Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел D - Авиационные поршневые двигатели. Комплекс испытаний
33.41. Применимость
В этом разделе предписывается проведение комплекса испытаний и проверок авиационных поршневых двигателей.
33.42. Общие положения
(a*) Конфигурация испытываемого двигателя, компонентов или деталей должна быть достаточно представительной по типовой конструкции для цели испытания.
(b*) Все автоматические средства управления и защиты должны быть в рабочем состоянии, если не признано, что это невозможно или не требуется для цели испытания.
(c*) Регулируемые компоненты, которые не планируется настраивать во время работы двигателя, должны быть выставлены в соответствии с типовой конструкцией перед каждым испытанием, за исключением случая, когда для отдельного испытания должны быть сделаны регулировки, заданные или соответствующе требованиям, относящимся к конкретным испытаниям. Другие регулируемые компоненты должны работать или быть работоспособными в виде, согласующемся как с типовой конструкцией, так и с Руководством по эксплуатации, если другое не является необходимым для достижения цели испытания.
(d*) Все приводы оборудования, не являющегося необходимым для удовлетворительного функционирования двигателя, должны быть отсоединены или разгружены во время калибровочных испытаний согласно 33.45. Во время всех других испытаний они должны быть загружены соответствующим оборудованием или с помощью подключаемых устройств подходящего типа.
33.42А. Применение топлив и масел
В испытаниях должны применяться топливо и масло из числа указанных в технической Документации для данного двигателя, но если применяемое топливо или масло может повлиять на результаты любого отдельного испытания, то выбор конкретного топлива или масла для такого испытания (включая любые присадки) должен быть обоснован.
(a) Каждый тип топлива и масла, а также сорт, если подходит, должен быть заявлен и обоснован вместе с любыми связанными с ним ограничениями.
(b) Должна быть определена любая характеристика топлива и масла, которая может быть критической для функционирования или долговечности двигателя. Если необходимо, должны быть проведены испытания на двигателе или на установке с использованием соответствующего топлива и масла.
33.43. Вибрационное испытание
(a) Двигатель должен пройти вибрационное испытание по установлению вибрационных характеристик при кручении и изгибе коленчатого вала и вала воздушного винта или другого выходного вала во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала и мощностей двигателя на установившихся режимах и при переменных процессах от частоты вращения на режиме земного малого газа до 110% частоты вращения на установленном максимальном продолжительном режиме или до 105% частоты вращения на установленном взлетном режиме, в зависимости от того, какая частота вращения выше.
Измерения должны быть выполнены поэтапно с приращениями частоты вращения коленчатого вала на каждом этапе не более 50 об/мин во всем диапазоне изменения частоты вращения.
Испытание должно проводиться с использованием для самолетных двигателей воздушного винта такой же компоновки, как и при длительных испытаниях, а для других двигателей - нагружающего устройства такой же компоновки, какая использовалась при длительном испытании.
(b) Вибрационные напряжения при кручении и изгибе коленчатого вала, вала воздушного винта или другого выходного вала не должны превышать, с учетом запасов, предусмотренных действующими нормативными требованиями по прочности, предел выносливости материала, из которого изготовлены эти валы. Если путем измерений невозможно продемонстрировать, что максимальное напряжение вала находится ниже (с приемлемыми запасами) предела выносливости, то вибрационные напряжения должны определяться по результатам измерений частоты и амплитуды перемещений вала. При этом должно быть продемонстрировано, что пиковая амплитуда вызывает напряжения ниже (с приемлемыми запасами) предела выносливости; в противном случае двигатель должен испытываться в условиях, вызывающих пиковую амплитуду, до тех пор пока для стальных валов не будет проведено циклов изменения напряжений без усталостного разрушения, а для валов из других материалов не будет показано, что усталостное разрушение не возникает в пределах наработки, соответствующей базе ограниченного предела выносливости материала.
(c) К каждому приводу и узлу присоединения агрегата, используемого только для обслуживания воздушного судна, должны быть приложены нагрузки, равные максимальным эксплуатационным нагрузкам, указанным Заявителем для привода или места присоединения.
