Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-5/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности осуществления от имени Российской Федерации прав акционера организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых находятся в федеральной собственности, в том числе функций по приватизации и управлению интегрированными структурами", в том числе на объекте Росимущество, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Отмечается неполное достижение в проверяемом периоде плановых значений показателей NN 8, 10, 12 подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" Государственной программы "Управление федеральным имуществом", характеризующих деятельность Росимущества по управлению акциями, в том числе по ежегодному сокращению количества акционерных обществ с государственным участием в 2014 году, сокращению доли государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием в 2014-2015 годах.
Сокращение количества акционерных обществ с государственным участием в 2013-2015 годах в значительной мере (на 38%) обеспечено за счет сокращения числа акционерных обществ по причине их ликвидации, в том числе в результате несостоятельности (банкротства).
2. Росимуществом не обеспечена полнота и достоверность сведений о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, представляемых Росимуществом в Счетную палату Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413.
Путем выборочной проверки установлены следующие искажения отчетности Росимущества на 31 декабря 2014 года и на 1 октября 2015 года: показатели чистой прибыли обществ по итогам деятельности в 2013 году занижены на 631 675,0 тыс. рублей, в 2014 году - на 478 374,0 тыс. рублей, дивиденды обществ занижены за 2013 год на 309 663,5 тыс. рублей, за 2014 год - на 19 040,2 тыс. рублей, что вызвано как отсутствием данных по ряду организаций, так и указанием показателей в неверных единицах измерения. Перечень соответствующих организаций приведен в приложении N 1 к настоящему представлению.
3. Росимуществом не обеспечено выполнение требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности", согласно которому чистая прибыль, не распределенная на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, должна направляться на выплату дивидендов. В частности, в отсутствие достаточных оснований осталась нераспределенной прибыль акционерных обществ в сумме 7 469 480,0 тыс. рублей (212 283,1 тыс. рублей в 2014 году, 7 257 196,9 тыс. рублей в 2015 году). Перечень соответствующих организаций приведен в приложении N 2 к настоящему представлению.
4. Решение вопроса о стандартах бухгалтерской отчетности, применяющихся акционерными обществами в целях определения размера дивидендов, остается на усмотрение органов управления акционерных обществ, с учетом отсутствия соответствующих требований в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности", что может привести к снижению доходов Российской Федерации в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.
5. Просроченная задолженность по перечислению дивидендов в бюджет, образовавшаяся в период до 2014 года, в сумме 397 198,2 тыс. рублей, свидетельствует об отсутствии надлежащим образом организованной в Росимуществе претензионной работы по ее истребованию.
6. Задачи, поставленные в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не реализованы в значительном количестве акционерных обществ. К примеру, в 2013 году даны поручения, предусматривающие утверждение стратегии развития госкомпаний, долгосрочной программы развития, системы ключевых показателей эффективности*, при этом к настоящему моменту их разработало не более четверти акционерных обществ с долей Российской Федерации в уставном капитале, превышающей 50%.
7. Установлены нарушения сроков проведения годовых общих собраний акционеров акционерных обществ (далее - ГОСА), установленных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), а именно, не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года, в 54 случаях (в 30 обществах в 2014 году, в 24 обществах в 2015 году), в том числе в 27 случаях (50%) - в отношении акционерных обществ со 100% долей участия Российской Федерации.
8. При формальном соблюдении требования пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 54 Федерального закона N 208-ФЗ о содержании повестки ГОСА решения по значительному количеству вопросов фактически не принимаются.
В течение двух последних лет годовые общие собрания акционеров более четырехста обществ не принимали положительное решение по вопросу о распределении чистой прибыли, что в большинстве случаев было связано с неутверждением годового отчета либо годовой бухгалтерской отчетности обществ. Проведение внеочередных общих собраний акционеров по соответствующим вопросам инициируется в единичных случаях.
Отмечаются случаи принятия положительных решений о распределении прибыли при одновременном неутверждении указанных отчетных документов (либо одного из них), что позволяет считать такие решения недостаточно обоснованными. Установлено по 23 случая на ГОСА в 2014 и 2015 годах.
9. В нарушение требований пункта 4 статьи 42 Федерального закона N 208-ФЗ годовыми общими собраниями акционеров 4 акционерных обществ ("Дорожное эксплуатационное предприятие N 96", "Гостиница "Шахтер", "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации", "Румянцевское") в 2015 году приняты решения о суммах дивидендов, превышающих размер дивидендов, рекомендованный советом директоров. Общая сумма нарушений составила 10 562,2 тыс. рублей.
10. Установлены случаи принятия необоснованных решений о выплате вознаграждений членам органов управления и контроля обществ. Объем средств, направленных в 2015 году ОАО "Дальморнефтегеофизика" на выплату вознаграждений совету директоров (4 219,3 тыс. рублей), более чем в 10 раз превышал размер чистой прибыли общества (405,5 тыс. рублей), которая значительно снизилась по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Также отмечаются случаи необоснованного резервирования части чистой прибыли акционерных обществ по причине отсутствия положений о порядке выплаты вознаграждений органам управления обществ (распоряжения Росимущества о решениях ГОСА ОАО "Корпорация "Стратегические пункты управления", ОАО "Институт обогащения твердого топлива" в 2015 году).
