Направляю для сведения и использования в работе Концепцию оценки эффективности деятельности Федерального казначейства (далее - Концепция), одобренную решением Коллегии Федерального казначейства от 27 ноября 2013 г. N 28/2.
Дополнительно сообщаю, что Концепция размещена на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.roskazna.ru).
Приложение: на 33 л. в 1 экз.
|
Р.Е. Артюхин |
Концепция
оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
(одобрена решением Коллегии Федерального казначейства от 27 ноября 2013 г. N 28/2)
1. Общие положения
Настоящая Концепция оценки эффективности деятельности Федерального казначейства (далее - Концепция) устанавливает цели, задачи, описание и подходы к системе оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, а также ее совершенствованию.
Оценка эффективности деятельности Федерального казначейства представляет собой динамичный процесс мониторинга и анализа на постоянной основе всех уровней и направлений деятельности Федерального казначейства в целях формулирования выводов о состоянии и функционировании системы, с использованием количественных и качественных индикаторов.
Оценка эффективности деятельности Федерального казначейства гражданским обществом, клиентами, Министерством финансов Российской Федерации, самим Федеральным казначейством принципиально важна для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на повышение качества выполняемых государственных функций, эффективности использования бюджетных ресурсов и успешной реализации реформы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Оценка эффективности деятельности Федерального казначейства - это совокупность оценки результативности деятельности Федерального казначейства, оценки экономической и иной эффективности деятельности Федерального казначейства.
Объектами оценки настоящей Концепции являются:
- гражданские служащие, замещающие должности в центральном аппарате Федерального казначейства;
- отделы управлений центрального аппарата Федерального казначейства;
- территориальные органы Федерального казначейства;
- гражданские служащие, замещающие должности в территориальных органах Федерального казначейства;
- руководители территориальных органов Федерального казначейства;
- отделы территориальных органов Федерального казначейства.
1.1. Нормативно-правовые основания разработки Концепции
Концепция разработана в соответствии со следующими законодательными и нормативными правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями);
- Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" (с изменениями и дополнениями);
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013-2015 годах";
- Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014-2016 годах";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с изменениями и дополнениями);
- Основными направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 31 января 2013 года;
- Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 33н "Об утверждении Положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 67н "Об утверждении Типового положения об управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации";
- приказом Федерального казначейства от 23 марта 2010 г. N 63 "Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства" (с изменениями и дополнениями);
- приказом Федерального казначейства от 17 мая 2010 г. N 114 "Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства" (с изменениями и дополнениями);
- приказом Федерального казначейства от 20 июля 2011 г. N 302 "Об утверждении Плана Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов";
- приказом Федерального казначейства от 18 ноября 2011 г. N 548 "Об утверждении Порядка получения и обработки информации о внешней оценке деятельности центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства";
- приказом Федерального казначейства от 12 декабря 2011 г. N 595 "Об утверждении показателей оценки результативности деятельности Межрегионального операционного управления Федерального казначейства";
- приказом Федерального казначейства от 12 декабря 2011 г. N 596 "Об утверждении показателей оценки результативности деятельности управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации";
- приказом Федерального казначейства от 23 августа 2013 г. N 171 "О создании Рабочей группы по подготовке предложений по реализации мероприятия 12.4 "Развитие механизмов внутреннего контроля Федерального казначейства", направленного на решение стратегической задачи "Оптимизация функциональной деятельности Казначейства России" Стратегической карты Казначейства России на 2013-2017 годы";
- Стратегической задачей N 1 "Обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах Основных мероприятий на 2013 год по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2013-2017 годы;
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.2. Используемые понятия и сокращения
В целях настоящей Концепции применяются следующие понятия и термины:
результат деятельности - это итог выполнения задач и функций Федеральным казначейством, его территориальными органами, структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (территориальных органов Федерального казначейства), федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства (территориальных органах Федерального казначейства), в соответствии с положениями о Федеральном казначействе, его территориальных органах, структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства (территориальных органов Федерального казначейства) и должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства (территориальных органах Федерального казначейства), выраженный количественно или качественно;
оценка эффективности деятельности Федерального казначейства - совокупность оценки результативности деятельности Федерального казначейства, оценки экономической и иной эффективности деятельности Федерального казначейства;
результативность деятельности - степень достижения запланированных результатов деятельности;
экономическая эффективность деятельности - соотношение значений фактических и расчетно-нормативных показателей (в том числе стоимости) выполняемых Федеральным казначейством операций (функций) с использованием определенного объема ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);
показатели деятельности - показатели деятельности гражданского служащего, представляющие собой детализированные цели и задачи деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов, которые закреплены в должностном регламенте гражданского служащего;
Положение о Федеральном казначействе - Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (с изменениями и дополнениями);
оценка взаимодействия - оценка результативности взаимодействия управлений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства, управлений центрального аппарата Федерального казначейства друг с другом, отделов территориального органа Федерального казначейства друг с другом;
территориальные органы Федерального казначейства - управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства;
органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства;
структурные подразделения органов Федерального казначейства - управления центрального аппарата Федерального казначейства и отделы органов Федерального казначейства;
УВК(А)иОЭД - Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
гражданские служащие - федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах Федерального казначейства;
внешние пользователи - полномочные представители Президента Российской Федерации по федеральным округам Российской Федерации и высшие органы государственной власти (главы) субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, а также клиенты органов Федерального казначейства;
клиенты - участники, неучастники бюджетного процесса, которым в установленном порядке открыты лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, государственные, муниципальные и иные заказчики, не имеющие лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства;
оцениваемый период - интервал времени, по результатам работы в котором оценивается результативность, экономическая и/или иная эффективность деятельности;
горизонт планирования - срок, на который составляется план;
опрос - способ получения информации о внешней оценке с использованием ресурсов официального Интернет-сайта Федерального казначейства и Интернет сайтов территориальных органов Федерального казначейства;
запрос - способ получения информации о внешней оценке от полномочных представителей Президента Российской Федерации по федеральным округам Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований и главных распорядителей средств федерального бюджета;
анкетирование - способ получения информации, в которой используется заранее подготовленная анкета;
респондент - лицо, от которого получены сведения в ходе анкетирования или опроса;
ДРОНД - доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу.
