Agricultural machinery. Safety requirements. Part 1. General requirements
Дата введения - 1 сентября 2011 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Российской ассоциацией производителей сельхозтехники (Ассоциация Росагромаш) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Машины для растениеводства"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2011 г. N 174-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4254-1:2008 "Сельскохозяйственная техника. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования" (ISO 4254-1:2008 "Agricultural machinery - Safety - Part 1: General requirements").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Международный стандарт ИСО 4254 "Сельскохозяйственная техника. Требования безопасности" содержит следующие основные части:
- Часть 1: Общие требования.
- Часть 2: Тракторы*.
- Часть 5: Почвообрабатывающие машины с механическим приводом.
- Часть 6: Опрыскиватели и машины для внесения жидких удобрений.
- Часть 7: Зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны, комбайны для уборки хлопка.
- Часть 8: Разбрасыватели твердых удобрений.
- Часть 9: Сеялки.
- Часть 10: Ротационные грабли-ворошилки.
- Часть 11: Пресс-подборщики.
- Часть 12: Косилки ротационные и косилки-измельчители.
- Часть 4 "Лебедки для лесоводства" пересмотрена и заменена ИСО 19472 [6].
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности и их оценку при разработке и производстве самоходных, навесных, полунавесных и прицепных сельскохозяйственных машин, кроме тракторов, сельскохозяйственной авиационной, транспортной техники на воздушных подушках и садово-огородного инвентаря.
Перечень основных опасностей, связанных с эксплуатацией машин и рассматриваемых в настоящем стандарте, приведен в приложении А.
Настоящий стандарт может содержать не все опасности, характерные для конструкции конкретного типа машин. В этом случае положения стандарта на конкретную машину обладают преимуществом по отношению к настоящему стандарту.
В настоящем стандарте не рассматриваются экологические требования, требования безопасности, относящиеся к дорожному движению, электромагнитной совместимости и валу передачи мощности. Стандарт не содержит также требований безопасности к вращающимся частям для передачи крутящего момента (кроме требований к ограждениям (см. 4.7)) и вибрации.
В настоящем стандарте не рассматриваются требования безопасности, связанные с видами технического обслуживания и ремонта, которые должны осуществляться профессионально подготовленным обслуживающим персоналом.
Требования настоящего стандарта распространяются на машины, разработанные после введения его в действие.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 3600:1996 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, механизированное оборудование для газонов и садов. Руководство по эксплуатации. Содержание и оформление
ИСО 3744:1994 Шум. Определение уровней звуковой мощности источников шума методом измерения уровней звукового давления в свободном звуковом поле над звукоотражающей поверхностью
ИСО 3767-1 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, механизированное оборудование для газонов и садов. Символы для органов управления и другие средства отображения информации. Часть 1. Общие символы
ИСО 3767-2 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, механизированное оборудование для газонов и садов. Символы для органов управления и другие средства отображения информации. Часть 2. Символы для сельскохозяйственных тракторов и машин
ИСО 3776-1:2006 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 1. Требования к расположению крепления
ИСО 3776-2:2007 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 2. Требования к прочности крепления
ИСО 3795:1989 Дорожные машины, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Определение характеристик горения материалов, используемых для отделки интерьера кабины
ИСО 4253:1993 Сельскохозяйственные тракторы. Расположение сиденья оператора. Размеры
ИСО 4413:1998 Приводы гидравлические. Общие требования
ИСО 4414:1998 Приводы пневматические. Общие требования
ИСО 5353:1995 Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
ИСО 11201:1995 Шум. Измерение уровней звукового давления на рабочем месте и в других местах методом свободного звукового поля над звукоотражающей поверхностью
ИСО 11204:1995 Акустика. Шум машин и оборудования. Измерение уровней звукового давления на рабочем месте и в других местах методом коррекции на условия окружающей среды
ИСО 11684:1995 Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства, механизированное оборудование для газонов и садов. Знаки безопасности и условные обозначения опасности. Общие положения
ИСО/ТР 11688-1:1995 Акустика. Практические рекомендации по проектированию машин и оборудования с низким уровнем шума. Часть 1. Планирование
ИСО 12100-1:2003 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ИСО 13852:1996 Безопасность машин. Безопасные расстояния, предотвращающие попадание рук оператора в опасные зоны
ИСО 15077:2008 Тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины. Органы управления. Усилия перемещения, расположение и метод приведения в действие
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нормальная эксплуатация и техническое обслуживание (normal operation and service): Использование техники по функциональному назначению оператором, изучившим характеристики машины и соблюдающим требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании, установленные в руководстве по эксплуатации и обозначениях на машине.
3.2 трехточечная опора (three-point contact support): Система опор, позволяющая оператору использовать одновременно обе руки и ногу или обе ноги и руку при входе и выходе из машины.
3.3 встроенная защита (guarded by location): Вид защиты, когда опасная зона ограждена другими частями или компонентами машины, которые не являются специальными защитными устройствами, или когда опасная зона недосягаема для ног и рук оператора.
3.4 непреднамеренный контакт (inadvertent contact): Случайный контакт оператора с опасной зоной, не являющийся результатом его действий при нормальной эксплуатации и техническом обслуживании машины.
