Вопросы:
1. Согласно ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ) в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г, вступающей в силу с 1 января 2017 года, предприниматель или юридическое лицо получают от органа государственного надзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии следующих условий:
- во-первых, орган надзора без проведения проверки располагает данными о том, что обязательные требования будут нарушены или, возможно, уже нарушены. Такие данные могут поступить от любых источников, кроме анонимных жалоб (из СМИ, из заявлении и обращений граждан, организаций, органов власти), в том числе после проведенных самим органом мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым лицом;
- во-вторых, такое нарушение не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и не создало угрозу такого вреда, а также не привело к ЧС и угрозе ЧС;
- в-третьих, нарушитель ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.
Таким образом, в случае появления у надзорного органа информации, в том числе по итогам мероприятий по контролю, не требующим взаимодействия с организацией, о том, что имеются признаки нарушения обязательных требований организацией, которая уже ранее привлекалась к административной ответственности за неисполнение тех же обязательных требований, такой организации не может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Вправе ли антимонопольный орган провести в отношении такой организации внеплановую проверку (в рамках надзора за соблюдением законодательства о рекламе), если нарушения обязательных правил не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не создало непосредственную угрозу указанных последствий?
Какие меры должен принять надзорный орган по отношению к такой организации?
2. Согласно ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, в случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Просим пояснить, должны ли при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о рекламе должностные лица Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае принятия решения о проведении в отношении организации проверки в течение трех месяцев со дня составления упомянутого акта, выносить новый приказ о проведении плановой или внеплановой проверки?
Либо достаточно для этих целей "старого" приказа? Необходимо ли в таком случае знакомить проверяемое лицо с актом о невозможности проведения проверки в предыдущие сроки?
Ответ: ФАС России рассмотрел обращение о проведении проверок в сфере рекламы и сообщает.
1. По смыслу пункта 8 части 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основания для проведения проверок в рамках осуществления государственного надзора в сфере рекламы устанавливаются, в частности, Федеральным законом "О рекламе".
В силу пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Закона N 242-ФЗ) антимонопольный орган уполномочен организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели).
Указанной нормой установлен круг субъектов, в отношении которых антимонопольным органом могут проводиться проверочные мероприятия. В него включены органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также лица, выступающие рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (в соответствии со значением, установленным для этих понятий статьей 3 Федерального закона "О рекламе").
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 35.1 Федерального закона "О рекламе" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;
3) выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно новой редакции части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступившей в силу 1 января 2017 г., при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Таким образом, поскольку Федеральный закон "О рекламе" содержит самостоятельный перечень оснований для проведения внеплановой проверки, то положения части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не ограничиваю возможность проведения внеплановых проверок по основаниям, изложенным в части 4 статьи 35.1 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
При этом, в соответствии с пунктом 9 части 2 указанной статьи, в приказе указывается дата начала и окончание проверки.
Учитывая изложенное, при принятии решения о проведения новой проверки на основании того, что проведение проверки невозможно в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, требуется издание нового приказа о проведении проверки с указанием даты начала и окончания ее проведения.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены особенности проведения внеплановых проверок в сфере рекламы. Учтены новые нормы Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора).
При наличии у контролирующего органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, реализуемых без взаимодействия с юрлицами, ИП, либо содержащихся в обращениях и заявлениях, информации от органов госвласти, местного самоуправления, из СМИ в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций и если субъекты ранее не привлекались к ответственности за нарушение, орган контроля объявляют юрлицу, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения требований и уведомить об этом орган контроля.
Закон о рекламе содержит самостоятельный перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Вышеуказанная норма не ограничивает возможность проведения внеплановых проверок по данным основаниям.
При принятии решения о проведения новой проверки на основании того, что мероприятие невозможно в связи с отсутствием ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юрлица либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) субъекта, повлекшими невозможность проведения проверки, требуется издание нового приказа о проверке с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2017 г. N АК/10980/17 "О проведении проверок"
Текст письма официально опубликован не был