(d) Вибрационное испытание, предписанное п. (а) данного параграфа, должно быть повторено с тем неработающим цилиндром (без включения зажигания), который оказывает наиболее неблагоприятное вибрационное воздействие, для определения условий, при которых двигатель может безопасно эксплуатироваться в этом состоянии. Однако при этом вибрационном испытании частота вращения двигателя должна изменяться только в диапазоне от режима малого газа до частоты вращения на установленном взлетном режиме, и при этом не требуется обеспечения соответствия п. (b) данного параграфа.
33.45. Калибровочные испытания
(а) Двигатель должен подвергаться калибровочным испытаниям, необходимым для определения его характеристик мощности и условий проведения длительного испытания, указанного в 33.49. Результаты калибровочных испытаний по определению характеристик мощности являются основанием для установления характеристик двигателя во всем эксплуатационном диапазоне частот вращения коленчатого вала, давления на входе, регулировок топливовоздушной смеси и высот. Режимы по мощности устанавливаются для стандартных атмосферных условий только с теми установленными агрегатами, которые необходимы для функционирования двигателя.
(b) Длительное испытание должно завершаться калибровочными испытаниями с целью проверки характеристик мощности двигателя в стандартных атмосферных условиях на уровне моря. Должно быть определено любое изменение характеристик мощности, возникшее во время проведения длительного испытания. Результаты измерений, проведенных в заключительной части длительного испытания, могут использоваться для демонстрации соответствия требованиям данного параграфа.
33.47. Детонационное испытание
Двигатель должен быть испытан для установления того, что он может работать без детонации во всем диапазоне ожидаемых условий эксплуатации.
Для двигателей с искровым (электрическим) зажиганием:
(а*) Должно быть проведено испытание для демонстрации того, что двигатель может функционировать без детонации при всех рабочих условиях в пределах заявленной области полетов. Если конструкция системы зажигания включает резервирование, то испытание должно быть повторено на ухудшенных из-за потери резервирования рабочих режимах.
(b*) Во время испытания согласно 33.47(а*) двигатель должен работать во всем диапазоне от самой низкой частоты вращения двигателя, предназначенной для использования на крейсерском режиме, до заявленной максимальной частоты вращения двигателя при величинах мощности, состава рабочей смеси (если применяется), температуры масла, температуры хладагента или головки цилиндра, давления на всасывании и температуры воздуха, при которых наиболее вероятно происходит детонация. Для определения степени детонации должен использоваться метод, согласованный с Компетентным органом.
33.49. Длительное испытание
(а) Общие положения
Двигатель должен подвергаться длительному испытанию общей продолжительностью 150 ч, включающему в себя (кроме случая, оговоренного в п. (e)(1)(iii) данного параграфа) одну из серий этапов, указанных в пп. (b)-(е) данного параграфа, которая подходит в зависимости от типа и назначения двигателя.
Этапы должны проводиться без остановки в том порядке, который Компетентный орган признает целесообразным для конкретного двигателя, предъявляемого на испытание.
(1*) Все длительное испытание должно проводиться при давлении масла, установленном для нормальной работы на установленной максимальной продолжительной мощности, за исключением 1 ч работы в условиях установленной взлетной мощности и 9 ч в условиях установленной максимальной продолжительной мощности, при которой давление масла должно поддерживаться на минимальном пределе, заявленном для завершения полета на максимальной продолжительной мощности. Если необходимо, условия испытания могут быть пересмотрены - с целью исключения остановки двигателя при проведении определенных этапов испытаний для повторного установления соответствующего давления масла.
При испытании на установленной взлетной мощности и при отработке по крайней мере 35 ч на установленной максимальной продолжительной мощности один цилиндр должен работать при температуре не менее чем максимальная эксплуатационная, а другие цилиндры - при температуре не более чем на 28 °С ниже максимальной эксплуатационной температуры; температура масла на входе не должна отличаться от максимальной эксплуатационной температуры более чем на °С.
