Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 февраля 2017 г. N 23/2
о проекте федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(в части совершенствования требований к организации и функционированию платежных систем)
(внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, Ю.П. Олейниковым и др.)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, предлагаемые законопроектом нововведения направлены на совершенствование регулирования отношений в платежной сфере, развитие национальных платежных инструментов на территории Российской Федерации, их продвижение на зарубежные рынки.
В частности, законопроектом предлагается:
1. Сократить со 120 календарных дней до 30 календарных дней срок, не позднее которого оператор платежной системы обязан уведомить Банк России о введении новых тарифов либо об увеличении уже имеющихся тарифов, а также исключить требование о необходимости предоставления расчетов, обосновывающих указанные изменения.
2. Критерии признания платежной системы системно или социально значимой предлагается определять исходя из значения установленной Банком России доли от осуществленных переводов денежных средств, а не из объема переведенных денежных средств, выраженных в абсолютных цифрах.
3. Установить, что Внешэкономбанк, иностранные банки (иностранные кредитные организации), иностранные центральные (национальные) банки, а также международные финансовые организации могут быть индивидуальными участниками национальной системы платежных карт (далее - НСПК).
4. Установить, что кредитные организации должны обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов, не позднее 1 апреля 2017 года.
5. Установить, что с 1 января 2018 года денежные выплаты физическим лицам из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов должны перечисляться на банковские счета физических лиц, операции по которым проводятся либо с использованием национальных платежных инструментов либо на банковские счета, не предусматривающие использование платежных карт.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на развитие национальной системы платежных карт, расширение областей применения национальных платежных инструментов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
Вместе с тем при разработке направлений по совершенствованию функционирования НСПК важно учитывать, что конечным потребителем предоставляемых услуг являются граждане.
В этой связи в ходе доработки законопроекта ко второму чтению представляется важным обратить внимание на следующие его положения.
1. Дополнительного обсуждения требует норма, согласно которой исключается требование о необходимости предоставления оператором платежной системы Банку России расчетов, обосновывающих введение новых тарифов платежной системы либо увеличение уже имеющихся тарифов.
Представляется, что отсутствие вышеуказанного требования потенциально предоставит возможность операторам платежных систем необоснованно устанавливать и повышать тарифы за услуги платежной системы. В этой связи Комитет полагает целесообразным в ходе доработки законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о наделении оператора платежной системы обязанностью по предоставлению Банку России обоснований введения новых и повышения уже имеющихся тарифов.
2. Проектируемой частью 5 статьи 30.5 устанавливается, что с 1 января 2018 года операции по банковским счетам, на которые перечисляются средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, могут производиться только с использованием национальных платежных инструментов.
Из представленного текста законопроекта невозможно сделать однозначный вывод о праве собственника (владельца) счета после 1 января 2018 года продолжать совершать операции по счету с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, если средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов были зачислены на указанный счет ранее (существенно ранее) 1 января 2018 года.
Комитет отмечает, что при ограничении права владельца счета совершать по нему операции с использованием платежных средств, не являющихся национальными платежными инструментами, следует принимать во внимание, что на банковском счете клиента могут быть размещены не только средства, перечисленные из федерального бюджета или государственного внебюджетного фонда, но и иные денежные средства владельца счета. Кроме того, в этом случае, следует на законодательном уровне установить период, предшествующий 1 января 2018 года, за который кредитная организация должна провести проверку поступления средств из федерального бюджета или государственного внебюджетного фонда на указанный счет.
3. Также следует иметь в виду, что при смене оператора платежной системы клиент должен либо заключить новый договор банковского счета, либо оформить заявление на выпуск дополнительных платежных карт, для чего гражданину необходимо лично явиться в кредитную организацию.
Учитывая большое число граждан, получающих выплаты за счет средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, принимая во внимание, что многие из них не обладают достаточным уровнем финансовой грамотности (в том числе пенсионеры и инвалиды), а также не имеют шаговой доступности к офисам кредитных организаций, Комитет считает необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности устанавливаемого законопроектом требования в части единовременного (одномоментного) введения ограничения на зачисление бюджетных средств на банковские счета, операции по которым осуществляются клиентами - физическими лицами с использованием платежных инструментов, не являющихся национальными платежными инструментами.
