредственно регулирующим процесс земельных отношений на территории г. Бердска.
II. Порядок оформления документов на земельные участки,
на которых расположены объекты недвижимости
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения или иные объекты недвижимости, регулируются земельным кодексом РФ (ст. 36).
I. Заявитель - собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке подает заявление с комплектом документов в отдел земельных отношений администрации муниципального образования г. Бердска.
Заявление заполняется по установленному образцу (приложение N 4);
В комплект документов входят:
1. заявление;
2. три экземпляра в оригинале кадастровых карт (планов) земельного участка, состоящих из разделов В. 1 - В. 6, выданных уполномоченным органом по ведению государственного земельного кадастра (ФГУ "Земельная кадастровая палата") и (по 1 экз. дополнительно на каждого собственника);
3. копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц) или подтверждающих государственную регистрацию юридического лица;
4. копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке;
5. для юридических лиц - нотариально заверенные учредительные документы;
6. документы, подтверждающие размер площади зданий, строений и сооружений (либо помещений в них) (техпаспорт БТИ);
7. документы, подтверждающие возникновение права на земельный участок (если есть ранее выданные);
Для садоводов - справка председателя с указанием: каким участком и с какого времени пользуются землей;
8. Для физических лиц: при наличии - копии документов, подтверждающих права на льготы.
В случае, если собственников недвижимого имущества несколько, заявление и комплект документов подается от имени всех собственников.
II. Отдел земельных отношений администрации муниципального образования осуществляет прием и экспертизу документов.
III. Если документы поданы в полном комплекте, отдел земельных отношений готовит проект распоряжения главы администрации о предоставлении земельного участка (в зависимости от поданного заявления и согласно Земельного кодекса РФ ст. 36), после регистрации распоряжения готовит проекты (в разных случаях) акта приема-передачи, или договора купли-продажи, или договора аренды.
Решением тринадцатой сессии Бердского городского Совета депутатов от 22 апреля 2004 г. N 80-83 в раздел 4 части 2 настоящего положения внесены изменения
IV. Заявитель осуществляет государственную регистрацию прав на земельный участок в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области.
Заявки, поданные с неполным комплектом документов, от рассмотрения отклоняются.
В случае отсутствия у заявителя кадастрового плана земельного участка:
1. Заявитель обращается в отдел земельных отношений администрации муниципального образования.
2. Отдел земельных отношений определяет предполагаемые границы и местоположение участка, готовит задание на составление проекта границ для землеустроительной организации, обеспечивает проведение межевания и постановку земельного участка на кадастровый учет.
3. Сформированное межевое дело предоставляется в отдел земельных отношений администрации, который принимает материалы землеустройства и межевания, проверяет качество выполненных работ, готовит проект распоряжения главы администрации об утверждении проекта границ земельного участка.
4. После предоставления утвержденного проекта границ, распоряжения об утверждении проекта границ, ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществляет кадастровый учет земельного участка и направляет отделу земельных отношений кадастровый план земельного участка (в течение 30 дней).
Далее - оформление по вышеуказанному порядку.
III. Порядок предоставления земельных участков
для целей, не связанных со строительством
1. Уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками является отдел земельных отношений администрации муниципального образования г. Бердска. Отдел земельных отношений обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату и бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Бердские новости".
2. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством подают заявление в отдел земельных отношений администрации муниципального образования г. Бердска.
3. В заявлении должно быть указано:
- цель использования земельного участка;
- предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка, испрашиваемое право;
- данные о заявителе (паспортные данные, ИНН для физических лиц, копии документов, подтверждающих госрегистрацию - для юр. лиц);
4. Отдел земельных отношений рассматривает заявку и проводит экспертизу возможности использования испрашиваемого земельного участка для заявленных целей.
При необходимости - с привлечением специалистов отдела архитектуры, строительства и транспорта, юридического отдела, отдела экономики и других контролирующих органов города, в спорных случаях вопрос выносится на заседание городской комиссии по управлению и распоряжению земельными участками.
5. В случае подачи нескольких заявок по одному земельному участку, вопрос выносится на рассмотрение городской комиссии по управлению и распоряжения земельными участками.
Арендатор земельного участка, в пользовании которого земельный участок уже ранее находился, обратившийся за продлением аренды, имеет преимущественное право при условии соблюдения договорных обязательств.
6. При положительном рассмотрении заявки, отдел земельных отношений определяет предполагаемые границы и местоположение участка (по материалам муниципального учреждения проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро (далее МУ ППАПБ) с учетом зонирования и градостроительной документации.
МУ ППАПБ за счет заявителя изготавливает проект границ земельного участка. Отдел земельных отношений утверждает его в течение 30 дней.
7. В двухнедельный срок администрация города принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (бесплатно, за плату) или в аренду, которое оформляется распоряжением главы администрации муниципального образования с приложением проекта границ земельного участка.
8. На основании распоряжения о предоставлении земельного участка, администрация обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет.
IV. Приобретение прав на земельные участки при приватизации
государственного и муниципального недвижимого имущества
Общие положения
Собственник объектов недвижимости, в том числе имущественных комплексов, не являющихся самовольными постройками и находящихся на земельных участках, относящихся к государственной либо муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае продажи земельного участка, решение принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимого имущества, в двухнедельный срок со дня обращения заявителя.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для его выкупа.