(2*) Если условия работы задаются в процентах от установленной максимальной продолжительной мощности, частоты вращения коленчатого вала, мощности и состава смеси (если применяется), то состав смеси (если применяется) должен соответствовать составу смеси при моделировании наиболее жестких крейсерских условий с этой мощностью. Если уровень мощности не превышает максимальную наиболее экономичную крейсерскую мощность, состав смеси (если применяется) должен соответствовать заданной мощности
(3*) В течение каждой части длительного испытания частота вращения коленчатого вала и уровень мощности должны поддерживаться на заявленных максимальных значениях (или как можно ближе к ним), соответствующих предписанным условиям работы двигателя. Повторение отдельной части испытания может потребоваться, если по любым причинам частота вращения коленчатого вала и уровень мощности отклоняются более чем на 1,5% от заявленных максимальных величин.
(4*) Воздушные винты. Представительный воздушный винт должен использоваться во время этого испытания.
(i*) Воздушные винты изменяемого шага. Положение лопастей воздушного винта может не устанавливаться точно, как для условий полета. Однако если положение лопастей не позволяет достичь условий, детально описанных в согласованной для конкретного двигателя программе испытаний, одобренные ограничения для двигателя будут основываться на условиях, при которых проводится испытание.
(ii*) Воздушные винты неизменяемого шага. Согласованное до начала испытания количество воздушных винтов должно использоваться для моделирования различных уровней мощности. Обычно приемлемым числом воздушных винтов является два, например: один - соответствует условиям максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности, а другой - установленной максимальной продолжительной и установленной взлетной мощности.
(iii*) Если для испытания установлен воздушный винт неизменяемого шага, то двигатель должен работать при максимальной мощности или при максимальной частоте вращения коленчатого вала, соответствующей условиям испытания, - с учетом того, какое ограничение достигается первым.
(5*) Все приводы агрегатов и узлы их присоединения должны быть нагружены. При работе на установленной взлетной мощности и установленной максимальной продолжительной мощности величина нагрузки от каждого агрегата, используемого только для нужд воздушного судна, должна быть равна максимальной эксплуатационной нагрузке, указанной Заявителем для соответствующего привода двигателя или места его присоединения.
(6*) Перед сборкой двигатель должен быть подвергнут контролю в согласованном объеме, должны быть зарегистрированы размеры, которые могут меняться по причине износа, искажения формы или ползучести. Должна быть также сделана запись о калибровках и положении регулировочных органов отдельно функционирующих агрегатов и оборудования двигателя (например, система управления, насосы, приводы, клапаны).
(b) Двигатели без нагнетателей и двигатели, имеющие односкоростной нагнетатель с механическим приводом
Заявитель должен провести следующие этапы испытания двигателей без нагнетателей и двигателей, имеющих односкоростной нагнетатель с механическим приводом:
(1) Продолжительностью 30 ч, с 5-минутными чередующимися периодами работы: на установленной взлетной мощности при соответствующей ей частоте вращения и на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности или максимальной рекомендованной крейсерской мощности.
(2) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 1,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 75%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 91% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(3) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 1,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 70%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 89% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(4) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 1,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 65%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 87% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(5) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 1,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 60%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 84,5% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(6) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 1,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 50%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 79,5% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(7) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы: 2,5 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 2,5 ч - на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности или максимальной рекомендованной крейсерской мощности.
(с) Двигатели, имеющие двухскоростной нагнетатель с механическим приводом
Заявитель должен провести следующие этапы испытания двигателей, имеющих двухскоростной нагнетатель с механическим приводом:
(1) Продолжительностью 30 ч, с 5-минутными чередующимися периодами работы при низкой степени редукции на установленной взлетной мощности и при соответствующей ей частоте вращения и на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности или максимальной рекомендованной крейсерской мощности. Если установленная взлетная мощность устанавливается при высокой степени редукции, то 15 ч из 30 должны состоять из 5-минутных чередующихся периодов работы при высокой степени редукции: на мощности, достигаемой на взлете при критическом уровне давления на входе, при частоте вращения, соответствующей установленной взлетной мощности, и на 70%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 89% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(2) Продолжительностью 15 ч, с чередующимися периодами работы при низкой степени редукции: 1 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 75%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 91% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(3) Продолжительностью 15 ч. с чередующимися периодами работы, при низкой степени редукции: 1 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 0,5 ч - на 70%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 89% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(4) Продолжительностью 30 ч при высокой степени редукции на установленной максимальной продолжительной мощности и при соответствующей ей частоте вращения.