3.5 досягаемость рук и ног (hand and foot reach) (машины без кабины): Зона досягаемости рук оператора внутри сферы с радиусом, равным 1000 мм. Центр сферы расположен в 60 мм перед и 580 мм над контрольной точкой сиденья оператора (SIP) (по ИСО 5353).
Досягаемость ног определяется полусферой, направленной вниз, с радиусом, равным 800 мм. Центр полусферы расположен на середине передней кромки подушки сиденья, когда оно находится в среднем по регулировкам положении (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Зона досягаемости рук и ног оператора
3.6 досягаемость рук и ног (hand and foot reach) (машины с кабиной): Зона досягаемости рук, определяемая сферой внутри кабины с радиусом, равным 1000 мм. Центр сферы расположен в 60 мм перед и 580 мм над контрольной точкой сиденья (SIP) (по ИСО 5353).
Досягаемость ног определяется полусферой, направленной вниз, с радиусом, равным 800 мм. Центр полусферы расположен на середине передней кромки подушки сиденья, когда оно находится в среднем по регулировкам положении.
3.7 нормальный доступ (normal access): Условия, обеспечивающие оператору возможность безопасного управления, технического обслуживания и ремонта машины при использовании ее по на значению.
4 Требования и меры обеспечения безопасности
4.1 Общие принципы обеспечения безопасности
4.1.1 Машина должна быть сконструирована в соответствии с принципами безопасности согласно ИСО 12100-1:2003 (приложение 5).
4.1.2 Требования, касающиеся безопасных расстояний, должны соответствовать ИСО 13852:1996 (см. таблицы 1, 3, 4 и 6), если иное не предусмотрено настоящим стандартом.
4.1.3 Функциональные узлы и механизмы, открытые при работе, промывке или чистке, должны исключать возможность возникновения опасных ситуаций, например пожара из-за скопления технологических материалов.
4.2 Шум
4.2.1 Техническая информация, представленная в ИСО/ТР 11688-1, должна быть использована в качестве модели при конструировании машин с низким уровнем шума.
Примечание 1 - ИСО/ТР 11688-2 [5] содержит полезную информацию о механизмах машины, генерирующих шум.
Примечание 2 - Уровни шума, создаваемые машинами, могут существенно изменяться в зависимости от типов машин, в связи с чем меры по снижению шума устанавливаются в стандартах на конкретные типы машин.
4.2.2 Значения уровней шума (при необходимости их декларирования) должны определяться в соответствии с приложением В (см. также перечисление q) 8.1.3).
4.3 Вибрация
При необходимости декларирования вибрации среднеквадратическое значение ускорения и метод его измерения определяются в соответствии:
- с ИСО 5008 [2];
- со стандартами, применимыми к конкретным типам машин;
- с указаниями руководства по эксплуатации.
Измерения вибраций не требуется для машин, не имеющих рабочего места оператора.
Примечание 1 - Механическая вибрация вызывается неровностью дорожной поверхности и работой узлов и агрегатов, таких как двигатель, коробка передач, валы и другие механизмы. Технической мерой для снижения уровня вибраций может стать, например, применение изоляторов, систем гашения и подвесок.
Примечание 2 - Так как уровни вибраций зависят от типа и конкретного конструктивного исполнения машин, настоящий стандарт не устанавливает детальные требования к мерам по их снижению.
4.4 Органы управления
4.4.1 Органы управления и их различные положения должны быть указаны и объяснены в руководстве по эксплуатации (см. перечисление с) 8.1.3). Символы должны соответствовать ИСО 3767-1 и ИСО 3767-2.
4.4.2 Педали должны иметь легко очищаемую поверхность, препятствующую скольжению.
4.4.3 Органы управления, для приведения в действие которых необходимо прилагать усилие более 100 Н, должны располагаться относительно друг друга и элементов машины на расстоянии а, равном не менее 50 мм (см. рисунок 2). Если требуемое усилие составляет менее 100 Н, указанное расстояние должно быть не менее 25 мм.
Рисунок 2 - Свободное расстояние вокруг органов ручного управления
Эти требования не распространяются на органы управления, приводимые в действие пальцами рук, например кнопки или электрические переключатели.
4.4.4 Требования, относящиеся к органам управления конкретных типов машин, приведены в соответствующих разделах настоящего стандарта.
4.4.5 Элементы машины, складываемые вручную, должны быть оснащены двумя ручками, расположенными на расстоянии не менее чем 300 мм от ближайшего шарнира. В качестве ручек могут служить соответствующим образом сконструированные и четко обозначенные детали машины.
Среднее значение усилия, необходимого для складывания вручную, в интервале от начального положения до конечного не должно превышать 250 Н, а максимальное - 400 Н.
Складывание вручную должно исключать для оператора возможность защемлений, порезов и других опасностей, вызванных неконтролируемыми движениями.
4.4.6 Требования к усилию, расположению и методу приведения в действие органов ручного управления должны соответствовать ИСО 15077, если иное не указано в 4.4.3 и 4.4.5.
4.5 Рабочее место оператора
4.5.1 Средства доступа
4.5.1.1 Общие требования
4.5.1.1.1 Если высота рабочего места оператора относительно поверхности земли, измеренная на ровной поверхности с указанными (для машины) шинами максимального диаметра и установленным давлением в них (см. перечисление t) 8.1.3), превышает 550 мм, должны быть предусмотрены средства доступа, размеры которых показаны на рисунке 3.
