Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 67484-7 "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения сроков применения кадастровой стоимости),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 67484-7 "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска.
В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 133, положение части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, в связи с чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
В настоящее время положениями Федеральных законов от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не предусматривается возможность оспаривания в суде органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя решения комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, не находящегося в собственности муниципального образования, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, что нарушает баланс публичных и частных интересов, в том числе в бюджетно-налоговой сфере.
Вместе с тем согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой по земельному налогу, представляющему собой один из доходов муниципальных образований, зачисляемый по нормативу 100 процентов в местные бюджеты, средства которого служат для решения вопросов местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления.
Соответственно, существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка, используемого его собственниками - гражданами и организациями для осуществления предпринимательской деятельности, особенно если этот земельный участок имеет крупные размеры, может уменьшить, и весьма значительным образом, поступающие в местный бюджет налоговые доходы, а следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения. В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, не только влияют на реализацию прав собственников этих земельных участков, но и могут напрямую затронуть права и законные интересы муниципальных образований как территориальных объединений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).
На основании изложенного нормами законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П.
Положения законопроекта предусматривают, что решения комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, но расположенного на их территориях, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет, бюджет города федерального значения.
В указанных целях положениями законопроекта предлагается внести изменения в статью 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающие, что органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решение или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом. Законопроектом также предусматривается внесение изменений в часть 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматриваются по правилам главы 22 данного Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25: "Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости".
Полагаем, что принятие законопроекта позволит обеспечить конституционные гарантии защиты прав и законных интересов муниципальных образований в случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, не допустить в связи с этим снижение доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, необходимых для удовлетворения основных жизненных потребностей граждан, а также обеспечить баланс публичных и частных интересов в решении данного вопроса.
В то же время, по мнению Комитета целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации определить критерии, когда органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении данных земельных участков решения комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.