1. Заказчик должен установить в документации о закупке объем работ, подлежащих выполнению по государственному контракту.
Заказчик провел электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению международного общественно-культурного форума.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 11.03.2016 N 0173100007716000089-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что заявка участника не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит исключительно согласие на оказание услуг.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, поскольку определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3.2.1.1.1. согласие участника такого аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
3.2.1.1.2. при заключении государственного контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пп. 3.2.1.1.1. настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пп. 3.2.1.1.1. настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пп. 3.2.1.1.1. настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования такие как: "Количество участников - не менее 100 человек (в том числе участники творческих коллективов, участники выставки-ярмарки).
Требования к местам проведения мероприятий: - аудиторию вместимостью не менее 50 человек, оснащенную 50 стульями для проведения Круглого стола; - аудиторию вместимостью не менее 30 человек, оснащенную 15 столами, 30 стульями для проведения лекций; - просторное помещение (к примеру, фойе) площадью не менее 200 кв. м для проведения традиционной молодежной вечерки и творческой лаборатории, оснащенное необходимым звуковым оборудованием; - помещение для проведения творческих мастерских, площадью не менее 150 кв. м., оснащенное 80 стульями, необходимым звуковым и мультимедийным оборудованием; - помещение для проведения выставки-ярмарки, площадью не менее 200 кв. м., оснащенное 20 столами, 40 стульями.
В мероприятиях Форума должны принять участие ансамбли фольклорно-этнографического направления (не менее 7 ансамблей).
Обеспечить транспортные услуги: - микроавтобусы - не менее 12 посадочных мест, 2 дня по 12 часов".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено предельное количество участников, товаров используемых при оказании услуг, следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг.
Действия Заказчика, не установившего надлежащим образом объем выполняемых работ (оказываемых услуг) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 11.03.2016 г. N 0173100007716000089-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что заявка участника не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит исключительно согласие на оказание услуг.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, поскольку определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения. "
Учитывая изложенное, заказчику было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 г. по делу N А40-137869/16)
2. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на проведение Международного общественно-культурного форума.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.04.2016 N 0173100003516000020-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что заявка Заявителя на участие в Аукционе не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также участнику закупки с порядковым номером заявки "3" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки с порядковым номером заявки "3" не представил в составе заявке на участие в Аукционе информацию о наименовании страны происхождения товара, а именно по позиции "Прибор следящего света".
В пункте 1 раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном в аукционе" документации об Аукционе установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
1.1. Согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе
1.2. Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (сведения о конкретных показателях используемого товара указываются в соответствии с п. 7.9. Технического задания Части VII. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В пункте 7.9 части 7 "Техническая часть" документации об Аукционе в том числе установлено: "Обеспечить звуковую, световую и мультимедийную аппаратуру для проведения мероприятий. Творческая лаборатория, творческие мастерские, вечерка: Звуковая аппаратура акустические системы на штативах, двухполосные, концертные, мощность не менее 150 Вт - 2 шт., усилитель мощности, стерео, мощность не менее 150 Вт на канал - 1 шт., микшерный пульт, наличие не менее 8-каналов и не менее 3-полос эквалайзера - 1 шт., радиомикрофон, динамический, вокальный, частотная характеристика: не уже 50-16000 Гц - 2 шт., проводной микрофон на стойке, динамический, инструментальный, частотная характеристика: не уже 50-16000 Гц - 2 шт. Световая аппаратура: прибор заливного света, наличие 4 светильников, светодиодный, угол раскрытия не менее 45 не более 180 градусов - 4 шт. Световой пульт включения, не менее 24 каналов, наличие выхода DMX512 - 1 шт. Гала-концерт. Звуковая аппаратура: мониторный громкоговоритель, не менее 300 Вт, двухполосный - 4 шт., усилитель мощности, стерео, мощность не менее 250 Вт на канал - 1 шт., подвесной микрофон, вокальный, кардиоидный, конденсаторный, частотная характеристика: не уже 50-16000 Гц - 8 шт. Световая аппаратура: прибор следящего света, мощностью не менее 1200 Вт - 4 шт. Видеопроекционная установка: видеопроектор: прямая проекция, контрастность не менее 3000:1. Разрешение: не менее 1024x768 пикс - 1 шт. видеомикшер не менее 5 входов и не менее 3 выходов - 1 шт. экран проекционный моторизованный со встроенным ресивером, не менее 4м по высоте и не менее 6 м. по ширине - 1 шт.".
Изучив первые части заявок Заявителя и участника закупки с порядковым номером "3" на участие в Аукционе, представленные представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе. Также заявка участника закупки с порядковым номером "3" не содержит информацию о наименовании страны происхождения товара в отношении позиции "Прибор следящего света".