Рисунок 3 - Размеры средств доступа к рабочему месту оператора
4.5.1.1.2 Если средство доступа расположено в плоскости колеса и непосредственно перед ним, со стороны колеса необходимо установить ограждение, которое убирается при движении.
Задние части ступеней и лестниц должны быть оснащены бортиками, предотвращающими контакт ноги или руки оператора с опасными частями машины, такими, например, как колесо.
4.5.1.2 Ступени и лестницы
4.5.1.2.1 Высота первой ступени измеряется при указанных для машин шинах максимального диаметра и установленном в них давлении (см. перечисление t) 8.1.3).
4.5.1.2.2 Расстояние по вертикали между соседними ступенями должно быть одинаковым с допустимым отклонением 20 мм. Каждая ступень должна иметь препятствующую скольжению поверхность и боковые упоры и сконструирована таким образом, чтобы свести к минимуму скопление грязи или снега при нормальных условиях эксплуатации.
Между первой и второй ступенями допускаются шарнирные соединения.
4.5.1.2.3 Если используются лестницы, угол их наклона относительно горизонтальной поверхности должен составлять от 70° до 90° (см. рисунок 3).
4.5.1.2.4 При угле наклона средств доступа менее 70° сумма размеров (2В + G) должна быть менее 700 мм, где В - расстояние между ступенями по вертикали, a G - по горизонтали.
Остальные размеры должны соответствовать указанным на рисунке 3.
4.5.1.2.5 Если элементы средств доступа подвижные, то среднее усилие, необходимое для их перемещения, в интервале от начального положения до конечного не должно превышать 200 Н, а максимальное - 400 Н.
4.5.1.2.6 Подвижные элементы средств доступа при эксплуатации не должны приводить к опасности защемлений, порезов или неконтролируемых движений оператора.
4.5.1.2.7 На гусеничных машинах для безопасной посадки оператора поверхности гусениц можно использовать в качестве ступенек, если обеспечена трехточечная опора.
4.5.1.3 Поручни и перила
4.5.1.3.1 Средства доступа с обеих сторон должны быть оборудованы поручнями и перилами, сконструированными таким образом, чтобы оператор постоянно мог иметь три точки опоры. Ширина (диаметр) поперечного сечения поручней должна составлять от 25 до 38 мм, нижняя часть расположена не выше 1500 мм от опорной поверхности для ног, минимальное свободное пространство для руки при захвате поручней (перил) - 50 мм.
4.5.1.3.2 Захват перил (поручней) должен быть обеспечен на высоте от 850 до 1100 мм от опорной поверхности для ног, длина поручня - составлять не менее 150 мм.
4.5.2 Платформы (площадки)
4.5.2.1 Платформы должны иметь ровную поверхность, препятствующую скольжению, и (при необходимости) условия для стока воды.
4.5.2.2 Платформы машин, кроме используемых исключительно в стационарном положении и расположенных на высоте менее чем 1000 мм от поверхности земли, должны быть снабжены защитным бортиком для ног и промежуточным поручнем по периметру платформы (см. рисунок 4).
Рисунок 4 - Защитный бортик платформ и поручни
Защитный бортик для ног при входе на платформу должен отсутствовать.
Если неподвижные части машины используются в качестве защитного бортика для ног или промежуточного поручня, они должны соответствовать требованиям, указанным в 4.5.1.3.1 и 4.5.1.3.2.
4.5.2.3 Если средства доступа на платформу и в кабину подвижны, во время движения выход с платформы и из кабины должен быть огражден. Если кабина оборудована дверью, данное требование необходимо соблюдать и для нее.
4.6 Средства доступа к другим рабочим местам
4.6.1 Другие места, кроме рабочего места оператора (например, предназначенные для технического обслуживания и ремонта машины), к которым должен быть обеспечен доступ, должны быть снабжены опорами для ног (например, ступенями) и поручнями.
Если в качестве опор для ног и/или поручней используются неподвижные части машины, они должны соответствовать требованиям, приведенным в 4.5.1.2.1, 4.5.1.3.1 и 4.5.1.3.2
4.6.2 Указанные средства доступа должны состоять из ряда следующих друг за другом ступеней (как показано на рисунке 5) и соответствовать следующим критериям:
Рисунок 5 - Размеры средств доступа к другим рабочим местам
a) угол наклона относительно горизонтальной поверхности должен быть от 70° до 90° (см. рисунок 5). Ступени должны иметь препятствующую скольжению поверхность и боковые упоры, сконструированные таким образом, чтобы скопление грязи и снега при нормальных условиях эксплуатации было минимальным. Расстояние по вертикали и горизонтали между соседними ступенями должно быть постоянным с допустимыми отклонениями 20 мм;
b) быть выполнены в виде лестницы, верхняя часть каждой ступени должна иметь горизонтальную, препятствующую скольжению поверхность глубиной не менее 30 мм. Если перекладины лестницы используются в качестве поручней, они должны иметь радиус скругления углов (для перекладины прямоугольной формы) не менее 5 мм;
c) отвечать требованиям, изложенным в 4.5.1.2.
4.6.3 Места для проведения технического обслуживания и ремонта должны иметь поверхность, препятствующую скольжению, и соответствующие поручни.