1.3. Цели и задачи оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
1.3.1. Целями оценки эффективности деятельности Федерального казначейства являются:
- повышение эффективности исполнения возложенных на Федеральное казначейство задач и функций;
- оптимизация механизмов соотношения объемов выделяемых финансовых, материальных и трудовых ресурсов и выполняемых Федеральным казначейством задач и функций.
1.3.2. Основными задачами оценки эффективности деятельности Федерального казначейства являются:
- совершенствование системы планирования по целям и результатам деятельности Федерального казначейства;
- совершенствование механизмов внутреннего управления деятельностью Федерального казначейства путем внедрения технологий и процедур, обеспечивающих декомпозицию целей и задач Федерального казначейства до уровня подразделений и исполнителей, их закрепление за конкретными исполнителями (гражданским служащим, структурным подразделением, органом Федерального казначейства);
- автоматизация процессов постановки целей и оценки эффективности деятельности;
- совершенствование системы мотивации гражданских служащих, основанной на результатах их деятельности;
- формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности деятельности Федерального казначейства;
- совершенствование механизмов управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами для обеспечения эффективной деятельности Федерального казначейства.
2. Система планирования деятельности Федерального казначейства
Для достижения целевых значений показателей эффективности в Федеральном казначействе применяется соответствующая система планирования, которая включает в себя:
- систему целей Федерального казначейства и их взаимосвязь;
- систему планов Федерального казначейства и их взаимосвязь.
2.1. Система целей Федерального казначейства и их взаимосвязь
Цели Федерального казначейства определяются исходя из миссии Федерального казначейства.
Миссия Федерального казначейства - способствовать укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивать сохранность финансовых средств публично-правовых образований.
Полномочия Федерального казначейства устанавливаются статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном казначействе и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Цели Федерального казначейства формализованы в стратегической карте Федерального казначейства, ДРОНДе и государственной программе Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, созданный для достижения конкретных целей государственного управления, с утвержденной организационно-штатной структурой, наделяется соответствующими полномочиями.
Организационно-штатная структура Федерального казначейства представляет собой совокупность его органов, структурных подразделений и гражданских служащих.
Цели Федерального казначейства декомпозируются на уровень органов Федерального казначейства, в соответствии с Положением о Федеральном казначействе и таким образом, чтобы все цели Федерального казначейства безусловно достигались реализацией полномочий органов Федерального казначейства и не было непродуктивного их дублирования.
В свою очередь цели деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства должны оптимально распределяться между соответствующими гражданскими служащими этого подразделения.
2.2. Система планов Федерального казначейства и их взаимосвязь
В Федеральном казначействе используется стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Стратегический, тактический и оперативный планы отличаются уровнем решаемых в них проблем и горизонтами планирования:
в стратегическом плане, направленном на среднесрочную (до трех лет включительно) и долгосрочную (5 лет и более) перспективу, определяются ключевые направления развития;
в тактическом плане, направленном на среднесрочную (до трех лет включительно) перспективу, - мероприятия, программы, проекты;
в оперативном (ежегодном) плане - мероприятия, программы и проекты преобразуются в конкретные действия.
В связи с этим принятие стратегических решений и формирование политики развития Федерального казначейства лежат в зоне ответственности руководства Федерального казначейства. Формирование тактических планов - это уровень ответственности руководителей органов Федерального казначейства, оперативных планов - конкретных гражданских служащих.
Система планов Федерального казначейства в зависимости от горизонтов планирования включает в себя:
- государственные программы Российской Федерации с горизонтом планирования 8 лет, утверждаемые Правительством Российской Федерации, в реализации которых принимает участие Федеральное казначейство;
- стратегическая карта Федерального казначейства с горизонтом планирования 5 лет, утверждаемая руководителем Федерального казначейства;
- ДРОНД с горизонтом планирования 3 года, утверждаемый руководителем Федерального казначейства;
- план деятельности Федерального казначейства с горизонтом планирования 1 год, утверждаемый Министром финансов Российской Федерации;
- основные мероприятия по реализации стратегической карты Федерального казначейства с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые руководителем Федерального казначейства;
- планы реализации основных мероприятий стратегической карты Федерального казначейства с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые заместителями руководителя Федерального казначейства, курирующими соответствующие направления деятельности (начальниками управлений центрального аппарата Федерального казначейства для управлений в непосредственном подчинении);
- планы деятельности управлений центрального аппарата Федерального казначейства с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые заместителями руководителя Федерального казначейства, курирующими соответствующие направления деятельности (начальниками управлений центрального аппарата Федерального казначейства для управлений в непосредственном подчинении);
- планы деятельности территориальных органов Федерального казначейства с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые руководителями территориальных органов Федерального казначейства;
- планы деятельности отделов с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые начальниками управлений центрального аппарата Федерального казначейства и заместителями руководителей территориальных органов Федерального казначейства (руководителями территориальных органов Федерального казначейства для отделов в непосредственном подчинении);
- планы деятельности гражданских служащих с горизонтом планирования 1 год, утверждаемые начальниками отделов органов Федерального казначейства;
- иные планы деятельности Федерального казначейства.