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по проведению международного общественно-культурного форума "Живая традиция"
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам, используемым при оказании услуг, установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в пункте 7.9 части 7 "Техническая часть" документации об Аукционе содержатся избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе ООО "ЭКСПОГРАНДСОЮЗ", а также участнику Аукциона с порядковым номером "3" в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что участниками не представлены показатели, которые являются излишними, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Исходя из этого, суд обоснованно согласился с выводами ФАС России о том, что в действиях заказчика и аукционной комиссии заказчика имеются нарушения Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 г. по делу N А40-146213/16)
3. В документации о закупке заказчик должен установить все подкритерии критериев оценки заявок и порядок их применения.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертизе результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены сроки подготовки одного экспертного заключения.
В соответствии с пунктом 4 "Объемы, сроки и этапы оказания услуг" Конкурсной документации, Заказчиком установлено: "Общее количество экспертных заключений по результатам выполненных государственных контрактов (этапов контрактов) - 50 штук, в том числе:
- простых экспертиз - 20;
- экспертиз средней сложности - 20;
- сложных экспертиз - 10.
Срок подготовки одного экспертного заключения после получения запроса на экспертизу от Заказчика устанавливается Заказчиком с учетом сложности экспертизы, с учетом вышеизложенных определений, при условии предоставления Исполнителю объекта, подлежащего экспертизе (в случае, если он оформлен в виде документов), и иных запрошенных им материалов, либо при условии предоставления Исполнителю доступа к объекту экспертизы (в случае, если он представляет собой оборудование либо программное обеспечение, установленное на оборудовании Заказчика либо исполнителя (поставщика, подрядчика))".
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не определены требования ко времени подготовки одного экспертного заключения для каждой категории, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика не установившего сроки подготовки одного экспертного заключения, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 Технического задания Конкурсной документации: "С учетом многообразия результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации, определены три категории возможных экспертиз этих результатов:
1 Сложная экспертиза - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость сложной экспертизы оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не менее 7 экспертов).
2 Экспертиза средней сложности - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость экспертизы средней сложности оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не менее 4, но не более 6 экспертов).
3 Простая экспертиза - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость простой экспертизы оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не более 4 экспертов)".
Частью 1 Технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Для достижения указанных целей Исполнителем должны быть решены следующие задачи по экспертизе в части государственных контрактов, связанных с созданием, развитием и сопровождением информационных подсистем и компонентов ИТИ Фонда (далее - Контракты): Экспертная оценка результатов, предусмотренных заключенными Контрактами и предоставленных Исполнителю на экспертизу (рассмотрение), в части их соответствия техническим заданиям (техническим требованиям) и иным требованиям соответствующих Контрактов; Экспертная поддержка мероприятий по приемке результатов, предусмотренных заключенными Контрактами".
В соответствии с частью 3 "Общие требования к оказанию услуг" Конкурсной документации: "Исполнитель оказывает услуги по экспертизе на основании запросов, полученных от Заказчика.
Запрос Заказчика содержит требование к Исполнителю провести экспертную оценку результатов выполнения Контракта или его этапа, а также (при необходимости) принять участие в одном или нескольких мероприятиях по приемке результатов по соответствующему Контракту.
В качестве объектов экспертизы выступают результаты, предусмотренные заключенными Контрактами, включая, но не ограничиваясь:
- Товары, сопроводительные документы и иная документация, относящаяся к поставке Товара;
- Программное обеспечение, переданное в виде неисключительных прав на его использование, документы и иная документация;
- Программное обеспечение, разработанное исполнителями в рамках выполнения работ, документы и иная документация;
- Выполненные работы и оказанные услуги с отчетной документацией, предусмотренные Контрактом.
Конкретный состав объектов, подлежащих экспертизе по Контракту, определяется указанным в нем составом результатов, которые должен предоставить исполнитель (поставщик, подрядчик) Контракта.
Вместе с запросом на экспертизу Заказчик передает Исполнителю объекты, подлежащие экспертизе и являющиеся результатом исполнения Контракта (в случае, если они оформлены в виде документов), в бумажном или электронном виде. При этом Исполнитель имеет право запрашивать у Заказчика дополнительные необходимые материалы, относящиеся к предмету экспертизы".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом конкретные объекты, подлежащие экспертизе, а также требования к наличию трудовых ресурсов, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с частью 3 "Общие требования к оказанию услуг" Конкурсной документации: "Исполнитель оказывает услуги по экспертизе на основании запросов, полученных от Заказчика.
Запрос Заказчика содержит требование к Исполнителю провести экспертную оценку результатов выполнения Контракта или его этапа, а также (при необходимости) принять участие в одном или нескольких мероприятиях по приемке результатов по соответствующему Контракту.