4.6.4 В случае необходимости получения доступа в зону, расположенную над или рядом с валом отбора мощности, средства доступа в виде платформы и ступеней должны быть установлены таким образом, чтобы избежать использования этого вала или его ограждений в качестве ступеней.
4.6.5 Если существует опасность случайного контакта руки или ноги с ограждением вала отбора мощности или муфты вала приема мощности, задняя часть средств доступа должна быть оснащена устройствами, предотвращающими такой контакт.
4.6.6 Конструктивные элементы вала отбора мощности и его ограждения не должны использоваться в качестве ступеней.
4.7 Требования к прочности ограждений и барьеров
4.7.1 Ограждения, в частности барьеры, расположенные на высоте 550 мм над уровнем поверхности земли и используемые при нормальной эксплуатации в качестве ступеней, должны быть сконструированы таким образом, чтобы выдерживать вертикальную нагрузку 1200 Н.
Данное требование должно проверяться испытанием, приведенным в приложении С, или идентичным методом.
4.7.2 Барьеры, применяемые в качестве защиты от опасностей, связанных с движущимися рабочими частями машины, должны выдерживать следующие горизонтальные нагрузки:
- 1000 Н - в рабочем положении при расположении на расстоянии не более 400 мм от поверхности земли;
- 600 Н - при расположении на расстоянии свыше 400 мм от поверхности земли.
Данное требование должно проверяться испытанием, приведенным в приложении С, или идентичным методом.
4.8 Опоры для технического обслуживания и ремонта
4.8.1 Общие требования
4.8.1.1 При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту машины должны быть установлены механические опоры или гидравлические устройства блокировки, предотвращающие не предумышленное опускание поднятых частей машины.
Допускается применение других средств блокировки, кроме механических или гидравлических устройств, при условии обеспечения равного или более высокого уровня безопасности.
4.8.1.2 Механизмы управления гидравлическими блокирующими устройствами и механическими опорами необходимо располагать вне опасных зон.
4.8.1.3 Механические опоры и гидравлические блокирующие устройства должны быть отмечены цветом, контрастным по отношению к цвету машины, или знаком безопасности, расположенным на устройстве (опоре) или в непосредственной близости к нему.
4.8.1.4 Положение и методы приведения в действие механических опор и гидравлических блокирующих устройств, управляемых вручную, должны быть объяснены в руководстве по эксплуатации (см. перечисление j) 8.1.3). Если принцип их работы непонятен, он должен быть продемонстрирован непосредственно на машине с помощью информационных знаков (символов).
4.8.2 Механические опоры
4.8.2.1 Механические опорные устройства должны выдерживать 1,5-кратную максимальную нагрузку поддерживаемой массы.
4.8.2.2 Съемные механические опоры должны иметь места хранения, обозначенные на машине.
4.8.3 Гидравлические блокирующие устройства
Гидроцилиндры опор или их трубопроводы должны быть оснащены гидравлическими блокирующими устройствами.
Трубопроводы должны выдерживать не менее чем 4-кратное рабочее давление. Данное максимальное гидравлическое давление и периодичность замены трубопроводов гидроцилиндров должны быть приведены в руководстве по эксплуатации (см. перечисление k) 8.1.3).
4.9 Электрическое оборудование
4.9.1 Электрические кабели, расположенные в местах возможного контакта с металлическими поверхностями, должны быть химически стойкими или защищены от контакта со смазкой или топливом.
Кабели располагают таким образом, чтобы ни одна их часть не находилась в контакте с системой выпуска отработавших газов, движущимися частями машины или острыми кромками деталей.
4.9.2 Плавкие предохранители и другие устройства защиты от перегрузок устанавливают во всех электрических цепях, кроме стартера двигателя и системы высокого напряжения для свечи зажигания. Распределение этих устройств между цепями должно предотвращать возможность одновременного отключения всех систем предупреждения.
4.10 Гидравлические системы
4.10.1 Гидравлические системы и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности, установленным ИСО 4413.
4.10.2 Рукава высокого давления и составные части гидравлических систем должны быть расположены или ограждены таким образом, чтобы исключалось их повреждение, а в случае разрыва струя жидкости не могла попасть непосредственно на оператора, находящегося на рабочем месте.
4.11 Пневматические системы
Пневматические системы должны соответствовать требованиям безопасности, установленным ИСО 4414.
4.12 Рабочие жидкости
Порядок замены рабочих жидкостей, включая меры безопасности, должен быть указан в руководстве по эксплуатации (см. перечисление u) 8.1.3).
4.13 Ручная отладка отдельных узлов
Если для ручной отладки отдельных узлов необходим специальный инструмент, его поставляют в комплекте с машиной. Места размещения и порядок применения должен быть описан в руководстве по эксплуатации (см. перечисление l) 8.1.3).
4.14 Техническое обслуживание и ремонт
4.14.1 Периодические смазки и техническое обслуживание для обеспечения безопасности должны проводиться при отключенных источниках энергии.
4.14.2 Доступ к частям машины, требующим частого технического обслуживания, осуществляется с помощью средств, описанных в 4.6.
4.14.3 Навесные ограждения и двери должны быть оснащены средствами, позволяющими удерживать их в открытом положении для исключения опасности нанесения травм при неконтролируемом закрывании.