Таким образом, создание единой системы стратегических, тактических и оперативных планов позволяет Федеральному казначейству, увязав миссию, цели, задачи и планы реализации, распределить их по уровням ответственности от системы Федерального казначейства в целом до конкретного гражданского служащего.
3. Система оценки результативности деятельности Федерального казначейства
Система оценки результативности деятельности Федерального казначейства включает в себя:
- оценку результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федерального казначейства;
- оценку результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства;
- оценку результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в территориальных органах Федерального казначейства;
- оценку результативности деятельности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
- оценку результативности деятельности отделов территориальных органов Федерального казначейства;
- оценку результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства;
- внешнюю оценку деятельности органов Федерального казначейства.
Повышение результативности деятельности Федерального казначейства является обязательным условием и инструментом повышения эффективности его деятельности.
3.1. Оценка результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федерального казначейства
3.1.1. Результатом деятельности гражданских служащих является итог их профессиональной служебной деятельности по выполнению должностных обязанностей, закрепленных в их должностных регламентах.
Результативностью деятельности гражданских служащих является степень достижения ими запланированных результатов при выполнении своих должностных обязанностей.
Текущая оценка результативности деятельности гражданских служащих представляет собой комплексную одномоментную оценку гражданских служащих по выполнению ими должностных обязанностей, закрепленных в их должностных регламентах.
Оценка результативности деятельности гражданских служащих осуществляется в соответствии с пунктом 5.2.2 настоящей Концепции.
3.1.2. Для определения результативности деятельности гражданского служащего используются показатели его деятельности, которые разрабатываются управлениями центрального аппарата Федерального казначейства самостоятельно для каждого гражданского служащего и утверждаются начальниками управлений центрального аппарата Федерального казначейства.
Показатели оценки результативности деятельности начальников управлений центрального аппарата Федерального казначейства разрабатываются начальниками управлений центрального аппарата Федерального казначейства совместно с курирующими их заместителями руководителя Федерального казначейства и утверждаются соответствующими заместителями руководителя Федерального казначейства (разрабатываются совместно с руководителем Федерального казначейства и утверждаются руководителем Федерального казначейства для управлений в непосредственном подчинении).
Показатели оценки результативности деятельности руководителей территориальных органов Федерального казначейства, а также руководителя Федерального казначейства, его заместителей, советника и помощника разрабатываются Федеральным казначейством.
Каждому показателю деятельности, в зависимости от его значимости, присваивается значение в процентах. Сумма значений всех показателей деятельности должна составлять 100 процентов.
3.1.3. Механизм определения и оценки результативности деятельности гражданского служащего включает в себя:
- оценку исполнения каждого по отдельности показателя деятельности, осуществляемую самим гражданским служащим с периодичностью один раз в месяц, оценка значений показателей деятельности проводится по системе "Да" - "Нет" или указывается оценка достижения значения показателя деятельности в процентах, равная или меньше значения данного показателя деятельности;
- определение общей оценки результативности деятельности гражданского служащего осуществляется гражданским служащим самостоятельно, исходя из значений выполненных показателей, по формуле N 1 (в случае применения системы "Да" - "Нет"):
Ообщ = 100% - O1 - О2 - ... - On {1},
где:
Ообщ - общая оценка результативности деятельности гражданского служащего;
O1, О2, ..., On - значения показателей деятельности с оценкой "Нет", в процентах;
n - количество показателей деятельности с оценкой "Нет";
или по формуле N 2 (в случае указания значения в процентах):
Ообщ = Op1 + Ор2 + ... + Opn {2},
где:
Ообщ - общая оценка результативности деятельности гражданского служащего;
Op1, Op2, ..., Орn - оценка достижения значений показателей деятельности, в процентах;
n - количество показателей деятельности.
- анализ результативности деятельности гражданского служащего осуществляется УВК(А)иОЭД путем сравнения значения 100% результата деятельности с общей оценкой результата деятельности гражданского служащего;
- формулировку вывода о результативности деятельности гражданского служащего (оценку деятельности).
Вывод о результативности деятельности гражданского служащего формируется руководителем Федерального казначейства (либо уполномоченными руководителем лицами) в соответствии с критериями, устанавливаемыми правовым актом Федерального казначейства.
3.1.4. Порядок определения и оценки результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федерального казначейства, устанавливается приказом Федерального казначейства.
3.2. Оценка результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства
3.2.1. Результатом деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства (далее - отделы) является итог их деятельности по исполнению полномочий, предусмотренных положениями об отделах.
Результаты выполнения отделами полномочий определяются и оцениваются с периодичностью один раз в квартал (оцениваемый период).
