Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2017 г. N 03-14-18/4441
В связи с обращением с жалобой на действия федеральных государственных гражданских служащих Росалкогольрегулирования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Порядок выдачи (продления срока действия) лицензии определен статьей 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 г. N 335.
Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ Росалкогольрегулирование принимает решение о продлении срока действия лицензии в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в продлении срока действия такой лицензии в порядке, установленном для ее выдачи.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче (продлении срока действия) лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ одним из документов, необходимых для получения лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции является документ, подтверждающий наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
При отсутствии указанных документов вопрос о выдаче лицензии не рассматривается.
Что касается государственной пошлины, то в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении в уполномоченные органы или к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в том числе за государственной регистрацией юридического лица, до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Порядок возврата и зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, в соответствии с которыми уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ подлежит возврату.
Так, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Также подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Таким образом, в случае если уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления на совершение юридически значимого действия в отношении заявителя и приложенных к нему документов отказал в совершении данного действия, то возврат ранее уплаченной государственной пошлины не производится. Данная правовая позиция находит отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 11-П.
На основании пункта 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, то есть зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Учитывая изложенное, при повторном обращении в уполномоченный орган зачет ранее уплаченной государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии в случае обоснованного отказа уполномоченным органом в совершении данных юридически значимых действий не осуществляется.
Таким образом, если уполномоченным органом в отношении обратившегося к нему заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе в совершении юридически значимого действия, то при повторном обращении в уполномоченный орган за совершением аналогичного юридически значимого действия государственная пошлина уплачивается заявителем повторно в порядке, определенном подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что на основании статьи 22 Федерального закона N 171-ФЗ решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что при повторном обращении в уполномоченный орган не производится зачет ранее уплаченной госпошлины за предоставление или продление срока действия лицензии в случае обоснованного отказа в совершении данных юридически значимых действий.
Таким образом, госпошлина вносится повторно в установленном порядке.
Отмечено, что решение лицензирующего органа может быть обжаловано в т. ч. в суд.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2017 г. N 03-14-18/4441
Текст письма официально опубликован не был