При том, что проектируемая норма об обязанности кредитной организации по требованию клиента обеспечить возможность получения национальных платежных инструментов поддерживается, Комитет считает, что обязанность заменить используемые клиентами платежные инструменты на национальные платежные инструменты, возникающая не с единой для всех календарной даты, а с момента наступления определенного события, например, по истечении срока действия уже используемой платежной карты или открытия нового счета для перечисления бюджетных средств, повлечет за собой значительно меньший шок для потребителей финансовых услуг и снизит организационную нагрузку на кредитные организации.
При этом введение ограничений на зачисление бюджетных средств на банковские счета с использованием платежных инструментов, не являющихся национальными платежными инструментами, также следует соотнести с наступлением события, влекущего за собой обязанность заменить указанные платежные инструменты.
4. Дополнительно следует обсудить вопрос обоснованности и целесообразности требования к использованию клиентами банковских счетов исключительно с применением национальных платежных инструментов для получения разовых выплат (например, налоговый вычет за покупку недвижимости, выплаты компенсации наследникам на оплату ритуальных услуг, компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и др.).
5. Также законопроектом не урегулирован вопрос о действиях кредитной организации в случае, если для перечисления бюджетных средств клиентом указан банковский счет, операции по которому осуществляются с использованием платежных инструментов, не являющихся национальными платежными инструментами.
6. Проектируемым абзацем 2 части 5 устанавливается, что требования о перечислении бюджетных средств на банковские счета с использованием национальных платежных инструментов не распространяются на случаи выезда физического лица на постоянное место жительства за рубеж. При этом неясно, какие критерии должны применяться кредитной организацией для определения факта переезда клиента в другую страну, так как в законодательстве отсутствуют четкие критерии, позволяющие отнести конкретного гражданина к выехавшему (выезжающему) на постоянное жительство.
7. Редакция абзаца 3 проектируемой части 5 статьи 30.5 устанавливает, что положения данной части распространяются на случаи размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы. При этом часть 5 содержит требование об осуществлении операций по счетам, на которые перечисляются бюджетные средства, только с использованием национальных платежных инструментов. Таким образом, проектируемый абзац 3 части 5 требует редакционного уточнения, так как неясно, какие именно положения части 5 распространяются на случаи размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы: запрет на зачисление бюджетных денежных средств или же предоставление возможности их зачисления.
8. Законопроектом предусматривается, что кредитные организации обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены договоры о расчетах по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов, с 1 апреля 2017 года.
При этом графиком рассмотрения законопроекта, который составляется на основе требований Регламента Государственной Думы, не предусмотрена возможность принятия законопроекта в более ранний срок, чем 1 апреля 2017 года. В этой связи необходимо дополнительно обсудить предусмотренный законопроектом срок наступления обязательства кредитных организаций по обеспечению приема национальных платежных инструментов всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.
9. В отношении статьи 2 законопроекта Комитет отмечает, что в настоящее время размер годового дохода субъекта предпринимательской деятельности, при котором такой субъект обязан предоставить клиенту возможность использования национальных платежных инструментов, должен превышать предельные значения годового дохода, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для микропредприятий. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" в настоящее время предельный размер годового дохода для микропредприятий равняется 120 миллионам рублей (указанный предельный размер установлен с 2015 года), а до 2015 года, то есть на момент введения требования, равнялся 60 миллионам рублей.
В этой связи требует дополнительных пояснений положение статьи 2 законопроекта, согласно которому предельное значение дохода субъекта предпринимательской деятельности, свыше которого возникает обязанность обеспечивать возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов, устанавливается в абсолютной величине равной 40 миллионам рублей.
10. Учитывая, что отдельные положения законопроекта носят социальный характер, Комитет обращает внимание на нормы статьи 125 Регламента Государственной Думы, согласно которым третье чтение законопроекта может быть назначено Советом Государственной Думы только после предоставления подробной информации об основных нормативных предписаниях и сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных положениями законопроекта.
11. В настоящее время при открытии гражданами банковских счетов с использованием определенного вида и типа платежных карт для получения, например, пенсионных выплат комиссионное вознаграждение за выпуск таких карт и их дальнейшее обслуживание не взимается. Комитет считает социально важным сохранить указанные льготы при использовании платежных карт "Мир" аналогичного вида и типа, закрепив норму об этом в тексте законопроекта.
В связи с вышеизложенным, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.