Отказ о выкупе земельного участка либо в предоставлении его в аренду не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с приобретателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения в границах, которые определяются на основании плана земельного участка предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса, а также к договору купли-продажи земельного участка.
Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
При отчуждении земельного участка право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры и иные улучшения и принадлежности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые не используются исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Исключение из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования указанных улучшений и принадлежностей в полном объеме.
Цена выкупа земельного участка устанавливается главой администрации Новосибирской области.
См. постановление Главы администрации Новосибирской области от 28 декабря 2001 г. N 1279 "О цене земли"
Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды пользования, утверждаются Правительством РФ.
Не подлежащие отчуждению земельные участки устанавливаются Федеральным законом.
Порядок приватизации
находящихся в государственной собственности земельных участков,
на которых расположены приватизированные объекты недвижимости,
находившиеся до их отчуждения в федеральной собственности
Регулируется ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 26.04.2002 г., постановлением правительства N 576 от 07.08.2002 г. "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю".
1. Уполномоченным органом Минимущества на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной собственности, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной и областной собственности является Департамент имущества и земельных отношений администрации НСО.
2. В случае, если собственники объектов недвижимости, находившихся до их приватизации в федеральной и областной собственности изъявляют желание приватизировать находящиеся под недвижимостью земельные участки, им необходимо:
2.1. Подать заявку в Департамент имущества и земельных отношений администрации НСО с пакетом документов:
- заявление на приватизацию земельного участка;
- два экземпляра кадастровых карт (планов) земельного участка, состоящих из разделов В.1 - В.6, выданных уполномоченным органом по ведению государственного земельного кадастра (документы, устанавливающие разрешенное использование и категорию земельного участка (в случае отсутствия данных сведений в кадастровой карте (плане) земельного участка);
- копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц) или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
- оригинал или нотариально заверенное решение в письменной форме соответствующего органа управления заявителя о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами заявителя и законодательством государства, в котором зарегистрирован заявитель);
- нотариально заверенные учредительные документы юридического лица;
- документы, подтверждающие размер площади зданий, строений и сооружений (либо помещений в них);
- нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на здания, строения и сооружения (либо на помещения в них), либо оригиналы выписки из ЕГРП, либо иные документы, подтверждающие возникновение прав.
3. При наличии вышеуказанных документов, соответствующих требованиям законодательства, Департамент имущества и земельных отношений администрации НСО принимает решение о приватизации (14 дней) и направляет решение и пакет документов для заключения договора купли-продажи в региональном отделении Российского фонда федерального имущества.
4. Региональное отделение Российского фонда федерального имущества заключает договор купли-продажи земельного участка (14 дней).
5. Заявитель регистрирует право собственности в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области.
В случае если решение о приватизации принималось органом местного самоуправления, решение о приватизации и оформление документов производится в администрации муниципального образования в аналогичном порядке.
V. Порядок предоставления земельных участков для строительства
Порядок предоставления и изъятия (выкупа) земельных участков под строительство регламентируется Земельным кодексом РФ и настоящим Положением.
Предоставление земельного участка для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию:
I. Без предварительного согласования мест размещения объектов;
Предоставление земельного участка для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Передача земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщений о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Порядок предоставления земельного участка без предварительного
согласования мест размещения объектов
Проведение работ по формированию земельного участка:
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- определение разрешенного использования участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или прием заявлений без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
2. Проведение государственного кадастрового учета земельного участка.
3. Проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения в газете "Бердские новости" в срок не позднее 30 дней до начала проведения торгов о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
4. Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
II. С предварительным согласованием мест размещения объектов
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, либо (в установленном законом случаях) в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным
согласованием мест размещения объектов
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) проведение государственного кадастрового учета земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Для предоставления земельного участка, заявитель подает в администрацию г. Бердска заявление (ходатайство) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении необходимо указать:
- назначение объекта;
- предполагаемое место размещения объекта;
- обоснование примерного размера земельного участка;
- испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются технико-экономические обоснования проекта строительства либо необходимые расчеты.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ при предоставлении земельного участка градостроительные требования к их использованию определяются градостроительной документацией, а так же правилами застройки.
Согласно подписанного акта выбора с приложенными к нему проектами границ администрация муниципального образования (распоряжением главы) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение 3-х лет.
На основании решения о предварительном согласовании места размещения проекта границ земельного участка по заявкам и за счет граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, устанавливаются границы земельного участка на местности.
Установление границ (межевание) осуществляется организациями, имеющими лицензии на выполнение геодезических и проектно-изыскательских работ.
После межевания и составления "межевого дела" проводится государственный кадастровый учет.
После предоставления в администрацию кадастровых планов (3 экз) в оригиналах по форме В1, В2 готовится распоряжение главы администрации города о предоставлении земельного участка, и на основании его заключается договор аренды земельного участка.
Заявитель обеспечивает государственную регистрацию прав аренды (собственности).
Глава городского самоуправления |
А.Г.Терепа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.