3.2.2. Для определения и оценки результативности деятельности отделов используются следующие показатели: полномочия отделов и задачи, направленные на их выполнение. Перечни полномочий и задач разрабатываются начальниками отделов, утверждаются начальниками соответствующих управлений центрального аппарата Федерального казначейства и согласовываются заместителями руководителя Федерального казначейства, координирующими и контролирующими деятельность соответствующих управлений центрального аппарата Федерального казначейства (руководителем Федерального казначейства для управлений в непосредственном подчинении).
3.2.3. Для определения результативности деятельности отделов используется индекс результативности.
Механизм определения и оценки результативности деятельности отделов включает в себя:
- определение начальниками отделов индекса результативности выполнения каждой по отдельности задачи, исходя из максимального значения оценки выполнения задачи равной 10 баллам с учетом количества нарушений по соответствующей задаче и применяемой к данному нарушению санкции, по формуле N 3:
Рi = 10 - Ci х Hi {3},
где:
Pi - индекс результативности выполнения соответствующей задачи (в случае, если при расчетах значение Pi получается отрицательным, то Pi считается равным нулю);
10 - максимальное значение индекса результативности выполнения соответствующей задачи;
Ci - санкции за нарушение, допущенное при выполнении задачи, или невыполнение задачи;
Hi - количество нарушений, допущенных при выполнении соответствующей задачи (в случае, если в отчетном периоде выполнение задачи не требовалось, то Hi считается равным нулю).
- определение начальниками отделов индекса результативности деятельности отдела как средней величины индексов результативности выполнения каждой по отдельности задачи, по формуле N 4:
Р = (Р1 + Р2 + ... + Рn) / n {4},
где:
Р - индекс результативности деятельности отдела;
Pi - индекс результативности выполнения соответствующей задачи;
n - количество задач.
- анализ результативности деятельности отделов осуществляется УВК(А)иОЭД путем сравнения индекса результативности деятельности отделов с критерием результативности деятельности отделов равным 10 баллам;
- формулировку вывода о результативности деятельности отделов.
Вывод о результативности деятельности отделов формируется руководителем Федерального казначейства (либо уполномоченными руководителем лицами) в соответствии с критериями, устанавливаемыми правовым актом Федерального казначейства.
3.2.4. Порядок определения и оценки результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства устанавливается приказом Федерального казначейства.
3.3. Оценка результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства
3.3.1. Результатом деятельности территориальных органов Федерального казначейства является итог их деятельности по исполнению полномочий, предусмотренных положениями о территориальных органах Федерального казначейства.
3.3.2. Для определения и оценки результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства используются показатели, исходя из целей и задач их деятельности.
Перечень показателей разрабатывается структурными подразделениями Федерального казначейства и утверждается руководителем Федерального казначейства.
Показатели оценки результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства формируются Федеральным казначейством, исходя из показателей, отражающих основные направления функциональной деятельности.
Оценка результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства осуществляется самим территориальным органом Федерального казначейства по результатам проверок и на основании баз данных соответствующих прикладных программных продуктов.
3.3.3. Индекс результативности.
По результатам проверок (проведенных сплошным или выборочным методом) и на основании баз данных соответствующих прикладных программных продуктов территориальные органы Федерального казначейства самостоятельно определяют:
- индекс результативности каждой по отдельности задачи (по формуле N 5):
Pi = 10 - Ci {5},
где:
Pi - индекс результативности выполнения соответствующего показателя;
10 - максимальное значение индекса результативности;
Ci - санкция за нарушение или невыполнение показателя*.
- индекс результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства в целом (по формуле N 6):
P = Pi + Pi + Pi + ... / i {6},
где:
Р - индекс результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства;
Pi - индекс результативности выполнения соответствующего показателя;
i - количество показателей.
3.3.4. Порядок оценки результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства устанавливается соответствующими приказами Федерального казначейства.
3.3.5. Итоги оценки результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства по решению руководителя Федерального казначейства могут быть использованы для составления рейтингов территориальных органов Федерального казначейства.
3.4. Оценка результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в территориальных органах Федерального казначейства
Оценка результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в территориальных органах Федерального казначейства до заместителя руководителя территориального органа Федерального казначейства включительно, осуществляется по аналогии с оценкой результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федерального казначейства, приведенной в подразделе 3.1 настоящей Концепции.
Порядок определения и оценки результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в территориальных органах Федерального казначейства до заместителя руководителя территориального органа Федерального казначейства включительно, устанавливается приказом соответствующего территориального органа Федерального казначейства.
3.5. Оценка результативности деятельности руководителей территориальных органов Федерального казначейства
Особенностями оценки результативности деятельности руководителей территориальных органов Федерального казначейства являются:
- механизм разработки и утверждения показателей оценки Федеральным казначейством;
- включение в показатели оценки набора индикаторов, единых для всех руководителей территориальных органов Федерального казначейства, а также дополнительных индикаторов, индивидуально устанавливаемых по решению руководителя Федерального казначейства в целях решения особо важных задач соответствующего территориального органа Федерального казначейства.
Порядок определения и оценки результативности деятельности руководителей территориальных органов Федерального казначейства устанавливается приказом Федерального казначейства.
