Заключение Счетной палаты РФ от 16 февраля 2017 г. N ЗСП-25/0602
на проект федерального закона N 66499-7"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 17 января 2017 г. N 22).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.А. Николаевым, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым, направлен на создание дополнительного механизма финансового оздоровления кредитных организаций.
Законопроектом предусматривается возможность создания за счет денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России, Фонда консолидации банковского сектора (далее - Фонд). Кроме того, Банк России в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций наделяется правом учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - Управляющая компания), которое будет от имени Банка России участвовать в осуществлении указанных мер, используя средства Фонда.
Необходимо отметить, что по состоянию на 1 января 2017 года общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга (в том числе по активам, приобретенным государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее -Агентство) или полученным в счет погашения предоставленных займов) составляет 1 177,65 млрд. рублей, из которых за счет средств Банка России профинансировано 1 067,83 млрд. рублей, за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство - 103,75 млрд. рублей, за счет средств фонда обязательного страхования вкладов - 6,07 млрд. рублей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту целью его разработки является совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), в том числе сокращение объемов средств, выделяемых Банком России на финансовое оздоровление банков.
Однако в материалах отсутствуют комплексный анализ действующего механизма оздоровления, актуальности и масштабов рассматриваемой проблемы, а также достаточные обоснования эффективности предлагаемого законопроектом механизма финансового оздоровления банков, в том числе сокращения на 30% номинальных объемов финансирования мероприятий по санации банков.
Статьей 76.12 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции статьи 2 законопроекта предусмотрено, что Фонд формируется из денежных средств Банка России за счет отчислений, производимых по решению Совета директоров. В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона N 86-ФЗ Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Таким образом, создание Фонда может привести к уменьшению величины прибыли Банка России.
При этом в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ Банк России перечисляет в федеральный бюджет 75 процентов фактически полученной им прибыли (в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 334-ФЗ "Об особенностях перечисления в 2016 году и в 2017 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2015 года и по итогам 2016 года" в целях мобилизации доходов федерального бюджета часть прибыли в размере 90 %, полученной по итогам 2016 года, Банк России обязан перечислить в федеральный бюджет).
Таким образом, уменьшение прибыли Банка России приведет к сокращению доходов федерального бюджета.
Кроме того, отмечаем, что проведение организационно-технических мероприятий по созданию Управляющей компании также потребует дополнительных расходов Банка России. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не определены объем и источники финансирования указанных мероприятий.
Согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" статьей 5 законопроекта, меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются с участием Агентства и Банка России (от имени которого указанные меры осуществляет Управляющая компания).
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, целесообразно разграничить предполагаемые функции Управляющей компании с функциями государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в части осуществления указанных мер.
В связи с изложенным законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.