(5) Продолжительностью 5 ч, с чередующимися 5-минутными периодами работы при каждой степени редукции привода нагнетателя. Первые 5 мин должны отрабатываться на частоте вращения, соответствующей установленной максимальной продолжительной мощности при высокой степени редукции и мощности, полученной на уровне моря при давлении на входе, соответствующем 90%-ной установленной максимальной продолжительной мощности. Условия работы в чередующихся 5-минутных периодах при низкой степени редукции должны быть такими, которые получены путем переключения на низкую степень редукции при постоянной частоте вращения.
(6) Продолжительностью 10 ч, с чередующимися периодами работы, при низкой степени редукции: 1 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 1 ч - на 65%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 87% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(7) Продолжительностью 10 ч, с чередующимися периодами работы при низкой степени редукции: 1 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 1 ч - на 60%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 84,5% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(8) Продолжительностью 10 ч, с чередующимися периодами работы при низкой степени редукции: 1 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 1 ч - на 50%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 79,5% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности
(9) Продолжительностью 20 ч, с чередующимися периодами работы при низкой степени редукции: 2 ч - на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и 2 ч - на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности при соответствующей ей частоте вращения или на максимальной рекомендованной крейсерской мощности.
(10) Продолжительностью 5 ч при низкой степени редукции на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности при соответствующей ей частоте вращения или на максимальной рекомендованной крейсерской мощности при соответствующей ей частоте вращения.
При отсутствии возможности испытания в высотных условиях, для которых характерна высокая степень редукции, испытания могут проводиться при той мощности, при которой достигается давление на входе на критической высоте или его указанное процентное значение, а топливовоздушная смесь может регулироваться таким образом, чтобы быть достаточно "богатой" для подавления детонации.
(d) Вертолетные двигатели
Для использования на вертолете двигатель должен соответствовать 29.923(a)-(j) АП-29 или пройти следующие этапы испытания:
(1) Продолжительностью 35 ч, с чередующимися 30-минутными периодами работы, на установленной взлетной мощности при соответствующей ей частоте вращения и на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения.
(2) Продолжительностью 25 ч, с чередующимися 2,5-часовыми периодами работы, на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и на 70%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, соответствующей установленной максимальной продолжительной мощности.
(3) Продолжительностью 25 ч. с чередующимися 2,5-часовыми периодами работы, на установленной максимальной продолжительной мощности при соответствующей ей частоте вращения и на 70%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 80-90% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(4) Продолжительностью 25 ч, с чередующимися 2,5-часовыми периодами работы, на 30%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, соответствующей установленной взлетной мощности, и на 30%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 80-90% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.
(5) Продолжительностью 25 ч, с чередующимися 2,5-часовыми периодами работы, на 80%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, соответствующей установленной взлетной мощности, и на установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 110% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности, или на установленной взлетной мощности при частоте вращения, равной 103% частоты вращения, соответствующей установленной взлетной мощности (в зависимости от того, какая частота выше).
(6) Продолжительностью 15 ч, на 105%-ной установленной максимальной продолжительной мощности при частоте вращения, равной 105% частоты вращения на режиме установленной максимальной продолжительной мощности, или с полностью открытой дроссельной заслонкой на соответствующей частоте вращения при стандартном на уровне моря давлении на входе в карбюратор, если не превышена мощность, равная 105% установленной максимальной продолжительной мощности.
