Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-112
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению акционерного общества "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ"
о признании недействующим пунктов 5367 и 5368 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановлений от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 г. N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N 874-ПП), о признании недействующим пунктов 2185 и 3575 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (в редакции постановлений от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, от 17 мая 2016 г. N 252-ПП, от 26 июля 2016 г. N 456-ПП),
по апелляционной жалобе Правительства Москвы
на решение Московского городского суда от 19 сентября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Кусковой Е.А., представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ" (далее - АО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень) пунктов 5367 и 5368 (в редакции постановлений от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 г. N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N 874-ПП) и на 2016 год пунктов 2185 и 3575 (в редакции постановления от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.), двух зданий принадлежащих обществу на праве собственности.
В обоснование заявленных требований общество указало, что здания включены в названные пункты Перечней незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2015 и 2016 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 19 сентября 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела, поскольку здания отвечают критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокуратурой г. Москвы и представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители административного истца, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, прокуратуры г. Москвы, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 2 в ред. Закона г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 25).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 - го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП), опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http.www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., которое вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
В пункт 5367 и 5368 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП на 2015 год включены здания с кадастровыми номерами 77:10:0003008:1002 и 77:10:0003008:1003, находящиеся по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Конструктора Гуськова, дом 1, стр. 2 и стр. 5, принадлежащие на праве собственности АО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 700-ПП, где Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 г., опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы - http://www.mos.ru от 27 ноября 2015 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 1 декабря 2015 г. N 67.
В пункты 2185 и 3575 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции, действующей с 1 января 2016 г. включены эти же здания с кадастровыми номерами 77:10:0003008:1002 и 77:10:0003008:1003, принадлежащие обществу.
Основанием для включения в Перечень на 2015 и 2016 годы, зданий принадлежащих административному истцу, послужило их фактическое использование.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном включении объектов в Перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из материалов дела здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:10:0003008:4 площадью 58 155 кв.м, предоставленном в аренду административному истцу, с видом разрешенного использования "легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Госинспекцией 6 августа 2014 г. составлен акт фактического использования в отношении здания с кадастровым номером 77:10:0003008:1002 для целей налогообложения N 9102842, согласно которому 60,55% помещений здания составляет производственно-складская деятельность, 22,86% - офисная, 7,46% - складская, 6,89% - общественное питание и 2,24% составляет гаражная деятельность. В результате инспекторами сделан вывод о том, что здание фактически использует для размещения офисов.
В отношении здания с кадастровым номером 77:10:0003008:1003 Госинспекцией 1 октября 2015 г. составлен акт фактического использования объекта для целей налогообложения N 9102930, согласно которому здание на 39,67% используется для размещения офисов.
Здания осматривались инспекторами с допуском в их помещения.
28 марта 2016 г. сотрудниками Госинспекции проводились мероприятия по определению вида фактического использования зданий, в результате которых составлены акты N 9104269 и N 9104270, согласно которым в здании с кадастровым номером 77:10:0003008:1002 - 94,13% от общей площади используется для целей промышленности и производства, 2% используются для гаражей и автостоянок и 3,87% - для объектов общественного питания, а также в здании с кадастровым номером 77:10:0003008:1003 используется 100% его площади для целей промышленности и производства. Здания обследованы с доступом инспекторов в их помещения.
Исходя из фактического использования помещений зданий (более 20% от его общей площади) под офисы они включены в указанные пункты Перечня.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что здания не отвечают признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Актом проверки от августа 2014 года к общей площади "офисных" помещений отнесены кабинеты сотрудников, обеспечивающих функционирование всего производственного комплекса, что не позволяет отнести эти объекты как используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а так же в качестве офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Приложенные к актам фототаблицы также подтверждают использование помещений зданий в производственных целях всего комплекса в целом.
Кроме того, согласно материалам дела административный истец имеет бессрочную лицензию на разработку, производство, реализацию, ремонт и техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники, оформленную на основании решений Федеральной службы по оборонному заказу от 22 апреля 2011 г. и 5 апреля 2014 г. На предприятии предусматривается особый режим секретности, что исключает возможность размещения офисов для оказания услуг гражданам и организациям.
В 2005 году для целей производства вооружения и военной техники создано АО "НИИ Микроприборов им. Г.Я. Гуськова", в кадровый состав института вошли ученые и конструкторы завода. На основании договора аренды институту предоставлены площади завода для размещения сотрудников и необходимой производственной и опытно-конструкторской базы. Разработки института используются в производстве продукции, производимой административным истцом.
Таким образом, оснований полагать, что помещения зданий используются как офисы объектов делового, административного или коммерческого назначения у Судебной коллегии не имеется.
С учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания не предполагает размещение на нем офисных помещений административного или коммерческого назначения, а так же торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, то вывод суда первой инстанции об отсутствии признаков налогообложения предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является правильным.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия принимает во внимание, что заявитель являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2015 и 2016 году и оспариваемые его части имеют ограниченный срок действия (на 2015 и на 2016 год), в связи с чем признание отдельных положений нормативного акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что соответствует требованиям пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 19 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-112
Текст определения официально опубликован не был