Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 февраля 2017 г. N 23/8
о проекте федерального закона N 21966-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
(в части совершенствования механизма регулирования трансграничных переводов денежных средств без открытия банковского счета)
(внесен депутатами Государственной Думы В.М. Резником, П.И. Пимашковым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 21966-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Положениями законопроекта предлагается:
1. Установить, что оператор по переводу денежных средств вправе осуществлять трансграничные переводы денежных средств без открытия банковского счета только в рамках платежной системы или иностранной платежной системы. Установить ответственность за нарушение указанного требования в виде штрафа в размере произведенных переводов, взыскиваемого Банком России.
2. Ввести запрет на осуществление трансграничных переводов денежных средств без открытия банковского счета с территории Российской Федерации в случае, если иностранным государством, на территорию которого осуществляется трансграничный перевод, введены ограничения на использование услуг операторов платежных систем или операторов услуг платежной инфраструктуры, прямо или косвенно находящихся под контролем российских юридических лиц, и при этом получение денежных средств на территории иностранного государства может производиться с использованием иностранных платежных систем и (или) платежных систем, операторы которых и (или) операторы услуг платежной инфраструктуры которых прямо или косвенно не находятся под контролем российских юридических лиц. Установить ответственность за нарушение указанного требования в виде штрафа в размере произведенного платежа, взимаемого на основании предписания Банка России.
3. Установить требование о необходимости публикации Банком России на своем официальном сайте в сети "Интернет" сведений о введенных иностранным государством ограничениях.
Как следует из пояснительной записки, целью предлагаемых законопроектом нововведений является обеспечение защиты прав и законных интересов участников правоотношений на территории Российской Федерации, а также устранение негативных последствий, возникающих в случае введения иностранными государствами запрета на деятельность российских платежных систем на их территории.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако к законопроекту имеются следующие замечания.
1. Дополнительного обсуждения требует положение законопроекта, согласно которому вводится запрет на осуществление трансграничных переводов денежных средств без открытия банковского счета только в рамках платежной системы или иностранной платежной системы.
Представляется, что введение подобного запрета приведет к прекращению осуществления кредитными организациями стандартных трансграничных банковских операций между Российской Федерацией и любыми иностранными государствами, в том числе не вводившими ограничений в отношении российских операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры.
Комитет считает предлагаемое ограничение несоразмерным и не отвечающим интересам субъектов российской экономики.
2. Проектируемая часть 15 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" вводит ответственность за нарушение ограничений на осуществление трансграничных переводов в виде штрафа в размере произведенного платежа, взимаемого на основании предписания Банка России.
В настоящее время виды применяемых Банком России действий и мер принуждения в случае нарушения поднадзорной организацией требований законодательства установлены статьей 34 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Комитет считает целесообразным соотнести проектируемые нормы с действующим законодательством.
Вместе с тем при определении размера предполагаемого штрафа следует учитывать, что размеры штрафов, взыскиваемых Банком России, устанавливаются статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о необходимости внесения дополнений в указанную статью.
3. Также представляется необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению четко определить источник получения Банком России информации о введении иностранным государством ограничений в отношении операторов российских платежных систем и платежной инфраструктуры.
В связи с вышеизложенным, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 21966-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.