4.14.4 Части машины, управляемые оператором:
- при массе более 40 кг должны быть сконструированы таким образом, чтобы можно было использовать подъемное устройство;
- при массе менее 40 кг должны быть оснащены ручками или частями машины, расположенными таким образом, чтобы обеспечить безопасное пользование ими и предотвратить любой контакт с опасными частями машины (режущие инструменты, горячие поверхности и т.д.).
4.14.5 Складывающиеся части, предназначенные для уменьшения при транспортировке ширины и/или высоты машины, должны быть снабжены механическими или другими устройствами (например, пальцами, гидроцилиндрами), позволяющими фиксировать их в транспортном положении.
Перевод машины из транспортного положения в рабочее и обратно должен исключать опасности защемления или повреждения ног и рук оператора.
4.14.6 Ограждения, при использовании которых ширина машины выходит за пределы транспортной, должны складываться для перевода из рабочего положения в транспортное и обратно.
5 Требования к мерам обеспечения безопасности самоходных машин
5.1 Рабочее место оператора
5.1.1 Доступ к сиденью оператора
К сиденью оператора необходимо обеспечить свободный доступ, для чего ширина площади в области пола должна быть не менее 300 мм. Органы управления не должны входить в зону доступа как во включенном, так и в выключенном положении. Исключение составляют включатели указания наличия оператора.
5.1.2 Сиденье оператора
5.1.2.1 Машины, рассчитанные на работу оператора сидя, должны быть оснащены сиденьем, обеспечивающим удобное положение при работе.
Информация о регулировке сиденья должна быть представлена в руководстве по эксплуатации (см. перечисление d) 8.1.3).
5.1.2.2 Размеры и регулировки сиденья должны соответствовать требованиям ИСО 4253.
Контрольная точка сиденья (SIP) должна располагаться над площадкой на уровне не менее 500 и не более 650 мм (см. рисунок 6).
Рисунок 6 - Размеры сиденья и высота его расположения
Механизм регулировки сиденья должен исключать самопроизвольное изменение установленного положения и иметь ограничители в конечных положениях, система подвески должна регулироваться в зависимости от массы оператора.
5.1.2.3 Если машина оборудована устройством защиты при опрокидывании (ROPS), сиденье должно иметь систему и места расположения крепления, соответствующие требованиям ИСО 3776-1 и ИСО 3776-2.
5.1.3 Органы управления и рулевое колесо
5.1.3.1 Органы управления, используемые для приведения машины в действие, должны быть сконструированы и расположены таким образом, чтобы приводиться в действие только с рабочего места оператора.
5.1.3.2 Механизм рулевого управления должен быть сконструирован таким образом, чтобы исключить удар от руля в случае внезапной отдачи от ходовых колес в ответ на управляющее воздействие.
5.1.3.3 Расстояния между неподвижными частями машины и рулевым колесом при работе должны соответствовать приведенным на рисунке 7.
Рисунок 7 - Расстояния между рулевым колесом и неподвижными частями машины
5.1.4 Места защемления и пореза
На рабочем месте в пределах досягаемости рук и ног оператора в положении сидя не должно быть опасности пореза или защемления.
5.1.5 Аварийный выход
5.1.5.1 Если машина оборудована кабиной, она должна иметь не менее одного аварийного выхода, который находится в противоположной стороне от входа. В качестве аварийного выхода могут также использоваться вторая дверь, ветровые, боковые и задние стекла, а также стекло на крыше, быстро открывающиеся и удаляющиеся из кабины. Если для этой цели требуется специальный инструмент, он должен находиться в кабине в непосредственной близости от выхода.
5.1.5.2 Аварийные выходы должны иметь:
- форму эллипса с минимальными размерами главных осей 640 и 440 мм или квадрата - со сторонами 600 мм, или прямоугольника со сторонами 470 и 650 мм, или круга диаметром 650 мм;
- маркировку и инструкцию по применению, если обозначенный аварийный выход постоянно не используется или его расположение и применение неочевидно.
Руководство по эксплуатации должно содержать информацию о расположении и использовании маркированного аварийного выхода (см. перечисление f) 8.1.3), который должен иметь, как минимум, одну защелку для окна, а вторая выходная дверь - ручку и защелку.
5.1.6 Скорость горения материалов интерьера кабины
Материалы для отделки интерьера кабины (чехол сиденья, боковые панели, пол и специальные покрытия, если применены в интерьере) должны иметь скорость горения не более 150 мм/мин при испытаниях по ИСО 3795.
5.1.7 Обзорность
5.1.7.1 Конструкция и расположение рабочего места оператора должны обеспечить ему достаточный обзор для безопасного управления машиной и видимость ее рабочей части. Для устранения недостаточного обзора применяются такие средства, как зеркала заднего вида или телевизионные устройства.
5.1.7.2 Если машина оборудована кабиной, ее стекла должны быть снабжены стеклоочистителями.
5.1.7.3 В кабине должны быть установлены рабочие фары.
5.1.8 Пуск и выключение двигателя
5.1.8.1 Руководство по эксплуатации должно содержать информацию о порядке пуска и выключения двигателя (см. перечисление е) 8.1.3).
5.1.8.2 При наличии электрического стартера необходимо обеспечить защиту от самопроизвольного запуска двигателя с помощью:
- ключа замка зажигания или включателя стартера;
- закрывания кабины;
- защитной крышки для включателя стартера или зажигания;
- выключателя "массы" аккумуляторной батареи;
- устройства блокирования запуска.