В качестве объектов экспертизы выступают результаты, предусмотренные заключенными Контрактами, включая, но не ограничиваясь: товары, сопроводительные документы и иная документация, относящаяся к поставке Товара; Программное обеспечение, переданное в виде неисключительных прав на его использование, документы и иная документация; Программное обеспечение, разработанное исполнителями в рамках выполнения работ, документы и иная документация; Выполненные работы и оказанные услуги с отчетной документацией, предусмотренные Контрактом.
Конкретный состав объектов, подлежащих экспертизе по Контракту, определяется указанным в нем составом результатов, которые должен предоставить исполнитель (поставщик, подрядчик) Контракта.
Вместе с запросом на экспертизу Заказчик передает Исполнителю объекты, подлежащие экспертизе и являющиеся результатом исполнения Контракта (в случае, если они оформлены в виде документов), в бумажном или электронном виде. При этом Исполнитель имеет право запрашивать у Заказчика дополнительные необходимые материалы, относящиеся к предмету экспертизы".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом конкретные объекты, подлежащие экспертизе, а также требования к наличию трудовых ресурсов, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно данным, размещенным в единой информационной системе, предписание исполнено.
Таким образом, Заказчиком исполнено Предписание ФАС России в полном объеме, а, следовательно, в настоящее время оспариваемое Решение и Предписание никоим образом не ограничивает Заявителя в осуществлении им экономической деятельности. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2017 г. по делу N А40-181133/16-147-1578)
4. В случае включения в объект закупки товаров (работ, услуг), включенных в аукционный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на проведение Международного политологического форума.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению Международного политологического форума "Российский Кавказ" (с проведением в рамках форума политологической школы "Каспий").
При этом, в Техническом задании Конкурсной документации содержатся, в том числе, следующие услуги:
"обеспечение бронирования, размещения и проживания в гостинице (категория - не ниже 3 звезды) экспертов и участников Форума (не менее 190 человек, не более 3 суток) (кроме представителей органов государственной власти). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не ниже Standart, завтрак включен в стоимость проживания. Условия проживания согласовываются с Заказчиком;
обеспечение проезда экспертов и участников Форума (не менее 200 чел.) от места проживания до г. Махачкалы и обратно (самолет - категория "эконом-класс", поезд - категория не выше "купе", автобус) (кроме представителей органов государственной власти); обеспечение трансфера из аэропорта (от авто/железнодорожного вокзала) в гостиницу и обратно для экспертов и участников Форума (кроме представителей органов государственной власти); разработка, согласование с Заказчиком и проведение экскурсионно-культурной программы для экспертов и участников Форума и Школы, включая трансферт и экскурсионное сопровождение.
Обеспечение бронирования, размещения, проживания и трехразового питания для участников Школы (не менее 30 человек, не более 5 суток). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не ниже Standart".
Комиссией установлено, что Заказчиком в объект закупки включены, в том числе, услуги по обеспечению проживания, а также транспортное обслуживание, относимые к кодам 49 и 55 ОКПД2 и включенные в Аукционный перечень.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению Международного политологического форума "Российский Кавказ" (с проведением в рамках форума политологической школы "Каспий").
При этом в Техническом задании Конкурсной документации содержатся, в том числе, следующие услуги:
-"обеспечение бронирования, размещения и проживания в гостинице (категория - не ниже 3 звезды) экспертов и участников Форума (не менее 190 человек, не более 3 суток) (кроме представителей органов государственной власти). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не ниже Standart, завтрак включен в стоимость проживания. Условия проживания согласовываются с Заказчиком;
-обеспечение проезда экспертов и участников Форума (не менее 200 чел.) от места проживания до г. Махачкалы и обратно (самолет -категория "эконом-класс", поезд - категория не выше "купе", автобус) (кроме представителей органов государственной власти);
-обеспечение трансфера из аэропорта (от авто/железнодорожного вокзала) в гостиницу и обратно для экспертов и участников Форума (кроме представителей органов государственной власти);
-разработка, согласование с Заказчиком и проведение экскурсионно-культурной программы для экспертов и участников Форума и Школы, включая трансферт и экскурсионное сопровождение;
-обеспечение бронирования, размещения, проживания и трехразового питания для участников Школы (не менее 30 человек, не более 5 суток). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не Standart".