(е) Двигатели, имеющие турбонагнетатели
Для двигателей, имеющих турбонагнетатели, применяется испытание при следующих условиях, причем высотные условия могут имитироваться, если Заявитель продемонстрирует, что двигатель и нагнетатель в этом случае подвергаются механическим нагрузкам и рабочим температурам не меньшим, чем при работе в реальных высотных условиях:
(1) Двигатели, предназначенные для самолетов, должны быть испытаны Заявителем в соответствии с требованиями, указанными в п. (b) данного параграфа, за исключением того, что:
(i) весь этап испытания, указанный в п. (b)(1) данного параграфа, должен проводиться при давлении на уровне моря;
(ii) этапы испытания, указанные в пп. (b)(2)-(7) данного параграфа, на установленной максимальной продолжительной мощности должны проводиться при давлении, соответствующем критической высоте полета, а этапы испытаний на другой мощности должны проводиться при давлении, соответствующем высоте 2,5 км; и
(iii) турбонагнетатель, используемый при 150-часовом длительном испытании, должен проработать на стенде дополнительно 50 ч при максимально допустимой температуре газа на входе в турбину и частоте вращения, соответствующих установленной максимальной продолжительной мощности, если в процессе 150-часового испытания невозможно было поддерживать в течение 50 ч максимально допустимую температуру и частоту вращения на установленной максимальной продолжительной мощности.
(2) Двигатели, предназначенные для вертолетов, должны быть испытаны Заявителем в соответствии с требованиями, указанными в п. (d) данного параграфа, за исключением того, что:
(i) весь этап испытания, указанный в п. (d)(1) данного параграфа, должен проводиться при давлении, соответствующем критической высоте полета;
(ii) этапы испытания, указанные в пп. (d)(2) и (d)(3) данного параграфа, на установленной максимальной продолжительной мощности должны проводиться при давлении, соответствующем критической высоте полета, а этапы испытаний на другой мощности должны проводиться при давлении, соответствующем высоте 2,5 км:
(iii) весь этап испытания, указанный в п. (d)(4) данного параграфа, должен проводиться при давлении, соответствующем высоте 2,5 км;
(iv) этап испытания, указанный в п. (d)(5) данного параграфа, на 80%-ной установленной максимальной продолжительной мощности должен проводиться при давлении, соответствующем высоте 2,5 км, а этапы испытаний на другой мощности должны проводиться при давлении, соответствующем критической высоте полета;
(v) весь этап испытания, указанный в п. (d)(6) данного параграфа, должен проводиться при давлении, соответствующем критической высоте полета; и
(vi) турбонагнетатель, используемый при 150-часовом длительном испытании, должен проработать на стенде дополнительно 50 ч при максимально допустимой температуре газа на входе в турбину и частоте вращения, соответствующих установленной максимальной продолжительной мощности, если в процессе 150-часового испытания невозможно было поддерживать в течение 50 ч максимально допустимую температуру и частоту вращения на установленной максимальной продолжительной мощности.
33.51. Эксплуатационное испытание
Эксплуатационное испытание двигателя должно включать в себя проверки на стенде или в полете, которые Компетентный орган сочтет необходимыми для того, чтобы продемонстрировать характеристики при обратной вспышке, запуск, работу на режиме малого газа, приемистость, превышение частоты вращения, функционирование воздушного винта, зажигания, работоспособность двигателя в ожидаемых условиях эксплуатации.
Если двигатель имеет привод многоскоростного нагнетателя, то двигатель должен быть спроектирован и сконструирован так, чтобы допускалось переключение нагнетателя с низкой степени редукции на более высокую, а частота вращения и давление на входе, соответствующие установленной максимальной продолжительной мощности при большей степени редукции, достигались за 5 с.
33.51А. Испытание при обратной вспышке
(а) После завершения длительного испытания согласно 33.49 должно быть выполнено функциональные испытания двигателя для определения того, есть ли у двигателя какая-либо тенденция давать обратную вспышку при использовании обычных средств запуска и во время ускорений, вызываемых с помощью подходящих средств.
(b)(1) Если после завершения длительного испытания не установлена какая-либо тенденция для двигателя давать обратную вспышку, то три обратные вспышки должны быть выполнены искусственно на двигателе того же типа. Однако если установлена тенденция давать обратную вспышку, то по крайней мере 20 обратных вспышек должны быть искусственно выполнены на двигателе того же типа.
(2) Если необходимо, то для получения обратной вспышки может использоваться механическое разрегулирование.
Разрегулирование может включать установку искусственно обедненной рабочей смеси (если применяется), нестандартное время зажигания, регулировку входного толкателя для удержания клапана вне его седла или перепутанные провода зажигания.