3.6. Оценка результативности деятельности отделов территориальных органов Федерального казначейства
Оценка результативности деятельности отделов территориальных органов Федерального казначейства осуществляется по аналогии с оценкой результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства, приведенной в подразделе 3.2 настоящей Концепции.
Порядок определения и оценки результативности деятельности отделов территориальных органов Федерального казначейства устанавливается приказом соответствующего территориального органа Федерального казначейства.
3.7. Внешняя оценка деятельности органов Федерального казначейства
3.7.1. Внешняя оценка деятельности органов Федерального казначейства (далее - внешняя оценка) предназначена для получения информации о качестве выполнения Федеральным казначейством и его территориальными органами возложенных на них функций (далее - Информация).
3.7.2. Внешняя оценка призвана способствовать повышению прозрачности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов.
Результаты анализа внешней оценки по решению руководителя Федерального казначейства могут быть использованы для составления рейтингов территориальных органов Федерального казначейства.
3.7.3. Внешняя оценка деятельности органов Федерального казначейства осуществляется по результатам проведенных опросов, анкетирования и полученных ответов на запросы.
Перечень вопросов, включаемых в форму анкеты, утверждается руководителем Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства).
Видами внешней оценки являются:
проведение опросов - осуществляется для получения Информации от посетителей сайтов Федерального казначейства и его территориальных органов с соблюдением принципов добровольности и возможности соблюдения анонимности, на срочной или постоянной основе;
проведение анкетирования внешних респондентов - осуществляется для получения Информации от внешних респондентов во время рабочих встреч и совещаний по инициативе Федерального казначейства и/или его территориальных органов;
направление запросов - осуществляется путем направления Федеральным казначейством запросов 1 раз в год в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации по федеральным округам Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета по форме, утверждаемой руководителем Федерального казначейства;
проведение анкетирования в целях оценки взаимодействия - осуществляется для получения Информации о качестве взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства с его территориальными органами с соблюдением принципов объективности, обоснованности и гласности. Анкетирование проводится 1 раз в год во время расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства по форме, утверждаемой руководителем Федерального казначейства.
3.7.4. Результаты внешней оценки рассматриваются на заседаниях Контрольного Совета Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) для выработки предложений по принятию соответствующих управленческих решений и направляются на рассмотрение руководителю Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства). Результаты внешней оценки размещаются на сайте Федерального казначейства (территориальных органов Федерального казначейства).
3.7.5. Порядок внешней оценки деятельности центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства устанавливается приказом Федерального казначейства.
4. Система оценки эффективности деятельности Федерального казначейства для информирования внешних пользователей и руководства Федерального казначейства
Эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования внешних пользователей и руководства Федерального казначейства классифицируется по признаку пользователя информации, в соответствии с которым эффективность подразделяется на:
- эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования общества и граждан;
- эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования вышестоящих федеральных государственных органов исполнительной власти;
- эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования руководства Федерального казначейства.
4.1. Эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования общества и граждан
Под эффективностью деятельности Федерального казначейства для информирования общества и граждан следует понимать соотношение денежного выражения общественно значимых результатов его деятельности (обобщающих итогов выполнения государственных функций) и стоимости ресурсов на его содержание.
Показателем эффективности деятельности Федерального казначейства для информирования граждан и общества является относительная величина, называемая "Индекс эффективности деятельности Федерального казначейства для информирования общества и граждан" (Эог) и определяемая по формуле N 7:
Эог = Роз / З {7},
где:
Роз - общественно значимые результаты деятельности Федерального казначейства, в млн рублей;
З - затраты на содержание Федерального казначейства, в млн рублей.
Общественно значимый результат деятельности Федерального казначейства следует рассматривать как обобщающий итог реализации государственной функции в стоимостном выражении, показывающий полезность деятельности Федерального казначейства для общества и государства. Под результативностью деятельности Федерального казначейства следует понимать степень достижения им запланированных результатов.
Принимая во внимание тот факт, что федеральные государственные органы исполнительной власти, как правило, выполняют достаточно широкий спектр функций, необходимо установить критерии, которые позволяли бы из всего перечня итогов выполнения функций выбрать такие результаты, которые являлись бы общественно значимыми.
Такими критериями являются: объективность, измеримость, информационность.
Под критерием "объективность" нужно понимать то, что общественно значимый результат деятельности Федерального казначейства реально существует.
Критерий "измеримость" означает практическую возможность определения размера общественно значимого результата в стоимостном выражении.
В качестве критерия "информационность" следует рассматривать возможность использования общественно значимого результата для информирования общества и власти о важности итогов деятельности Федерального казначейства.
Последовательное применение этих критериев при оценке итогов выполнения Федеральным казначейством государственных функций позволяет определить перечень общественно значимых результатов. На первом этапе с помощью критерия "объективность" устанавливаются реально существующие результаты деятельности Федерального казначейства. Применение следующего критерия - "измеримость", дает возможность из реально существующих результатов деятельности Федерального казначейства выбрать те, которые могут быть определены в стоимостном выражении. На заключительном этапе оценки эффективности деятельности Федерального казначейства использование критерия "информационность" позволяет из числа результатов, имеющих стоимостную оценку, выбрать наиболее репрезентативные для органов власти и внешних пользователей значения функционирования Федерального казначейства.
