Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 11-КГ16-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кутлахметова Р.М. на определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 г. и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 января 2016 г. вместе с делом по административному исковому заявлению Кутлахметова Р.М. о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Кутлахметова Р.М. - Гарайшина М.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кутлахметов Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата) об отмене кадастрового учёта в связи с уточнением площади и местоположения границ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ..., осуществлённого по заявлению Ерофеева В.Н.
Свои требования Кутлахметов Р.М. обосновал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ... площадью 800 кв.м, из земель населённых пунктов с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ..., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись от 4 марта 2013 г.
Поскольку в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка по инициативе собственника соседнего участка Ерофеева В.Н. в государственный кадастр недвижимости внесены без согласования с ним изменения, в результате которых площадь земельного участка уменьшилась и составила 607 кв.м, просил действия государственного органа признать незаконными.
Определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 января 2016 г., производство по административному делу по административному исковому заявлению Кутлахметова Р.М. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 128 и пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 мая 2016 г. Кутлахметову Р.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 7 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Кутлахметовым Р.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, и направлении дела в Лениногорский городской суд Республики Татарстан для рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судьёй городского суда и судом апелляционной инстанций допущено такого характера существенное нарушение норм процессуального права.
Прекращая производство по административному исковому заявлению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в результате осуществления кадастрового учёта в связи с уточнением площади и местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами ..., проведённого по заявлению Ерофеева В.Н., произошло существенное уменьшение площади земельного участка административного истца, в связи с чем имеется спор о праве на земельный участок, связанный с определением его границ, затрагивающий права и законные интересы собственников смежных участков, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам считает данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьёй 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путём обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 поименованного кодекса.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Пунктами 3, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) определён состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, включающий описание местоположения границ объекта недвижимости и площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Постановка на учёт объекта недвижимости, учёт изменений объекта недвижимости, учёт части объекта недвижимости, учёт адреса правообладателя или снятие с учёта объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учёта (часть 1 статьи 23 этого же закона).
Пунктами 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр осуществляет государственный кадастровый учёт недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является кадастровая палата.
Из анализа приведённых предписаний федерального законодательства следует, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Кадастровая палата реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в сфере кадастрового учёта, где отношения не основаны на равенстве сторон, следовательно, требования административного истца об оспаривании решения кадастровой палаты об изменении сведений кадастрового учёта в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания такого решения, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При таком положении состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов
Кутлахметова Р.М., считает необходимым отменить определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 г. и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 января 2016 г. и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства при отсутствии иных причин для прекращения производства по делу.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 г. и определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 января 2016 г. отменить.
Дело по административному исковому заявлению Кутлахметова Р.М. о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан направить в Лениногорский городской суд Республики Татарстан для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 11-КГ16-20
Текст определения официально опубликован не был