(3) Должны быть установлены воздействия обратных вспышек, имеющих место во время запуска и в рабочих условиях.
(4) Чтобы соответствовать требованиям для одобрения, двигатель не должен подвергаться серьезному повреждению в результате таких испытаний.
33.51В. Испытание по проверке запуска
(а) Во время или в конце длительного испытания согласно 33.49 должны быть выполнены по крайней мере 100 успешных запусков двигателя с помощью обычных средств запуска и методов, рекомендуемых Заявителем. Половина запусков должна быть выполнена на холодном двигателе и половина - на горячем двигателе.
(b) В начале каждого периода длительного испытания согласно 33.49 должны быть зарегистрированы время запуска, количество попыток, температура окружающего воздуха и (в случае электрических стартеров) потребляемый ток. Дополнительно должны быть зарегистрированы средства и количество запалов, если применяются, и информация о том, используется или нет разжижение масла.
(с) Если для аварийного или резервного использования предусмотрены альтернативные средства запуска, то должны быть выполнены не менее 10 дополнительных запусков от каждого из предусмотренных альтернативных средств запуска. Это испытание может быть выполнено или как часть длительного испытания согласно 33.49, или отдельно, но в этом случае за ним должна следовать дефектация двигателя в разобранном виде согласно 33.55.
33.51С. Испытание по проверке запуска при низких температурах окружающего воздуха
(a) Должно быть выполнено испытание для демонстрации того, что двигатель может быть запущен при наиболее низких температурных условиях, которые одобряются, не вызывая повреждений двигателя. По крайней мере 25 запусков двигателя должны быть выполнены при температуре масла на входе, равномерно распределенной между +5 °С и минимальной температурой, которая заявляется для запуска. Перед каждым запуском температура масла на входе и температура двигателя должны быть такими же, как температура окружающего воздуха.
(b) Испытание должно быть выполнено с использованием оборудования для запуска, представительного для воздушного судна и наземного применения, и с помощью технического приема, определенного в Руководстве по эксплуатации.
(c) Двигатель должен быть оборудован представительным воздушным винтом или его эквивалентом и представительным оборудованием воздушного судна.
(d) Перед испытанием и после испытания по проверке запуска при низких температурах двигатель и оборудование должны быть подвергнуты исследованию с разборкой для демонстрации того, что состояние двигателя является удовлетворительным для продолженной безопасной эксплуатации. Должны быть выполнены проверки тех размеров, которые подвержены изменению по причине износа или искажения.
33.51D. Испытание по проверке приемистости
(а) Испытание по пп. (a)(1) и (2) данного параграфа должно быть выполнено в конце длительного испытания согласно 33.49. без подогрева воздуха на входе и повторено, если применимо, с подогревом воздуха на входе до максимальной температуры, которая, вероятно, встречается при любых рабочих условиях в пределах области полетов.
(1) Для всех двигателей, за исключением двигателей с двухскоростным нагнетателем, должны быть выполнены 5 приемистостей от малого газа до установленной взлетной мощности.
(2) Для двигателей с двухскоростным нагнетателем должны быть выполнены 5 приемистостей от малого газа до каждого из следующих условий:
(i) до установленной взлетной мощности при нагнетателе на низкой степени редукции;
(ii) до установленной максимальной продолжительной мощности при нагнетателе на высокой степени редукции
(b) Двигатель должен реагировать без запаздывания и ускоряться плавно во всем диапазоне, когда рычаг управления двигателем (РУД) перемещается из позиции минимального малого газа в позицию установленной взлетной мощности или установленной максимальной продолжительной мощности, в соответствующем случае, не более чем за 1 с.
(c) Если двигатель будет одобряться для использования с воздушным винтом изменяемого или регулируемого шага, то для испытания по п. (а) данного параграфа шаг винта должен быть установлен так, чтобы двигатель выдавал не менее установленной взлетной мощности при частоте вращения двигателя, используемой для определения режима установленной взлетной мощности.
