Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-111
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению акционерного общества "Машиностроительное производственное объединение им. И. Румянцева"
о признании недействующим пункта 310 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, от 17 мая 2016 г. N 252-ПП, от 26 июля 2016 г. N 456-ПП),
по апелляционной жалобе Правительства Москвы
на решение Московского городского суда от 19 сентября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Чукарина В.В., представителя Правительства Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Машиностроительное производственное объединение им. И. Румянцева" (далее - АО "МПО им. И. Румянцева", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень) пункта 310 здания с кадастровым номером 77:09:0004020:1126, общей площадью 2 176 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Расковой, д. 34, стр. 1 (далее - здание).
В обоснование заявленного требования общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2016 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 19 сентября 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела, поскольку здание отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокуратурой г. Москвы и представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, прокуратуры Москвы, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП), опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., которое вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 700-ПП, где Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 г., опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы - http://www.mos.ru от 27 ноября 2015 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 1 декабря 2015 г. N 67.
В пункт 310 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции действующей с 1 января 2016 г. включено здание с кадастровым номером 77:09:0004020:1126, общей площадью 2 176 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Расковой, д. 34, стр. 1, принадлежащее на праве собственности АО "МПО им. И. Румянцева".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004020:70, предоставленном в аренду административному истцу, с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации существующих зданий и выпуска продукции оборонного и гражданского назначения".
Основанием для включения в Перечень на 2016 г., здания принадлежащего административному истцу, послужило его фактическое использование.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном включении объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Госинспекцией 4 сентября 2015 г. составлен акт фактического использования здания для целей налогообложения N 9078315. Здание осматривалось инспекторами визуально, в отсутствии доступа в его помещения. Согласно акту 100% площади здания используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исходя из фактического использования помещений здания (более 20% от его общей площади) под офисы и в соответствии с данными технического паспорта, оно включено в обжалуемый пункт Перечня.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что здание не отвечает признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий предусмотрено, что в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Сотрудники Госинспекции пришли к выводу о наличии в здании помещений для размещения офисов площадью 2 175,6 кв.м, на основании визуального осмотра и технической документации здания, в связи с чем все имеющиеся кабинеты отнесли к офисным помещениям, что подтверждается показаниями инспекторов. Приложенная к акту фототаблица содержит единственную фотографию с изображением фасада здания, на котором отсутствуют какие-либо вывески, реклама и указатели, свидетельствующие о размещении в нем офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания. Кроме того, фотография содержит изображение другого строения - 2, тогда как обследование проводилось строения - 1 здания, что подтверждено инспекторами.
В результате к общей площади "офисных" помещений отнесены кабинеты сотрудников, обеспечивающих функционирование всего производственного комплекса, что не позволяет отнести этот объект как используемый в целях делового, административного или коммерческого назначения, а так же в качестве офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд первой инстанции правомерно признал акт обследования от 4 сентября 2015 г. N 9078315 ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нем сведения не нашли своего подтверждения.
Акт фактического обследования от 2 июня 2016 г. N 9090244/ОФИ проведенный Госинспекцией подтверждает, что здание и его помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку 100% помещений здания используются под промышленные и производственные цели.
Довод административного ответчика об использовании здания в офисных целях и как торгового объекта в соответствии с представленными сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц об организациях, имеющих юридический адрес в принадлежащем заявителю здании подлежит отклонению, поскольку указанные документы не подтверждают фактического расположения организаций по данному адресу, а также использования более 20% здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт. Необходимых доказательств, административным ответчиком не представлено.
С учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "для дальнейшей эксплуатации существующих зданий и выпуска продукции оборонного и гражданского назначения", не предполагает размещение на нем офисных помещений административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, то вывод суда первой инстанции об отсутствии признаков налогообложения исходя из кадастровой стоимости является правильным.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия принимает во внимание, что заявитель являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2016 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что соответствует требованиям пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 19 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-111
Текст определения официально опубликован не был