Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 117-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Царьковой Н.В. и Гебель Т.A. о признании недействующими пунктов 5 и 8 приложения к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства г. Севастополя от 28 марта 2016 г. N 228-ПП, и возложении обязанности на Правительство Севастополя внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт
по апелляционной жалобе Царьковой Н.В. на решение Севастопольского городского суда от 27 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. N 228-ПП (далее - Постановление N 228-ПП) утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее - Порядок), с приложением в виде таблицы соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, категории земель (далее - Таблица).
Согласно положениям, закрепленным в Порядке, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя определение видов разрешенного использования земельного участка производится уполномоченным органом с учетом установленных в соответствии с земельным законодательством Украины видов использования земельного участка и видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор), в соответствии с Таблицей.
В частности, согласно пункту 5 Таблицы вид использования земельного участка, предусмотренный земельным законодательством Украины, "для ведения личного крестьянского хозяйства (для земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) (на земельных угодьях - пашня, многолетние насаждения)" соответствует виду разрешенного использования земельного участка по коду Классификатора 1.1 "растениеводство". Согласно пункту 8 Таблицы вид использования "для ведения личного крестьянского хозяйства (для земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) (на земельных угодьях - пастбища, сенокосы)" соответствует виду разрешенного использования по коду Классификатора 1.7 "животноводство".
Царькова Н.В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пунктов 5 и 8 приложения к Порядку (Таблицы) и возложении обязанности на Правительство Севастополя внести изменения в Порядок путем включения в указанные пункты Таблицы также вида разрешенного использования земельного участка по коду Классификатора 2.2 "для ведения личного подсобного хозяйства".
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка, относившегося в соответствии с земельным законодательством Украины к землям личного крестьянского хозяйства, на которых предусматривается возможность возведения жилых домов с целью ведения личного хозяйства. Установленные Классификатором виды разрешенного использования "растениеводство" и "животноводство" не допускают строительства на соответствующих земельных участках жилых домов. Таким образом, оспариваемые положения Постановления N 228-ПП в нарушение статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), статей 5, 6 и 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и пункта 5 Порядка предусматривают такое изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Царьковой Н.В., которое ведет к сокращению объема прав административного истца по сравнению с ранее применявшимся земельным законодательством Украины.
Гебель Т.А. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о том же предмете. Определением суда первой инстанции от 22 сентября 2016 г. административные дела по исковым заявлениям Царьковой Н.В. и Гебель Т.А. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Севастопольского городского суда от 27 сентября 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Царькова Н.В., ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств по делу, нарушения норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Прокуратурой города Севастополя поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу названного выше федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Статьей 13 названного закона предусмотрено, что до 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов и документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, к полномочиям которого относится осуществление управления в области земельных отношений. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства (часть 2 статьи 31 и часть 1 статьи 35 Устава города Севастополя, статьи 1, 8, 27 Закона города Севастополя "О Правительстве Севастополя" от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС). Постановление N 228-ПП размещено на официальном портале органов государственной власти Севастополя (sevastopol.gov.ru).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Постановление N 228-ПП в оспариваемой части не противоречит требованиям актов большей юридической силы и административными истцами не приведено доказательств нарушения их прав данным нормативным правовым актом.
Пунктом 5 Постановления N 228-ПП предусмотрено, что определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с прилагаемой таблицей не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее, а также учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Виды разрешенного использования земельного участка по кодам Классификатора 1.1 и 1.7 предусматривают осуществление на таких земельных участках хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (животноводство), что соответствует правовому режиму сельскохозяйственных угодий, занятых в том числе пашнями, сенокосами и пастбищами (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - также ЗК РФ). Таким образом, закрепленное в оспариваемых положениях соотношение видов разрешенного использования земельных участков, установленных в соответствии с законодательством Украины и согласно Классификатору, не противоречит актам большей юридической силы.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 228-ПП вид разрешенного использования определяется при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также на основании заявления правообладателя земельного участка.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции оспариваемый акт действует в редакции постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. N 895-ПП (далее - Постановление N 895-ПП), размещенного на официальном портале органов государственной власти г. Севастополя в день принятия и вступившего в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Согласно пункту 2 Постановления N 228-ПП в редакции Постановления N 895-ПП определение вида разрешенного использования земельного участка не является его изменением.
В силу части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым принято Постановление N 228-ПП, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Царькова Н.В. является собственником земельного участка, который поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства". Согласно плану земельного участка, являющемуся выкопировкой из плана застроенного квартала, выданному Государственным комитетом строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, названный земельный участок в части, не занятой жилым домом, используется под ведение огорода.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что оспариваемые положения препятствуют Царьковой Н.В. в регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, не подтвержден материалами дела. Документ, представленный Гебель Т.А. в материалы дела, в целях подтверждения права собственности на земельный участок, расположенный на территории города Севастополь, содержит сведения в отношении иного лица. Доказательств наличия правопреемства Гебель Т.А. в материалах дела отсутствуют. Таким образом, из административного искового заявления Гебель Т.А. не следует, что Постановлением N 228-ПП нарушаются либо иным образом затрагиваются ее права, свободы и законные интересы.
Пункт 1 статьи 83 ЗК РФ, ссылкой на который Царькова Н.В. обосновывает довод о возможности застройки принадлежащего ей земельного участка, не исключает нахождения в населенных пунктах земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых пашнями и многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемыми в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Ссылка, приведенная в апелляционной жалобе, на постановление Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N 378 не имеет правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку указанный нормативный правовой акт не регламентирует отношения по изменению вида разрешенного использования земельных участков на территории города Севастополя.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Севастопольского городского суда от 27 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Царьковой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 117-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был