(d) Каждая приемистость (за исключением тех, когда нагнетатель находится на высокой степени редукции) должна выполняться, начиная от минимальных температур для приемистости от малого газа, заявляемых в эксплуатационных ограничениях. Каждая приемистость с нагнетателем на высокой степени редукции должна выполняться, начиная от условий окружающей среды.
33.51Е. Испытание при превышении частоты вращения
(а) Испытание по пп. (а) (1) и (а) (2) данного параграфа должно быть завершено во время или в конце длительного испытания по 33.49.
(1) Все двигатели за исключением двигателей с двухскоростным нагнетателем:
20 периодов, каждый продолжительностью 30 с, при заявленном максимальном превышении частоты вращения двигателя или при частоте вращения, превышающей на 5% заявленную максимальную частоту вращения двигателя, в зависимости от того, что больше. Величина мощности для этих периодов должна быть не менее мощности, заявленной для режима установленной максимально продолжительной мощности.
(2) Двигатели с двухскоростным нагнетателем:
20 периодов, каждый продолжительностью 30 с, при заявленном максимальном превышении частоты вращения двигателя или при частоте вращения, превышающей на 5% заявленную максимальную частоту вращения двигателя, в зависимости от того, что больше, при этом 10 выходов - с нагнетателем на низкой степени редукции и 10 выходов - с нагнетателем на высокой степени редукции.
Величина мощности для этих выходов должна быть не менее мощности, заявленной для режима установленной максимально продолжительной мощности.
(b) Дальнейшее испытание, состоящее в сумме из 10-минутной наработки в этапах, продолжительностью не менее 1 мин каждый, должно быть выполнено при заявленном максимальном превышении частоты вращения двигателя или при частоте вращения, превышающей на 5% заявленную максимальную частоту вращения двигателя, в зависимости от того, что больше. Мощность для этих испытаний должна быть не более чем 30% от установленной взлетной мощности.
Температура масла на входе не должна отличаться от заявленной максимальной температуры для взлетного режима на 30 °С. Это испытание может быть проведено на динамометре.
33.51F. Испытание с распылением воды
(a) Условия установки. На двигателе, соответствующим образом закапотированном или заэкранированном, чтобы полностью быть представительным для установленного двигателя, испытание с распылением воды должно быть проведено в течение трех периодов.
(b) Условия работы. Каждый период испытания должен содержать:
- запуск;
- прогрев:
- проверку зажигания:
- 5 мин работы на установленной взлетной мощности;
- 15 мин работы на установленной максимальной продолжительной мощности;
- 15 мин работы на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности;
- 25 мин на 60% установленной максимальной продолжительной мощности и 75% частоты вращения коленчатого вала на максимальной наиболее экономичной крейсерской мощности;
- проверку зажигания и приемистости.
Двигатели с двухскоростным нагнетателем должны работать при испытании с низкой степенью редукции.
(c) Условия между периодами испытания. Должен быть разрешен 24-часовой интервал после каждого периода испытания. Никакие регулировка или искусственное осушение не должны предприниматься с начала испытания и во время нерабочего состояния, двигатель должен быть полностью покрыт таким образом, который способствует проникновению влаги. При завершении третьего цикла испытания и стоянки двигатель должен быть подвергнут 5-минутной работе на установленной взлетной мощности без распыления воды.
(d) Условия распыления воды. Распыление должно быть устроено так, чтобы поставлять воду в виде, представительном для сильного дождя по всей фронтальной области двигателя, включая капот, воздухозаборник и так далее, но не обязательно законцовки лопастей воздушного винта, в течение всего времени работы. Расход воды R должен оцениваться из формулы:
R = 12,2 F л/мин,
где F - фронтальная площадь мотогондолы,
33.51G. Испытание по проверке системы зажигания
Двигатели с зажиганием от свечи:
(а) Если конструкция системы зажигания предусматривает резервирование, то должно быть установлено снижение мощности двигателя в результате потери резервирования. Должно быть проведено испытание с двигателем, работающим на установленной взлетной мощности в начале и в конце каждой части длительного испытания согласно 33.49.
(b) Ни в одном случае снижение мощности во время испытаний не должно превышать величину, заявленную в 33.37.