Результат деятельности Федерального казначейства определяется по формуле N 8:
Роз = Рп + Рв + Рл + Рк + Рю {8},
где:
Роз - общественно значимые результаты деятельности Федерального казначейства, в млн рублей;
Рп - объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, распределенных и учтенных Федеральным казначейством, а также объем поступлений обслуживаемым органами Федерального казначейства неучастникам бюджетного процесса;
Pв - объем кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, произведенных и учтенных Федеральным казначейством, а также объем кассовых выплат обслуживаемых органами Федерального казначейства неучастников бюджетного процесса;
Рл - сумма денежных средств, поступивших (или привлеченных) в доход федерального бюджета в рамках управления ликвидностью единого казначейского счета;
Рк - сумма денежных средств, сохраненных Федеральным казначейством в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в ходе предварительного финансового контроля от необоснованного и нецелевого использования;
Рю - сумма денежных средств, сохраненных Федеральным казначейством в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в результате правовой работы.
Индекс эффективности деятельности для информирования общества и граждан также может быть рассчитан применительно к отдельному территориальному органу Федерального казначейства.
4.2. Эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования вышестоящих федеральных государственных органов исполнительной власти
Эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования вышестоящих федеральных органов исполнительной власти в целом складывается из эффективности достигнутого результата и из величины сэкономленных при проведении данного мероприятия средств.
Для оценки эффективности деятельности Федерального казначейства в целях информирования вышестоящих федеральных государственных органов исполнительной власти используется индекс эффективности (Эво), который определяется по формуле N 9:
Эво = Эво1 + Эво2 + Эво3 + ... Эвоn / n {9},
где:
n - количество мероприятий плана;
Эво1; Эво2; Эво3; Эвоn - индексы эффективности выполнения соответствующих мероприятий планов деятельности Федерального казначейства, которые определяются по формуле N 10:
Эвоi = Фэi / Пэi х 100% {10},
где:
Фэi - фактическое значение выполнения соответствующего мероприятия Плана;
Пэi - плановый целевой показатель выполнения соответствующего мероприятия Плана.
Кроме этого, необходимо определение и абсолютного значения эффективности реализации мероприятий (Фэк) путем суммирования фактически сэкономленных в результате их реализации бюджетных средств, по формуле N 11:
Фэк = Фэк1 + Фэк2 + Фэк3 + ... Фэкn {11},
где:
Фэк1; Фэк2; Фэк3; Фэкn - фактически сэкономленные в результате выполнения соответствующего мероприятия бюджетные средства, в млн рублей.
4.3. Эффективность деятельности Федерального казначейства для информирования руководства Федерального казначейства
Для оценки эффективности деятельности Федерального казначейства в целях информирования руководства Федерального казначейства используются три аналитических индикатора:
- "Индекс себестоимости выполнения государственных функций";
- "Индекс трудоемкости выполнения государственных функций";
- "Индекс качества выполнения государственных функций".
4.3.1. Себестоимость выполнения государственных функций представляет собой стоимостную цену ресурсов (материальных, финансовых, человеческих), используемых Федеральным казначейством на выполнение государственных функций. Себестоимость включает в себя следующие издержки, в денежном выражении: материальные затраты; амортизацию основных средств; заработную плату гражданских служащих и младшего обслуживающего персонала; иные расходы, непосредственно связанные с выполнением государственных функций.
Для принятия аргументированных управленческих решений по сбалансированному распределению бюджетных ассигнований, кроме использования абсолютного показателя себестоимости, необходимо применение и относительного показателя - "Индекс себестоимости выполнения государственных функций".
"Индекс себестоимости выполнения государственных функций" (Иc) представляет собой относительную величину, характеризующую отклонения фактических издержек от плановых заданий, и определяется по формуле N 12:
Ис = Сп / Сф х 100% {12},
где:
Сп - плановая себестоимость выполнения государственных функций, в млн рублей;
Сф - фактическая себестоимость выполнения государственных функций, в млн рублей.
Если значение "Индекса себестоимости выполнения государственных функций" равно 100% и более, то можно сделать вывод об эффективном функционировании Федерального казначейства.
Себестоимость выполнения государственных функций (Сф) за отчетный период определяется по формуле N 13:
Сф = З / Кф {13},
где:
З - затраты на выполнение государственных функций в рассчитываемом периоде, в млн рублей;
Кф - фактическое количество выполненных государственных функций в рассчитываемом периоде.
Затраты на выполнение государственных функций в рассчитываемом периоде представляют собой сумму выделенных на содержание Федерального казначейства бюджетных ассигнований, затрачиваемых им на выполнение функций, в определяемом периоде. В зависимости от целей управления в Федеральном казначействе затраты могут классифицироваться на: прямые и косвенные, текущие и капитальные, в разрезе показателей бюджетной классификации и т.д.
Для определения фактического количества выполненных государственных функций в рассчитываемом периоде необходимо определить, что является единицей измерения функции.
Для Федерального казначейства функция может быть декомпозирована на операции, таким образом, за единицу измерения функции может быть принята отдельная операция. Для сбора и обобщения информации о фактическом выполнении функций (операций) необходимо использовать прикладное программное обеспечение "Система поддержки технологического обеспечения".
4.3.2. Следующим показателем, характеризующим экономическую составляющую деятельности Федерального казначейства, является "Индекс трудоемкости выполнения государственных функций".
С учетом особенностей функционирования Федерального казначейства можно дать следующее определение трудоемкости выполнения государственных функций.
