1. Заказчик правомерно отклонил заявку, поскольку заявитель представил в первой части недостоверные сведения.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала заявителю в допуске к электронному аукциону.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что действия аукционной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком на заседание комиссии представлены документы и сведения, подтверждающие предоставление заявителем недостоверной информации в составе заявки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.02.2017 N ВП-48/17
(номер извещения 0173200001416001974)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 075 740 343,17 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.01.2017;
7) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
8) минимальное предложение о цене контракта - 4 999 604 238,01 рублей;
9) победителем Аукциона признано ООО "А***" с предложением о цене контракта 4 999 604 238,01 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.01.2017 N 0173200001416001974-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации по товарам "Источник бесперебойного питания", "Точка беспроводного доступа".
Пунктом 8 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Источник бесперебойного электропитания": "Наличие возможности управления и мониторинга ИБП по информационной сети: требуется, по протоколу SNMP".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя, а также письмо производителя АО "Шнейдер Электрик" N 1786-1к/17 от 20.01.2017, согласно которому предложенный участником источник бесперебойного питания, при отсутствии в комплекте поставки дополнительной платы, не обеспечивает возможности управления и мониторинга ИБП по информационной сети по протоколу SNMP. При этом данная плата участником к поставке не предложена.
Пунктом 9 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Точка доступа": "Точка доступа Cisco AIR-CAP2702I-R-K9 или эквивалент".
Согласно сведениям, содержащимся в заявке Заявителя, участником предложена к поставке точка беспроводного доступа AIR-СAP27021-R-K9, Сisco, страна происхождения-Китай.
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика представили письмо производителя ООО "Сиско Системс" N1-078/17н от 19.01.2017, в соответствии с которым предложенная участником к поставке точка беспроводного доступа производится только на территории Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Кроме того, на основании решения Комиссии ФАС России от 20.01.2017 по делу N К-26/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, а также Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок размещения обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.01.2017 по делу N К-26/17, по данному делу предписание не выдавать.
2. Выявлено неисполнение предписания ФАС России.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего, что заказчиком не исполнено ранее выданное предписание ФАС России
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, проведя проверку, установила, что заказчик не выполнил ранее выданное предписание о необходимости повторного проведения аукциона, отменив закупку.
Следует отметить, что частью 7 статьи 19.5 КоАП предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 50 000 рублей, на юридических лиц - 500 0000 рублей за невыполнение должностным лицом заказчика в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.02.2017 N ВП-51/17
(номер извещения 0148100001416000087)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик не исполнил надлежащим образом предписание, выданное на основании решения от 30.01.2017 по делу N ВП-37/17, неправомерно отменив определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Заказчика в отношении факта неисполнения предписания, выданного на основании решения от 30.01.2017 по делу N ВП-37/17, согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного Аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 250 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2017;
5) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 13 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.01.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 11 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "А***" с минимальным предложением о цене контракта - 4 036 250 рублей.
10) 30.01.2017 с победителем Аукциона заключен государственный контракт.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения от 31.01.2017 по делу N ВП-37/17, принятого Комиссией по итогам рассмотрения обращения Заявителя, в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном необеспечении Заявителю 16.01.2017 возможности подачи очередного предложения о цене контракта в период проведения Аукциона.
Для устранения указанного нарушения Комиссией на основании вышеуказанного решения Заказчику до 13.02.2017 предписано, в том числе отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2017 N 0148100001416000087-3 и назначить новую дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию об отмене Протокола подведения итогов, Оператору электронной площадки отменить протокол проведения электронного аукциона от 17.01.2017 N 0148100001416000087-2, а также провести повторно Аукцион с учетом выданного решения.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной на ЕИС, Аукцион в соответствии с извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2017 N ИО 1 отменен, при этом предписанные Заказчику действия не исполнены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 31.01.2017 по делу N ВП-37/17, что нарушает требования пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Согласно части 2 статьи 36 Закона о контактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно информации, размещенной на ЕИС, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2017, при этом 20.01.2017 размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2017 N 0148100001416000087-3.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Аукцион в соответствии с извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2017 N ИО 1 отменен.
Учитывая, что представителем Заказчика не представлено доказательств и сведений, подтверждающих правомерность принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что нарушает часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно информации, содержащейся в ЕИС 20.01.2017 размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2017 N 0148100001416000087-3.
Вместе с тем, 30.01.2017 с победителем Аукциона заключен государственный контракт, то есть на десятый день с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, заключившего государственный контракт в нарушение установленного срока, нарушают часть 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 36, части 9 статьи 70, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Заказчиком нарушен срок размещения информации в реестре контрактов в ЕИС.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего на то, что заказчиком допущены нарушения при ведении реестра контрактов.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, проведя внеплановую проверку, установила, что заказчиком размещены документы в реестре контрактов в ЕИС с нарушением регламентированного срока.
Следует отметить, что частью 2 статьи 7.31 КоАП предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление документов в реестр контрактов.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.02.2017 N П-12/17
(номер извещения 0358100002313000086)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при размещении в Реестре контрактов дополнительных соглашений к государственному контракту от 23.12.2013 N 1-СТР-13.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 02.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 702 551 630 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участника закупки;
4) к участию в Конкурсе допущены 3 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "С***" с предложением о цене контракта 7 147 967 912,64 рублей;
6) Заказчиком 23.12.2013 заключен контракт N 1-СТР-13 ООО "С***" по цене контракта 7 147 967 912,64 рублей.
Согласно решению Комиссии ФАС России по контролю в сфере размещения заказов от 15.08.2013 К-1336/13 рассмотрена жалоба ОАО "В***" и проведена внеплановая проверка действий Заказчика при проведении Конкурса.
Учитывая изложенное, в рамках рассмотрения настоящего обращения Заявителя, Комиссией проведена проверка действий Заказчика в части довода, указанного в обращении.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается в том числе информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.
На заседании комиссии установлено, что дополнительные соглашения (а именно: N 1 от 24.12.2013, N 2 от 01.08.2014, N 3 от 01.08.2014, N 4 от 20.05.2015, N 5 от 27.11.2015, N 6 от 19.04.2016, N 7 от 28.04.2016, N 8 от 31.05.2016, N 9 от 24.06.2016, N 10 от 28.09.2016) к государственному контракту от 23.12.2013 N 1-СТР-13, Заказчиком размещены на Официальном сайте с нарушением регламентированного срока, а именно: 21.12.2016.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 112, частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены решения комиссии ФАС России, принятые по итогам внеплановых проверок в сфере госзакупок.
Так, проверено обращение участника закупки о том, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала заявителю в допуске к электронному аукциону. Установлено, что действия аукционной комиссии не противоречат Закону о контрактной системе, поскольку заявитель представил в составе заявки недостоверные сведения.
По обращению о том, что заказчик не исполнил ранее выданного предписания ФАС России о необходимости повторного аукциона, отменив закупку, установлено, что это является нарушением Закона. При этом предписание о его устранении решено не выдавать, поскольку по итогам аукциона заключен госконтракт.
Кроме того, проверена жалоба участника закупки на то, что заказчик нарушил срок размещения информации в реестре контрактов в ЕИС. Действия заказчика признаны нарушающими Закон. Предписание об устранении нарушений решено не выдавать, поскольку по итогам конкурса заключен госконтракт.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.