33.51Н. Испытание по проверке функционирования воздушного винта
(a) Если Заявитель обращается за одобрением двигателя для использования с воздушным винтом изменяемого шага, то значительная часть испытаний, предписанных в АП-35, должна быть выполнена или во время, или после завершения длительного испытания согласно 33.49 для демонстрации того, что комбинация двигателя с воздушным винтом будут удовлетворительно функционировать.
(b) Должно быть выполнено следующее испытание:
(1) Циклы изменения шага.
Применительно к двигателям, которые должны быть одобрены для использования воздушного винта изменяемого шага, 100 представительных циклов с изменением шага положительной тяги должны быть выполнены во всей области для шага и частоты вращения.
(2) 10 циклов флюгирования воздушного винта.
(3) 200 циклов с изменением отрицательного шага (большего из шагов для торможения или маневрирования), и с поддержанием максимальных заявленных условий двигателя в течение 1 мин во время каждого цикла. В этом случае периоды длительного испытания, охватывающие диапазон крейсерских условий, могут быть уменьшены в сумме до 3 ч.
(4) 1 цикл (маневренный) с изменением отрицательной тяги и поддержанием максимальных заявленных условий двигателя в течение 5 мин.
(c) Дополнительное испытание поршневых двигателей с реверсивными воздушными винтами:
(1) Когда запрашивается одобрение двигателя с реверсивными воздушными винтами, то соответствующие испытания согласно АП-35 должны быть выполнены на двигателях, конструкция которых является представительной для типовой конструкции.
(2) После завершения этих испытаний те детали двигателя, на которые может повлиять реверсивная тяга или реверсивный воздушный поток, должны быть сняты и исследованы; при этом должно быть показано, что на них нет недопустимых повреждений.
(d) Любые другие испытания, рассматриваемые как необходимые для демонстрации того, что комбинация воздушный винт - двигатель будет удовлетворительно функционировать.
33.53. Испытания компонентов и систем двигателя
(a) Компоненты и системы двигателя, которые не могут быть достаточным образом проверены при длительном и других испытаниях, предусмотренных требованиями настоящего раздела, по согласованию с Компетентным органом должны быть подвергнуты дополнительным испытаниям для установления способности надежного функционирования во всех ожидаемых условиях эксплуатации.
(b) Должны быть установлены температурные ограничения для каждого компонента, которому требуется наличие средств регулирования температуры в составе силовой установки воздушного судна для обеспечения удовлетворительного функционирования, надежности и долговечности.
33.55. Дефектация после разборки
После завершения длительного испытания:
(a) Двигатель должен быть полностью разобран.
(b) Каждый компонент, имеющий регулировочные элементы, и функциональные характеристики, которые могут быть выставлены независимо от установки на двигатель, должен сохранять положение регулируемых элементов и функциональные характеристики в пределах ограничений, которые были установлены и зарегистрированы в начале испытаний.
(c) Каждый компонент двигателя должен соответствовать типовой конструкции и быть пригодным к установке на двигатель для дальнейшей эксплуатации согласно информации, представленной в соответствии с 33.4.
33.57. Общие замечания к проведению комплекса испытаний
(a) При проведении комплекса испытаний Заявитель может использовать отдельные экземпляры двигателя идентичной конструкции для вибрационного, калибровочных, детонационного, длительного и эксплуатационного испытаний; однако если длительное испытание проводится на отдельном экземпляре двигателя, то перед началом длительного испытания двигатель должен подвергаться калибровочным испытаниям.
(b) Заявитель во время проведения комплекса испытаний может производить обслуживание и мелкие ремонты в соответствии с Руководствами по техническому обслуживанию и ремонту, представленными согласно 33.4.
Если частота потребных операций по обслуживанию или число остановок вследствие неисправности двигателя чрезмерны, а также если возникает необходимость крупного ремонта или замены деталей в процессе комплекса испытаний или при дефектации после разборки, то двигатель или его детали могут быть подвергнуты дополнительным испытаниям, которые Компетентный орган сочтет необходимыми.
(с) Заявитель должен обеспечить проведение комплекса испытаний, включая предоставление оборудования и квалифицированного персонала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.