Трудоемкость выполнения государственных функций - это количество служебного времени, затрачиваемого гражданскими служащими на выполнение одной государственной функции.
"Индекс трудоемкости выполнения государственных функций" (Ит) представляет собой относительную величину, показывающую соотношение плановой (нормативной) и фактической трудоемкости на реализацию функций, и определяется по формуле N 14:
Ит = Тп / Тф х 100% {14},
где:
Тп - плановая (нормативная) трудоемкость выполнения государственных функций, в часах;
Тф - фактическая трудоемкость выполнения государственных функций, в часах.
В случае, если значение показателя "Индекс трудоемкости выполнения государственных функций" составляет 100% и более, то это свидетельствует об эффективном функционировании Федерального казначейства.
4.3.3. При определении эффективности деятельности Федерального казначейства, анализируя себестоимость и трудоемкость, необходимо ориентироваться на качество выполняемых функций.
Показателем, позволяющим решить данную задачу, в рамках рассматриваемого подхода, является "Индекс качества выполнения государственных функций".
Качество выполнения государственных функций - это совокупность свойств, критериев и особенностей выполнения государственных функций, позволяющих удовлетворять потребности и запросы юридических и физических лиц, соответствовать своему предназначению, условиям и требованиям стандартов выполнения государственных функций.
"Индекс качества выполнения государственных функций" (Ик) показывает отношение планового (стандартного) уровня качества выполняемых функций и фактического уровня реализации. Индекс определяется по формуле N 15:
Ик = Кф / Кп х 100% {15},
где:
Кф - фактический уровень качества выполнения государственных функций;
Кп - плановый (стандартный) уровень качества выполнения государственных функций.
В случае, если значение показателя "Индекс качества выполнения государственных функций" составляет 100% и более, то это свидетельствует о качественной работе Федерального казначейства.
Определение значений индексов, представленных выше, целесообразно осуществлять не реже одного раза в квартал.
Вышеуказанные индексы эффективности деятельности для информирования руководства Федерального казначейства также могут быть рассчитаны применительно к отдельному территориальному органу Федерального казначейства на ежеквартальной основе.
5. Организация оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Организация оценки эффективности деятельности Федерального казначейства осуществляется в три этапа:
- на первом этапе проводится организационная работа по созданию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
- на втором этапе проводится организационная работа по применению и развитию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
- на третьем этапе осуществляется применение итогов оценки эффективности деятельности Федерального казначейства для принятия управленческих решений.
5.1. Организационное обеспечение работ по созданию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Работа по созданию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства проводится рабочей группой, создаваемой на основании приказа Федерального казначейства, которым определяются председатель, заместитель председателя, секретарь и персональный состав из числа гражданских служащих. Председатель рабочей группы осуществляет организацию и руководство деятельностью рабочей группы.
Рабочей группой разрабатывается план мероприятий, а также сроки и формы представления итоговых документов руководителю Федерального казначейства.
Рабочая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом, путем изучения представляемых документов каждым ее участником и выработки единого решения на заседаниях рабочей группы, собираемых по решению председателя. Решения, принятые на заседаниях рабочей группы, оформляются протоколами.
Рабочая группа готовит предложения по созданию и развитию механизмов оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, по разработке и применению показателей общественно значимых результатов деятельности Федерального казначейства. При этом общее организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет УВК(А)иОЭД.
Результатом деятельности рабочей группы является разработка проектов порядков по оценке эффективности деятельности Федерального казначейства, моральному и материальному стимулированию гражданских служащих по результатам их деятельности (далее - Порядки) для рассмотрения и утверждения руководителем Федерального казначейства.
Территориальные органы Федерального казначейства разрабатывают аналогичные Порядки в соответствии с указаниями Федерального казначейства.
5.2. Организационное обеспечение работ по применению и развитию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
5.2.1. Применение и развитие системы оценки эффективности деятельности предоставляют возможность для объективного и систематического сбора данных о результатах деятельности Федерального казначейства, его структурных подразделений, гражданских служащих и способствуют более успешному планированию деятельности и стимулированию гражданских служащих.
Организационная работа по применению системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства осуществляется в соответствии с утвержденными Порядками, как в центральном аппарате Федерального казначейства, так и в территориальных органах Федерального казначейства. При этом общая координация работ по применению системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства на уровне центрального аппарата Федерального казначейства возлагается на УВК(А)иОЭД, на уровне территориальных органов Федерального казначейства - на образованные в их составе отделы внутреннего контроля и аудита.
5.2.2. Организационное обеспечение работ по применению оценки результативности деятельности гражданских служащих.
В организационной работе по применению системы оценки результативности деятельности принимают участие все категории гражданских служащих, в части определения показателей их деятельности, исходя из должностных регламентов.
Показатели общей самостоятельной оценки результативности деятельности гражданского служащего, осуществляемой на ежемесячной основе, согласовываются начальником структурного подразделения органа Федерального казначейства, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, с последующим утверждением указанных показателей руководителем Федерального казначейства (либо уполномоченными руководителем лицами).
Вывод о результативности деятельности гражданского служащего формулируется руководителем Федерального казначейства (уполномоченными руководителем лицами) в соответствии с критериями, устанавливаемыми правовым актом Федерального казначейства.
5.2.3. Организационное обеспечение работ по применению оценки результативности деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства.