5.1.8.3 Должна быть исключена возможность пуска двигателя при включенной передаче.
5.1.8.4 Выключение двигателя должно осуществляться с помощью устройства, сконструированного таким образом, чтобы:
- не требовалось приложения непрерывного ручного воздействия;
- в положении "Выключено" двигатель невозможно было включить без установки устройства в положение "Пуск".
5.2 Перемещение машины
5.2.1 Места и устройства для строповки
Места строповки должны быть четко обозначены на машине, а устройства для нее (крючки, кольца, проушины), места их расположения и порядок использования (схема строповки) - приведены в руководстве по эксплуатации (см. перечисление м) 8.1.3 и 8.3).
5.2.2 Подвижные устройства для строповки
Подвижные устройства должны фиксироваться в транспортном положении.
5.2.3 Использование домкратов
5.2.3.1 Места для установки домкратов при подъеме машины должны быть четко обозначены на ней, а их расположение и способ установки домкратов описаны в руководстве по эксплуатации (см. перечисление м) 8.1.3 и 8.3.2).
5.2.3.2 Домкраты должны обладать соответствующей грузоподъемностью и прочностью и быть сконструированы таким образом, чтобы обеспечить подъем нагруженной машины (например, для замены колес).
5.3 Аккумуляторные батареи
5.3.1 Батареи должны быть расположены таким образом, чтобы их можно было безопасно обслуживать или заменять как на земле, так и с платформы, и надежно закреплены, чтобы сохранять свое положение и исключать возможность вытекания электролита при опрокидывании машины. Электрические клеммы батареи должны иметь защиту, предотвращающую случайный контакт и короткое замыкание.
5.3.2 Электрическое отключение батареи должно быть легкоосуществимым (с помощью обычного инструмента или выключателя "массы").
5.3.3 Информация по техническому обслуживанию или замене батарей должна содержаться в руководстве по эксплуатации (см. перечисление р) 8.1.3).
5.4 Топливный бак
5.4.1 Наливная горловина бака должна быть расположена вне кабины на высоте не более 1500 мм над уровнем поверхности земли или платформы.
5.4.2 Топливные баки должны быть коррозионностойкими и удовлетворять испытаниям на утечку при давлении, равном двойному рабочему, но не менее 30 кПа.
5.4.3 Конструкция крышки наливной горловины топливного бака должна исключать утечку при нормальной температуре эксплуатации двигателя и во всех рабочих положениях машины. Просачивание топлива через систему вентиляции топливного бака не должно приводить к утечке.
5.4.4 Информация о порядке заполнения топливного бака должна быть приведена в руководстве по эксплуатации (см. перечисление р) 8.1.3).
5.5 Горячие поверхности
Горячие поверхности, находящиеся в зоне досягаемости оператора при нормальной работе машины, должны иметь защитное покрытие или быть изолированы. Это касается поверхностей, находящихся рядом со ступеньками, поручнями, перилами и неподвижными частями машины, которые используются в качестве средств доступа и к которым можно случайно прикоснуться.
5.6 Выхлопные газы
Конструкция и расположение выхлопной трубы двигателя должны быть выполнены таким образом, чтобы исключить возможность воздействия на оператора выхлопных газов или дыма при нормальных условиях работы.
Пример - расположение выхлопной трубы на значительном расстоянии от головы оператора (при работе стоя) или входа в кабину.
6 Требования к мерам обеспечения безопасности навесных, полунавесных и прицепных машин
6.1 Органы управления
6.1.1 Орган управления источником энергии, установленный на самоходной машине, является устройством для остановки прицепных или навесных машин, если:
- иное не установлено в стандартах на конкретные машины;
- машина не оборудована рабочим местом оператора;
- рабочее место оператора находится сзади машины при ее работе в стационарном положении.
6.1.2 Любой орган ручного управления, используемый стоящим на земле оператором при включенном вале отбора мощности, должен быть расположен на расстоянии по горизонтали от него не менее 550 мм.
6.2 Устойчивость
6.2.1 Общие требования
6.2.1.1 Машины должны быть сконструированы таким образом, чтобы их устойчивость сохранялась при расположении на твердой почве с уклоном до 8,5° в любом направлении. Это требование должно соблюдаться как при порожних резервуарах и баках, так и при заполненных технологическим материалом независимо от наличия контейнеров или дополнительно установленного оборудования, которое входит в комплект машины.
6.2.1.2 Опорные устройства помимо колес (например, стойки и выносные опоры) должны иметь опорную поверхность, давление которой на грунт не выше 400 кПа. Выносные опоры или подобные устройства в транспортном положении необходимо блокировать. Оператор должен иметь возможность проверить визуально, что они установлены в транспортное положение.
6.2.1.3 Если требуемая устойчивость при движении или в стационарном положении может быть достигнута только применением специальных мер или использованием машины особым образом, это должно быть указано на ней (см. 8.3.3) или/и в руководстве по эксплуатации (см. перечисление h) 8.1.3).
6.2.2 Навесные и полунавесные машины
6.2.2.1 Если для безопасного хранения машины необходимо поддерживающее устройство, оно должно быть установлено на ней.
6.2.2.2 Высота расположения нижних пальцев трехточечной навески машины должна соответствовать высоте расположения нижних продольных тяг трехточечного навесного устройства энергосредства.