Согласно материалам антимонопольного дела, Заказчиком в объект закупки включены, в том числе, услуги по обеспечению проживания, а также транспортное обслуживание, относимые к кодам 49 и 55 ОКПД2 и включенные в Аукционный перечень.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2017 г. по делу N А40-205460/16-149-1777)
5. Заказчик должен установить в техническом задании документации об аукционе такие параметры поставляемого товара, которые позволили бы участникам закупки поставить товар разных производителей.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на поставку легкового автомобиля.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к показателю "Габаритные размеры": "Длина - не менее 5095 мм; Ширина - не менее 1900 мм; Высота - не менее 1490 мм".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что для приобретения автомобиля Заказчику главным распорядителем бюджетных средств выделена определенная сумма денежных средств. Учитывая изложенное, а также по результатам проведенного мониторинга Заказчиком установлено, что в данной ценовой категории с необходимыми Заказчику параметрами соответствуют автомобили KIA QUORIS, Hyundai EQUUS. Таким образом, по результатам мониторинга рынка цен и в условиях ограниченного финансирования Заказчиком принято решение о проведении Аукциона с техническими характеристиками, указанными в техническом задании документации об Аукционе.
Комиссия, изучив представленные на заседание Комиссии, технические характеристики автомобилей, подходящих по мнению Заказчика, к установленному в документации об Аукционе объекту закупки, пришла к выводу, что технические характеристики представленных моделей автомобилей, в том числе, автомобиля Hyundai EQUUS, не соответствуют требованиям установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что при описании объекта закупки в Техническом задании документации об Аукционе, Заказчиком допущена техническая ошибка при утверждении показателя "Габаритные размеры". При этом указанный показатель не является определяющим и при рассмотрении заявок на участие в Аукционе незначительное отклонение от заданного показателя аукционной комиссией не учитывалось бы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требования к поставляемому автотранспортному средству, установленные Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя; в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По смыслу статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Федерального закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки".
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к показателю "Габаритные размеры": "Длина - не менее 5095 мм; Ширина - не менее 1900 мм; Высота - не менее 1490 мм".
По результатам проведенного мониторинга Заказчиком установлено, что в данной ценовой категории с необходимыми Заказчику параметрами соответствуют автомобили KIA QUORIS, Hyundai EQUUS. Таким образом, по результатам мониторинга рынка цен и в условиях ограниченного финансирования Заказчиком принято решение о проведении Аукциона с техническими характеристиками, указанными в техническом задании документации об Аукционе. Комиссия ФАС России, изучив представленные на заседание Комиссии ФАС России, технические характеристики автомобилей, подходящих по мнению Заказчика, к установленному в документации об Аукционе объекту закупки, пришла к выводу, что технические характеристики представленных моделей автомобилей, в том числе, автомобиля Hyundai EQUUS, не соответствуют требованиям установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, при описании объекта закупки в Техническом задании документации об Аукционе, Заказчиком допущена техническая ошибка при утверждении показателя "Габаритные размеры". При этом указанный показатель не является определяющим и при рассмотрении заявок на участие в Аукционе незначительное отклонение от заданного показателя аукционной комиссией не учитывалось бы.
На основании изложенного, требования к поставляемому автотранспортному средству, установленные Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вопреки доводам заявителя, установление данных требований не позволяет предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика, но имеющий иные характеристики, не предусмотренные документацией об аукционе.
Тот факт, что все значения указанных параметров установлены с оговорками: "не менее", "не более", не может свидетельствовать об обратном, поскольку указание конкретных цифровых показателей, от которых необходимо отталкиваться, не опровергает того обстоятельства, что предложенные в техническом задании критерии в совокупности представляют собой базовые показатели одного конкретного автомобиля. Автомобили иных марок и комплектаций не соответствуют техническому заданию заказчика.
Таким образом, действия Заявителя, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Суд соглашается с выводом Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок, изложенным в оспариваемом решении, поскольку он сделан на основе объективного анализа материалов закупки N 0373100132415000078, не противоречит фактическим обстоятельствам, установленным при проведении контрольного мероприятия, и не опровергается представленными заявителем документами. Довод заявителя о том, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на приобретение автомобиля, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого товара, отклоняется судом, поскольку установление заказчиком в документации об аукционе требований к автомобилю, влекущих допуск к участию в аукционе лишь тех лиц, которые предлагают к поставке автомобиль строго определенной марки (модели), является заведомым ограничением количества участников закупки, поскольку этим пресекается возможность других лиц предложить к поставке автомобили иных марок (моделей), полностью отвечающие потребностям заказчика, но не соответствующие одному из формальных показателей (в частности, показателю "габаритные размеры"). "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2017 г. по делу N А40-210055/16-94-1856)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за март 2017 г.
Заказчик должен установить в документации о закупке объем работ, подлежащих выполнению по госконтракту.
В документации о закупке не должно быть избыточных требований к описанию участниками в своих заявках на участие в аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг.
В документации заказчик должен установить все подкритерии критериев оценки заявок и порядок их применения.
Если в объект закупки включены товары (работы, услуги), которые значатся в аукционном перечне, заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Кроме того, заказчик должен установить в техническом задании документации об аукционе такие параметры поставляемого товара, которые позволили бы участникам поставить товар разных производителей.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.