Показатели оценки результативности деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства определяются начальником структурного подразделения, исходя из функций, выполняемых структурным подразделением, и утверждаются руководителем (уполномоченными руководителем лицами) органа Федерального казначейства.
Оценка результативности деятельности структурного подразделения органа Федерального казначейства осуществляется ежеквартально начальником структурного подразделения и утверждается руководителем (уполномоченными руководителем лицами) органа Федерального казначейства.
5.2.4. Организационное обеспечение работ по применению оценки результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства.
Анализ оценки территориальными органами Федерального казначейства результативности своей деятельности осуществляется УВК(А)иОЭД путем сравнения индекса результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства с критерием результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства, равным 10 баллам.
Оценка результативности деятельности территориального органа Федерального казначейства направляется для подтверждения оценки в Федеральное казначейство.
Вывод о результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства формулируется руководителем Федерального казначейства (уполномоченными руководителем лицами) в соответствии с критериями, устанавливаемыми правовым актом Федерального казначейства.
Территориальные органы Федерального казначейства в течение финансового года ведут учет нарушений и отклонений по показателям.
5.2.5. Организационное обеспечение работ по применению оценки эффективности деятельности Федерального казначейства.
Оценка эффективности деятельности Федерального казначейства в целом и в разрезе территориальных органов направляется на рассмотрение руководителю Федерального казначейства.
5.3. Применение итогов оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
5.3.1. Использование системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства в плане управления процессами и человеческими ресурсами создает возможность для улучшения системы планирования и распределения обязанностей, повышения эффективности использования ресурсов, разработки механизмов регулярного отслеживания результатов и своевременной корректировки процесса достижения результата, мотивации гражданских служащих, как за счет определения его роли в выполнении задач структурного подразделения органа Федерального казначейства, так и посредством объективной системы поощрения.
Кроме того, регулярная оценка результативности деятельности гражданских служащих обеспечивает руководство соответствующей информацией о работе конкретного гражданского служащего, создает статистику результатов его работы и позволяет осуществлять моральное и материальное стимулирование на объективной платформе, что является для гражданского служащего побудительным мотивом к более результативной деятельности.
5.3.2. Итоги оценки результативности деятельности Федерального казначейства используются при создании системы моральной и материальной мотивации гражданских служащих.
При признании деятельности гражданского служащего, структурного подразделения или территориального органа Федерального казначейства "результативной", в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, руководителем Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) принимается решение о моральной и материальной мотивации в установленном порядке.
5.3.3. На основании итогов оценки эффективности деятельности Федерального казначейства руководителем Федерального казначейства может быть принято управленческое решение в части перераспределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов и функций в системе Федерального казначейства.
Руководителем территориального органа Федерального казначейства может быть принято решение по перераспределению и оптимизации использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов территориального органа Федерального казначейства.
Комплексное применение в органах Федерального казначейства системы оценки эффективности деятельности позволит мобильно реагировать на динамично изменяющиеся внешние финансово-экономические условия и повысить качество функционирования всей казначейской системы Российской Федерации.
6. Перспективы развития системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Перспективными направлениями развития системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства являются:
- автоматизация процесса сбора и обработки (обобщения) информации, позволяющая обеспечить минимально возможный промежуток времени между получением информации и принятием управленческого решения;
- применение механизмов внутреннего контроля и аудита в процессе оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
- применение системы мотивации гражданских служащих.
6.1. Ожидаемые результаты внедрения системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Главными результатами оценки эффективности деятельности Федерального казначейства должны стать:
- повышение качества выполнения возложенных на Федеральное казначейство задач и функций за счет принятия управленческих решений на основе данных системы мониторинга результатов деятельности;
- повышение эффективности деятельности Федерального казначейства за счет оптимального распределения и рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Результат внедрения системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства предполагает сбалансированность:
- целей деятельности Федерального казначейства и целей деятельности его территориальных органов, их структурных подразделений и гражданских служащих;
- результатов деятельности Федерального казначейства и результатов деятельности его территориальных органов, их структурных подразделений и гражданских служащих;
- результатов деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и выделяемых им ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);
- моральной и материальной мотивации гражданских служащих с результатами их деятельности.
6.2. Подходы к совершенствованию и развитию системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Совершенствование и развитие системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства должно осуществляться:
- на постоянной основе;
- с применением прикладного программного обеспечения;
- с проведением анализа показателей, применяемых для оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
- с внедрением инструментов осуществления внутреннего контроля и аудита оценки эффективности деятельности Федерального казначейства.
Максимальная автоматизация всех процедур сбора исходных данных, их обработки и определения результатов в рамках используемого Федеральным казначейством прикладного программного обеспечения позволит повысить оперативность, обеспечить достоверность и объективность итогов оценки эффективности деятельности Федерального казначейства и, соответственно, обоснованность принятия последующих управленческих решений.
7. Заключительные и переходные положения
Настоящая Концепция вступает в силу после ее одобрения Коллегией Федерального казначейства.
Дополнения в настоящую Концепцию вносятся по мере необходимости на основании предложений органов Федерального казначейства и их структурных подразделений.
Порядки, разрабатываемые в целях реализации настоящей Концепции, утверждаются приказами Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства).
______________________________
* Если больше 10, то соответствующий индекс результативности равен 0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.