Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 13 февраля 2017 г. N 97-П
Обстоятельства авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-25607
14.07.2013 днем на посадочной площадке "Игол 0 км" (район населенного пункта Каргасок Томской области) произошла авария вертолета Ми-8Т RA-25607 ООО Авиапредприятие "Газпром авиа".
Выполнялся полет по перевозке пассажиров и груза. Кроме трех членов летного экипажа на борту вертолета находилось 14 пассажиров и 150 кг груза. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25607 (далее - комиссия по расследованию) установила, что взлетная масса вертолета на посадочной площадке "Игол 0 км" составляла 10528 кг, что не превышало максимально допустимую взлетную массу.
В ходе расследования было установлено, что перед взлетом командир воздушного судна (далее - КВС) распределил обязанности в экипаже: активное управление выполняет второй пилот, контроль и ведение радиосвязи - КВС.
Взлет производился "по-вертолетному" с использованием влияния воздушной подушки. В процессе разгона вертолета произошло его отклонение от курса взлета влево. Комиссия по расследованию пришла к выводу о том, что КВС, не информируя о своих действиях экипаж, для парирования разворота влево вмешался в управление вертолетом и отклонил правую педаль, с последующим ее возвращением в исходное положение. Так как одновременно был увеличен шаг несущего винта, отклонения правой педали было недостаточно для остановки левого вращения вертолета. Рост угловой скорости прекратился, но вертолет продолжал вращаться влево по курсу со скоростью около 10°/сек.
По объяснению второго пилота, после вмешательства КВС он "перешел на пассивное управление".
В дальнейшем, по данным средств объективного контроля, последовало резкое нажатие левой педали, которое привело к интенсивному развитию угловой скорости вращения. На заключительном этапе полета вращение вертолета осуществлялось с угловой скоростью более 120°/сек. Значения угла тангажа в момент вращения менялось от -25° до +15°, а углы крена от 10° влево до более 50° вправо до момента столкновения с земной поверхностью.
Вертолет, совершив вращение в полтора оборота относительно своей оси, столкнулся с земной поверхностью в 120 м от посадочной площадки. В результате аварии девять пассажиров и один член экипажа получили серьезные телесные повреждения.
Комиссией по расследованию рассматривалась вероятность отказа, связанного с самопроизвольным включением канала направления автопилота АП-34Б и режима "перегонка" гидроусилителя РА-60Б. Самопроизвольное включение канала направления автопилота АП-34Б могло произойти, возможно, через негерметичный штепсельный разъем ШР 55ПК35НГЗ (схемная позиция 1020).
Комиссией по расследованию было сделано заключение о том, что движение штока рулевого агрегата со скоростью "перегонки" не обеспечивает нормальную путевую управляемость вертолета Ми-8Т в случае возникновения особой ситуации по причине левого вращения из-за самопроизвольного движения левой педали вперед (особенно на режиме висения и при разгоне с предельным взлетным весом или предельным ветром справа). При медленном перемещении правой педали вертолет может войти в самовращение из-за возникновения на рулевом винте режима "вихревого кольца".
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятной причиной аварии вертолета Ми-8Т RA-25607 явились несогласованные действия экипажа при выполнении взлета, приведшие к развивающемуся интенсивному вращению вертолета по курсу влево и его столкновению с землей.
Способствующими факторами могли явиться:
- вмешательство КВС в управление вертолетом без информирования остальных членов экипажа;
- частичная потеря ситуационной осведомленности и/или пространственной ориентировки при развитии вращения вертолета по курсу.
В ходе расследования были выявлены факторы опасности: загрязнение разъема автопилота из-за его негерметичности и разброс в широком диапазоне отдельных эксплуатационных характеристик конкретных экземпляров рулевых агрегатов РА-60Б в путевом канале управления (при соответствии деталей каждого конкретного экземпляра предъявляемым требованиям), которые при определенных условиях могут существенно повысить риск возникновения нештатной ситуации в полете. Однако признаков отказа авиационной техники, которые могли повлиять на исход аварийного полета, не выявлено".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-25607 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 13 февраля 2017 г. N 97-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.