Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Л. Сидоровым, Ф.С. Сибагатуллиным, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) устанавливаются положения, определяющие правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы страхования инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и регулирующие отношения между участниками системы страхования инвестиций.
Проект повторяет практически все положения Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ).
Пункт 3 части 4 статьи 6 проекта, согласно которому в размещаемой информации о системе страхования инвестиций должны содержаться сведения о том, что "системой страхования инвестиций страхуются активы на случай мошенничества со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг", не согласуется со статьей 8 проекта, в которой данный случай не отнесен к страховому.
В статье 11 проекта не определено положение, регулирующее размер страхового возмещения в случае, когда одно застрахованное лицо передало страхователю несколько инвестиций, страхование которых осуществляется в соответствии с данным проектом (аналогичное положение содержится в части 3 статьи 11 Федерального закона N 177-ФЗ). Замечание аналогичного характера относится также к статье 12 проекта, не регулирующей положение о порядке выплаты страхового возмещения на случай, когда застрахованное лицо признано несостоятельным (такая норма содержится в пункте 11.1 статьи 12 Федерального закона N 177-ФЗ).
В части 13 статьи 12 проекта требует уточнения понятие "в денежной форме", учитывая, что выплата страхового возмещения согласно положениям части 11 указанной статьи может осуществляться как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке.
Часть 2 статьи 13 проекта не согласуется со статьей 134 и параграфом 4 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ). При этом часть 2 статьи 13 Федерального закона N 177-ФЗ корреспондируется с пунктом 1 части 2 статьи 189.92 Федерального закона N 127-ФЗ, которым к первой очереди удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства отнесены требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ.
На основании части 8 статьи 13, части 5 статьи 30 проекта начисление процентов, а также определение процентной ставки пеней осуществляется в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России. В этой связи обращаем внимание, что согласно указанию Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 года N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России. Кроме того, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С учетом изложенного в рассматриваемых положениях проекта слова "ставка рефинансирования" необходимо заменить словами "ключевая ставка".
Пункт 2 статьи 15 и часть 2 статьи 32 проекта, в соответствии с которыми Совет директоров Агентства определяет аудиторскую организацию, не соотносится с пунктом 17.1 статьи 19 Федерального закона N 177-ФЗ, определяющим положение об установлении Советом директоров Агентства только порядка проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов.
В проекте не определены правовые последствия для брокеров и управляющих, предоставляющих услуги по открытию и ведению индивидуальных инвестиционных счетов, а также депозитариев, оказывающих услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов, которые не участвуют в системе страхования инвестиций.
Дополнительно сообщаем, что проектом установлены положения, которые относятся к деятельности Банка России. С учетом этого необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.