Введение
Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.
Развитие военно-политической обстановки в мире в ближайшей перспективе будет характеризоваться формированием новой системы международных отношений, обусловленных углублением глобализации, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними.
Ожидается наращивание военного присутствия сил Организации Североатлантического договора на территории восточноевропейских стран - членов альянса и в акваториях Балтийского и Черного морей. В целом в период до 2030 года возможность прямой вооруженной агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в том числе с применением оружия массового поражения, по-прежнему представляется маловероятной, однако данный факт не снижает актуальности планирования гражданской обороны. Более того, происходящие изменения в военно-политической обстановке, в социальной и экономической сферах государства, в характере ведения современных войн обусловливают необходимость формирования новых подходов к решению задач гражданской обороны.
За последние годы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) проделана важная работа по внедрению новых подходов к ведению гражданской обороны Российской Федерации. Вместе с тем проблемы планирования и осуществления мероприятий по гражданской обороне остаются актуальными, что обусловливает необходимость поиска возможностей по повышению эффективности данных мероприятий.
Безусловно, необходимой предпосылкой для обеспечения должного уровня проведения мероприятий по гражданской обороне является эффективное планирование данных мероприятий, одним из главных элементов которого является процесс выработки и принятия решений.
Данный процесс должен основываться на анализе возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения вероятным противником или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В условиях, когда планомерное приведение в готовность гражданской обороны невозможно, дополнительно должны учитываться и реальные возможности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по проведению мероприятий по гражданской обороне, т.е. должно учитываться реальное состояние гражданской обороны.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами федеральных органов исполнительной власти при разработке, согласовании и утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны.
1.2. В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденнsм Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти определяет порядок подготовки к ведению гражданской обороны (далее - ГО) в федеральных органах исполнительной власти и разрабатывается в обязательном порядке.
1.3. Подготовка к ведению ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) природного и техногенного характера.
1.4. Ведение ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Ведение ГО в федеральном органе исполнительной власти осуществляется на основе соответствующего Плана гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.
1.5. Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.
2. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти
2.1. Разработку Положения об организации и ведении гражданской обороны организует руководитель федерального органа исполнительной власти.
2.2. Разработка Положения об организации и ведении гражданской обороны осуществляется, как правило, в два этапа и включает в себя:
на первом этапе:
издание распорядительного документа о разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны, в котором определяются: руководитель рабочей группы и ее состав; распределение обязанностей между членами рабочей группы; сроки разработки Положения;
уточнение членами рабочей группы: требований к выполнению мероприятий по ГО, предъявляемыми# действующими нормативными правовыми, нормативно-техническими и иными документами; перечней территориальных органов федерального органа исполнительной власти, организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти и продолжающих работу в военное время, а также организаций, отнесенных к категориям по ГО.
на втором этапе:
практическая разработка Положения;
согласование и издание проекта приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти разрабатывается в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" подготовленный проект приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти согласовывается с МЧС России.
После государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации копия приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти направляется в МЧС России.
3. Рекомендуемая структура и содержание Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти
3.1. Положение об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти рекомендуется разрабатывать с учетом следующей структуры:
I. Общие положения.
II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны.
III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне.
VI. Заключительные положения.
3.2. В разделе "I. Общие положения" указываются:
нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения ГО в федеральном органе исполнительной власти;
органы, осуществляющие руководство ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;
система управления ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций;
организация взаимодействия федерального органа исполнительной власти с Национальным центром управления в кризисных ситуациях, находящимся в ведении МЧС России, а также территориальных органов федерального органа исполнительной власти и его подведомственных организаций с центрами управления в кризисных ситуациях, находящимися в ведении МЧС России;
организация сбора и обмена информацией в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время;
организация планирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также порядок реализации соответствующих планов ГО;
состав сил и средств ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций.
3.3. В разделе "II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны" указываются:
основные задачи в области ГО, решаемые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями;
функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО, с учетом решаемых задач в области ГО;
права и обязанности должностных лиц и работников федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО.
3.4. В разделе "III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне" указываются:
основные мероприятия по ГО, проводимые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями в целях решения задач в области ГО;
организация и порядок выполнения мероприятий по ГО, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями.
3.5. В разделе "VI. Заключительные положения" указываются:
порядок планирования и финансирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;
организация контроля за выполнением мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также ответственность соответствующих должностных лиц и работников за невыполнение требований и мероприятий в области ГО.
______________________________
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
*(2) Приказ МЧС России от 31 июля 2006 г. N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 31 октября 2006 г. N 8421).
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303 ДСП "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы".
*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
*(5) Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2006 г. N 7383).
*(6) Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28 "О гражданской обороне".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "28-ФЗ"
Заместитель Министра |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти (утв. МЧС России 3 февраля 2017 г. N 2-4-71-2-11)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был