Примечание 1 - ИСО 11001 [4] содержит информацию по трехточечному соединению.
Примечание 2 - ИСО 2332 [1] содержит информацию о зоне свободного пространства между трактором и прицепным устройством.
6.2.3 Прицепные машины с вертикальной нагрузкой на снице более 500 Н
6.2.3.1 Прицепы или машины со сницей, предназначенной для механического подъема буксирующими машинами, должны быть оснащены стойкой, способной поддерживать сницу со сцепной петлей на высоте не менее 150 мм над уровнем поверхности земли (для максимального давления на грунт см. также 6.2.1.2).
6.2.3.2 Прицепы или машины со сницей, предназначенные для соединения сцепной петлей, зафиксированной по высоте, необходимо оборудовать опорным устройством или домкратом с регулируемой высотой.
Опорное устройство может быть:
- нескладывающимся, сконструированным таким образом, чтобы блокировать возможность внезапного изменения положения;
- складывающимся, имеющим орган ручного управления, расположенный слева от машины по ходу движения; когда это устройство откидывается или складывается при переводе машины из транспортного положение в рабочее, автоматическая блокировка должна предотвращать его применение в качестве опоры или одновременное регулирование сницы по высоте.
6.2.3.3 Руководство по эксплуатации должно предусматривать меры по предотвращению опасностей пореза и раздавливания при использовании опорного устройства (см. перечисление r) 8.1.3).
6.2.3.4 Опорные устройства и элементы их безопасного крепления при нормальной работе должны быть установлены на машине; если они затрудняют ее применение по назначению, а их удаление не влияет на устойчивость машины, эти устройства могут быть съемными (без использования инструментов). В этом случае соответствующие инструкции должны быть приведены в руководстве по эксплуатации (см. перечисление r) 8.1.3).
Если опорные устройства съемные, на машине должны быть предусмотрены места для их хранения.
6.3 Сцепные петли
6.3.1 Соответствующая информация о прицепной системе, включая ремонт и контроль состояния, должна быть представлена в руководстве по эксплуатации (см. перечисление b) 8.1.3).
6.3.2 Информация о сцепных петлях для буксировки машин должна быть представлена в руководстве по эксплуатации и включать максимальную вертикальную статическую нагрузку, которую можно передавать сцепным устройством на буксирующую машину (см. перечисление b) 8.1.3).
6.4 Передача мощности от самоходных к агрегатируемым машинам
6.4.1 Общие требования
6.4.1.1 Прямолинейный участок перекрытия ограждений вала приема и вала отбора мощности должен быть не менее 50 мм. Это минимальное перекрытие должно применяться и для защитных ограждений широкоугольных валов отбора мощности и при использовании предохранительных муфт или других соединяющих устройств.
6.4.1.2 Для исключения вращения ограждения вала приема мощности должны применяться ограничительные устройства, закрепленные в соответствующих местах на машине.
Примечание - Данное требование подлежит пересмотру.
6.4.1.3 Машина должна быть снабжена опорой вала трансмиссии, которая используется в отцепленном состоянии: не должна использоваться во избежание вращения ограждения вала трансмиссии.
6.4.1.4 Ограждение вала приема мощности должно быть сконструировано и закреплено таким образом, чтобы в соединении с ограждением вала отбора мощности защитить вал трансмиссии со всех сторон до первого закрепленного корпуса подшипника, не мешая при этом установке и вращению вала отбора мощности.
6.4.2 Эксплуатация в стационарном режиме
Оборудование, спроектированное для работы в стационарном режиме и приводимое в движение валом приема мощности, должно быть оснащено средствами, предотвращающими отсоединение вала приема мощности, например его фиксацией при работе на трехточечной системе навески.
Информация об использовании подобных средств должна содержаться в руководстве по эксплуатации (см. перечисление s) 8.1.3).
6.5 Гидравлические, пневматические и электрические устройства для соединения с самоходной машиной
Средства для поддержания гидравлических и пневматических трубопроводов и электрических кабелей, когда машина не соединена с самоходным транспортным средством или устройства для соединения не используются, должны быть предусмотрены на машине.
7 Контроль требований и мер обеспечения безопасности (см. таблицу 1)
Таблица 1 - Формы и методы контроля требований и мер обеспечения безопасности
Пункт/подпункт |
Формы контроля |
||
Осмотр |
Измерение |
Методы контроля |
|
X |
X |
В соответствии с приложением В |
|
|
|
В соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве по эксплуатации: непосредственным использованием поручней или неподвижных частей машины |
|
X |
X |
В соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве по эксплуатации |
|
X |
- |
В соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве по эксплуатации с помощью средств доступа |
|
X |
X |
В соответствии с приложением С |
|
X |
X |
В соответствии с приложением С |
|
X |
- |
В соответствии с руководством по эксплуатации с помощью выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту |
|
X |
- |
С помощью непосредственного выполнения обычных смазочных и ремонтных работ |
|
X |
- |
В соответствии с ИСО 3776-1 и ИСО 3776-2 |
|
X |
- |
В соответствии с ИСО 3795 |
|
X |
- |
В соответствии с требованиями разработчика (30 кПа) |
|
X |
X |
С помощью устройств блокировки (например, колодки) на месте или при работе и переводе машины в состояние хранения способом, описанным в руководстве по эксплуатации |
8 Информация по использованию
8.1 Руководство по эксплуатации
8.1.1 К каждой машине должно прилагаться руководство по эксплуатации.
