Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 62442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон) внести изменения, предусматривающие лицензирование деятельности энергосбытовых организаций, в том числе гарантирующих поставщиков (энергосбытовой деятельности). В связи с этим обращаем внимание на положения статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые определяют цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности и согласно которым к лицензируемым видам деятельности следует относить только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Отмечаем, что в части деятельности гарантирующих поставщиков Федеральным законом предусмотрено установление Правительством Российской Федерации порядка присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, оснований и порядка лишения организаций статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков (см. пункт 3 статьи 37, пункт 2 статьи 38 Федерального закона).
Пункт 3 части 1 предлагаемой статьи 46.3 Федерального закона к числу лицензионных требований в сфере лицензирования энергосбытовой деятельности относит в том числе требование о том, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа лицензиата, и (или) лицо, входящее в состав коллегиального органа управления лицензиата, не должно быть подвергнуто административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных главами 7, 9, 14, 15, 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Обращаем внимание, что применение данного лицензионного требования по существу приводит к двойному наказанию указанных физических лиц в случае совершения ими любых административных правонарушений, предусмотренных главами 7, 9, 14, 15, 17 Кодекса (в том числе правонарушений, не связанных с осуществлением энергосбытовой деятельности), поскольку помимо наказания, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, на них по существу возлагается и наказание в виде дисквалификации (запрета осуществлять функции единоличного исполнительного органа и (или) входить в состав коллегиального органа управления энергосбытовой организации) (см. также пункт 2 части 2 предлагаемой статьи 46.7 Федерального закона).
Пункт 7 части 1 предлагаемой статьи 46.3 Федерального закона к числу лицензионных требований относит и требование о том, что в отношении лицензиата не должна быть введена какая-либо из процедур банкротства. Полагаем, что данное лицензионное требование также нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку прекращение действия лицензии в случае введения в отношении лицензиата, например, процедуры наблюдения не позволит ему восстановить свою платежеспособность и неизбежно приведет к его банкротству.
Согласно части 1 предлагаемой статьи 46.6 Федерального закона "лицензионный контроль энергосбытовой деятельности осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской". В связи с этим полагаем необходимым уточнить, применяются ли к отношениям по лицензионному контролю энергосбытовой деятельности положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. часть 1 указанной статьи 19).
Согласно пункту 2 части 2 предлагаемой статьи 46.7 Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии при установлении факта нарушения лицензиатом лицензионных требований, установленных предлагаемой статьей 46.3 Федерального закона. Из данной формулировки следует, что сам факт обнаружения лицензирующим органом нарушения лицензионных требований является безусловным основанием для прекращения действия лицензии, что следует соотнести с положением части 2 предлагаемой статьей 46.6 Федерального закона, из содержания которого следует, что в случае установления факта нарушения лицензиатом лицензионных требований лицензирующий орган сначала может выдать ему предписание об устранении выявленного нарушения, предполагающее возможность устранения лицензиатом нарушения лицензионных требований без прекращения действия его лицензии.
В связи с тем, что в законопроекте деятельность гарантирующих поставщиков относится к энергосбытовой деятельности, соответствующие изменения следует, на наш взгляд, внести в положения абзаца четвертого пункта 2 статьи 23.1 и абзаца девятнадцатого пункта 2 статьи 24 Федерального закона, в которых гарантирующие поставщики именуются не только энергосбытовыми организациями, но и энергоснабжающими организациями.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.