Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 46-АПГ16-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отрадненский газоперерабатывающий завод" о признании недействующим в части приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17 мая 2010 г. N 116-П "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области" по апелляционной жалобе акционерного общества "Отрадненский газоперерабатывающий завод" на решение Самарского областного суда от 8 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Отрадненский газоперерабатывающий завод" Елистратовой Т.В., Селезневой Ю.А., представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Гришиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Отрадненский газоперерабатывающий завод" (далее - ООО "Отрадненский газоперерабатывающий завод") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17 мая 2010 г. N 116-П "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области" в части требований, установленных пунктом 2 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного указанным приказом.
Решением Самарского областного суда от 8 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2016 г. по делу N ..., которым в пользу общества установлен сервитут для проведения ремонта трубопровода.
Общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (далее - ООО "Оптима") в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" принадлежит на праве собственности подземное линейное сооружение (трубопровод) с кадастровым номером 63:00:0000000:539, протяженностью 112 682 м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Кинель-Черкасский район, Кинельский район, Волжский район, г. Новокуйбышевск.
Сооружение представляет собой бензопровод, введенный в эксплуатацию с 1972 года, и согласно свидетельству о регистрации в реестре опасных производственных объектов от 9 сентября 2013 г. N А53-00134 является опасным производственным объектом, по классу опасности транспортируемого вещества относится к взрыво- и пожароопасным трубопроводам группы Б, категории II, с рабочим давлением до 24 кгс/см (2,4 МПа).
Трубопровод проходит под территорией земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:5951, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Самарская область Волжский район в районе с. Черноречье, собственником которого является ООО "Оптима".
На основании акта ревизии трубопровода от 9 августа 2013 г. и заключения специализированной организации ООО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" в целях безопасности эксплуатации объекта запланировало проведение ремонта (замены) нескольких дефектных участков бензопровода в районе с. Черноречье, с. Николаевка Волжского района Самарской области.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 г. N 67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области приказом от 17 мая 2010 г. N 116-П утвержден Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области (далее - Порядок выдачи разрешений).
Пунктом 2 Порядка выдачи разрешений установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, должны быть приложены копии правоустанавливающего и (или) правоудостоверяющего документов на земельный участок, в границах которого предполагается проводить внутрихозяйственные работы, заверенные заявителем (в случае, если право заявителя на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); оригинал либо заверенная заявителем копия проекта рекультивации нарушенных земель, утвержденного собственником земельного участка, землепользователем либо землевладельцем указанных земель.
Для проведения ремонта трубопровода необходимо провести работы, связанные с нарушением поверхности почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения, принадлежащем обществу "Оптима", в связи с чем ООО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" обратилось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области с заявлением о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ.
Уведомлением от 6 ноября 2014 г. административный ответчик отказал заявителю в выдаче указанного разрешения, поскольку к заявлению организации не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:5951 и проект рекультивации нарушенных земель, утвержденный владельцем данного земельного участка.
В течение 2014-2016 гг. административный истец неоднократно обращался к ООО "Оптима" с просьбами предоставить земельный участок в аренду или установить сервитут, а также согласовать проект рекультивации нарушенных земель, однако получал отказы.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт в части согласования с собственником земельного участка проекта рекультивации нарушенных земель противоречит нормам федерального законодательства.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый пункт Порядка выдачи разрешений не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав административного истца.
Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, обязательные для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 г. N 67 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из пункта 11 Основных положений следует, что выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения, к которым в том числе могут относиться:
- отсутствие определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласований и других материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, торфа и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;
- другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.
Приложение N 1 к Основным положениям содержит рекомендуемый перечень материалов, представляемых при обращении за разрешением, который не является исчерпывающим и может быть расширен субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на выдачу разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Требование Порядка выдачи разрешений об обязательном предоставлении проекта рекультивации нарушенных земель, согласованного с собственником земельного участка, в границах которого предполагается проводить внутрихозяйственные работы, не противоречит федеральному законодательству, поскольку разработка такого проекта предусмотрена указанными пунктами Основных положений.
Поскольку Основные положения предоставляют уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации право самостоятельно устанавливать обязательные требования к предоставлению документов, необходимых для выдачи разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, суд апелляционной инстанции считает, что пункт 2 Порядка выдачи разрешений в оспариваемой части соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Следовательно, непредоставление проекта рекультивации нарушенных земель, согласованного с собственником земельного участка, в составе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, влечет отказ уполномоченного органа в выдаче такого разрешения.
Кроме того, на момент принятия обжалуемого решения суда первой инстанции право ограниченного пользования земельным участком ООО "Оптима" (сервитут) у административного истца отсутствовало, что также явилось причиной отказа административного ответчика в выдаче обществу "Отрадненский газоперерабатывающий завод" упомянутого разрешения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административным истцом представлено разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, от 27 января 2017 г. N 15, выданное Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в связи с согласованием с собственником земельного участка проекта рекультивации нарушенных земель.
Таким образом, в настоящее время какие-либо препятствия в получении указанного разрешения устранены, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 8 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отрадненский газоперерабатывающий завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 46-АПГ16-34
Текст определения официально опубликован не был