Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Нормы браковки стальных канатов и цепей
1. Браковать находящиеся в работе стальные канаты (тросы) следует по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.
Браковку канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, следует производить в соответствии с данными табл. 1 и рис. 13.
2. Шаг свивки каната следует определять так. На поверхность какой-либо пряди наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б).
Расстояние между метками (точками а и б) принимают за шаг свивки каната. У многопрядных тросов (например, у канатов 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном) отсчет прядей производят, исходя из числа прядей в наружном слое.
3. Браковку канатов, изготовленных из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производят по данным табл. 1, при этом число обрывов как норму браковки принимают условно. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а толстой проволоки - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат надлежит забраковать.
4. Число проволок на одном шаге свивки, как признак браковки каната, не указанное в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником, ближайшим по табл. 1, является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует данные табл. 1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 : 72 = 1,33, где 96 и 72 - числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов.
Таблица 1
Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном правилами отношении D : d* |
Конструкция каната с одним органическим сердечником |
|||||||
6 х 19 = 114 |
6 х 37 = 222 |
6 х 61 = 366 |
18 х 19 = 342 |
|||||
Число обрывов проволоки на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован | ||||||||
при свивке | ||||||||
крестовой |
односторонней |
крестовой |
односторонней |
крестовой |
односторонней |
крестовой |
односторонней |
|
До 6 |
12 |
6 |
22 |
11 |
36 |
18 |
36 |
18 |
Свыше 6 до 7 |
14 |
7 |
26 |
13 |
38 |
19 |
38 |
19 |
Свыше 7 |
16 |
8 |
30 |
15 |
40 |
20 |
40 |
20 |
______________________________
* D - диаметр барабана, мм;
d - диаметр каната, мм.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, следует браковать при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки чем указано в табл. 1.
6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2, в которой приведены нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии.
Таблица 2
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Число обрывов проволок на шаге свивки (% от норм, указанных в табл. 1 приложения 2) |
10 |
85 |
15 |
75 |
20 |
70 |
25 |
60 |
30 и более |
50 |
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Примечание. Определять износ или коррозию проволок по диаметру следует при помощи микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа, удаляют грязь и ржавчину и замеряют оставшуюся толщину проволоки возле отогнутого конца.
7. При меньшем числе обрывов проволок на длине одного шага свивки чем указано в табл. 1 или чем определено согласно указаниям пп. 3; 4; 5 и 6 данного приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии:
тщательного наблюдения за его состоянием с периодической записью результатов в журнал осмотров;
смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют отдельно, причем допускается замена одного более изношенного каната.
9. При обнаружении на канате оборванных прядей, поджегов, петель и других опасных дефектов канат к дальнейшей работе не может быть допущен.
10. Допускается износ звена сварной или штампованной цепи не более 10% первоначального диаметра (калибра) плюс минусовой допуск на изготовление цепи.
11. Применять цепи, звенья которых имеют трещины и цепи с деформированными звеньями, запрещается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.