Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 4. Cabin work environment
Дата введения - 1 декабря 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины" (ISO 16121-4:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 4: Cabin environment").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 5128 Акустика. Измерение шума внутри автомобилей (ISO 5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)
ИСО 6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination)
ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц (ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)
ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов (ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration)
ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность (ISO 16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility)
SAE J381 Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения (SAE J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2 тестовый объем расхода воздуха (test air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в ).
3.3 коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.
Коэффициент эффективности = ,
где - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;
- концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;
Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности.
3.4 начало отсчета времени, (time zero, ): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.
Примечание - Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2.
4 Климатические условия и вентиляция
4.1 Основные требования
Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.
Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.
Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.
4.2 Климатические условия в кабине водителя
4.2.1 Отопление
Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем*.
В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.
4.2.2 Кондиционирование воздуха (при наличии)
Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.
В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.
4.3 Вентиляция
4.3.1 Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.
4.3.2 Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.
4.4 Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла
4.4.1 Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.
4.4.2 Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.
4.5 Качество воздуха
Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем*. В приложении В приведен обзор типовых критериев рабочих характеристик, измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.
5 Шум внутри транспортного средства**
5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.
5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).
5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).
5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).
_____________________________
* Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.
** При применении настоящего стандарта следует помнить, что на территории Российской Федерации в области охраны труда приоритетными являются государственные нормативные требования.
Приложение В
(справочное)
Рекомендуемые рабочие характеристики
типового воздушного фильтра кабины
В.1 Эффективность фильтрации частиц
Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.
Таблица В.1 - Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц
Размер частицы, мкм |
Пределы эффективности, % |
0,5 - 1,0 |
>30 |
1,0 - 2,0 |
>42 |
2,0 - 3,0 |
>66 |
3,0 - 5,0 |
>84 |
5,0 - 10,0 |
>90 |
В.2 Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.
Таблица В.2 - Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин) |
Пределы эффективности фильтрации газов, % |
n-Бутан, |
>75 |
n-Бутан, 5 мин |
>20 |
Толуол, |
>75 |
Толуол, 5 мин |
>70 |
, |
>75 |
, 5 мин |
>60 |
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011 "Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 4. Рабочая среда кабины" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст)
Опубликование:
Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 декабря 2012 г.
Переиздание. Август 2019 г.