8.1.2 На самоходных машинах должно быть предусмотрено легкодоступное место для хранения руководства по эксплуатации.
8.1.3 В руководстве по эксплуатации должны содержаться указания и полные сведения по всем аспектам безопасности, технического обслуживания и ремонта при нормальной работе машины, включая применение средств индивидуальной защиты в соответствии с ИСО 3600, в частности:
a) способы входа и выхода оператора;
b) агрегатирование с тракторами (например, прицепные и навесные системы, вертикальная нагрузка на сцепное устройство, мощность двигателя, устойчивость (см. 6.3.1, 6.3.2);
c) назначение органов управления, включая пояснение всех используемых символов (см. 4.4.1);
d) регулирование положения сиденья для обеспечения эргономичной позы по отношению к органам управления (см. 5.1.2.1);
e) способ пуска и выключения двигателя (см. 5.1.8, 6.1);
f) расположение и способы открывания аварийных выходов (см. 5.1.5.2);
g) меры предосторожности относительно движущихся рабочих органов машины, выполняющих рабочий процесс;
h) использование опор для обеспечения устойчивости на стоянке;
i) общие требования по техническому обслуживанию и ремонту машины, а также по применению специального инструмента (см. 4.13, 4.14.1);
j) использование устройств для удержания частей машины в поднятом положении в процессе проведения ремонтных работ и технического обслуживания (см. 4.8.1.4);
k) замена трубопроводов в гидравлических системах блокировки (см. 4.8.3);
I) ручное обращение с отдельными узлами (см. 4.13);
m) правильный способ перемещения и поддомкрачивания машины (см. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3.1);
n) проверка безопасного положения опор при транспортировании;
о) опасности, связанные с воздушными линиями электропередачи, в том числе при максимальной рабочей высоте машины, превышающей 4 м;
р) опасности, обусловленные использованием аккумуляторных батарей (см. 5.3.3) и заполнением топливных баков (см. 5.4.4);
q) значения уровней шума при необходимости их декларирования (см. 4.2.2);
r) применение подъемников, в том числе домкратов и опор на снице;
s) механическое соединение стационарных машин (оборудования) с внешним источником питания для предотвращения случайного отключения (см. 6.4.2);
t) размер(ы) и давление в шинах (см. 4.5.1.1.1, 4.5.1.2.1);
u) безопасный способ замены рабочих жидкостей (см. 4.12);
v) уровни вибрации машины при необходимости их декларирования (см. 4.3);
w) дополнительная информация, включающая:
- назначение и использование машин только по назначению;
- предэксплуатационное регулирование (отладка) узлов и механизмов (если не выполняется дилером);
- меры пожарной безопасности;
- безопасная очистка рабочих органов от забиваний технологическим материалом в процессе работы.
8.2 Знаки безопасности и информационные знаки (символы)
8.2.1 Знаки безопасности, касающиеся эксплуатации и технического обслуживания, должны быть четкими и сохраняться в течение всего срока службы машины.
8.2.2 Знаки безопасности должны соответствовать требованиям ИСО 11684.
8.2.3 Информационные знаки, связанные с эксплуатацией и ремонтом машин (оборудования), должны иметь цвет, контрастный с цветами других знаков безопасности на машинах (оборудовании).
8.3 Маркировка
8.3.1 Все машины должны иметь четкую и хорошо читаемую маркировку, содержащую по крайней мере следующую информацию:
- наименование предприятия - изготовителя машины;
- обозначение модели или типа;
- порядковый номер (при наличии);
- год выпуска.
8.3.2 Места для установки домкратов должны четко обозначаться на машине (см. 5.2.3.1), дополнительная информация должна быть приведена в руководстве по эксплуатации (см. перечисление m) 8.1.3).
8.3.3 На машине должна быть информация, демонстрирующая специальные меры или особый способ использования машины для обеспечения необходимой устойчивости (см. 6.2.1.3).
_____________________________
* Находится в стадии пересмотра. Будет заменен ИСО 26322 (см. [7]).
Библиография
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ИСО 110001" следует читать "ИСО 11001"
[5] |
ИСО/ТТ 11688-2:1998 Акустика. Практические рекомендации для конструирования машин и оборудования с низким уровнем шума. Часть 2: Введение в физику конструирования с уменьшенным уровнем звука |
[6] |
ИСО 19472:2006 Машины для лесного хозяйства. Лебедки. Размеры, рабочие характеристики и безопасность |
[7] |
ИСО 26322 (все части) Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Безопасность* |
[8] |
ИСО/TS 28923:2007 Машины сельскохозяйственные. Ограждения движущихся частей механической передачи. Открывание ограждения с помощью инструмента |
[9] |
ИСО/TS 28924:2007 Машины сельскохозяйственные. Ограждения движущихся частей механической передачи. Открывание ограждения без инструмента |
_____________________________
* Будет опубликован
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 4254-1-2011 "Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2011 г. N 174-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 сентября 2011 г.
Приказом Росстандарта от 26 января 2024 г. N 86-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2025 г. в связи с введением в действие ГОСТ ISO 4254-1-2013