11. Единственный методический документ по вопросу определения размера вознаграждения профессиональным директорам - Рекомендации по определению размера вознаграждений независимым директорам и профессиональным поверенным, разработанные Минэкономразвития России и направленные в акционерные общества письмом Росимущества от 13 октября 2009 г. N ГН-13/25630 - требует актуализации, в том числе в целях обеспечения в обязательном порядке учета достижения плановых показателей эффективности деятельности обществ, фактической вовлеченности в процесс деятельности обществ, результатов реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере корпоративного управления, ограничения верхнего порога выплат членам совета директоров и ревизионных комиссий обществ.
12. В большинстве случаев деятельность ревизионных комиссий акционерных обществ осуществляется формально, без проведения заседаний ревизионных комиссий, составления содержательных актов о результатах проверок.
13. Не обеспечена полнота данных Реестра показателей экономической эффективности деятельности, который ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23, в части показателей деятельности акционерных обществ.
14. Установлены факты несоответствия редакций типового устава, рекомендованных Росимуществом к утверждению в акционерных обществах в 2013-2015 годах, требованиям пункта 3 статьи 48, пункта 1 статьи 64 Федерального закона N 208-ФЗ.
В частности, в нарушение пункта 1 статьи 64 Федерального закона N 208-ФЗ редакцией типового устава акционерного общества, разосланной в адрес территориальных органов Росимущества в 2015 году (в том числе письма от 8 июля 2015 г. N ИА-03/27445, от 13 июля 2015 г. N ИА-03/28479, от 23 октября 2015 г. N ИА-03/44284) предусмотрено дублирование полномочий общего собрания акционеров и совета директоров в части одобрения сделок, влекущих обременение принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества (за исключением договоров аренды), что приводит к рискам признания недействительными соответствующих решений органов управления обществ (в ходе проверки установлен факт несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации об акционерных обществах положений устава АО "Спецстройэксплуатация").
15. Длительные сроки регистрации уставов проверяемых обществ: в том числе уставов АО "ПНИИИС" (два года), АО "Спецстройэксплуатация" (4 месяца), отсутствие регистрации устава ОАО "УОМЗ", утвержденного распоряжением Территориального управления Росимущества в Вологодской области 10 февраля 2015 года N 14-р, свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью обществ со стороны представителей Российской Федерации в органах управления и контроля.
16. Темпы организации Росимуществом оценки пакетов акций акционерных обществ превышают объемы выставления соответствующих объектов на продажу, что приводит к наличию рисков неэффективного освоения средств федерального бюджета, направляемых на оплату услуг оценщиков.
17. В нарушение требований приказов Росимущества от 24 февраля 2011 г. N 51 "Об утверждении положения об информационно-аналитической системе "Единая система управления государственным имуществом", от 10 марта 2011 г. N 69 "О порядке формализации данных в Федеральной государственной информационно-аналитической системе "Единая система управления государственным имуществом", в ФГИАС ЕСУГИ в исчерпывающем объеме отсутствуют сведения о деятельности акционерных обществ, включая скан-образы соответствующих документов (в том числе сведения о решениях годовых общих собраний акционеров, советов директоров акционерных обществ, документов, подтверждающих перечисление дивидендов в бюджет).
18. Росимуществом принимаются решения в отношении третьих лиц на основании нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и не прошедших в установленном порядке экспертизу в Минюсте России (приказы Росимущества, регулирующие деятельность Комиссии по отбору профессиональных директоров и независимых экспертов, Комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций, Комиссии по рассмотрению вопросов формирования исполнительного органа обществ, а также прекращения (в том числе досрочного) его полномочий, отбору кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) в акционерных обществах с государственным участием). Причем отдельные вопросы (положения о комиссиях, критерии отбора соответствующих лиц) регулируются документами, утвержденными самими комиссиями. С учетом изложенного, при принятии Росимуществом соответствующих решений возникают риски несоблюдения прав и интересов заинтересованных лиц.
19. В нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 81 "О развитии открытого акционерного общества "Росгеология", распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 363-р до настоящего времени в уставный капитал АО "Росгеология" не внесены акции 15 акционерных обществ, при установленном 6-месячном сроке с даты подписания Указа.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Росимуществу необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Рассмотреть целесообразность подготовки и направления в Минэкономразвития России обоснованных, в том числе расчетным путем, предложений по корректировке плановых значений показателей NN 8, 10, 12 подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" Государственной программы "Управление федеральным имуществом", характеризующих деятельность Росимущества в сфере корпоративного управления.
2. Принять меры дисциплинарного воздействия в отношении лиц, не обеспечивших формирование полных и достоверных сведений о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, представляемых Росимуществом в Счетную палату Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413, в том числе в части организаций, перечисленных в приложении N 1.
3. Принять меры, направленные на организацию проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, перечисленных в приложении N 2, в целях рассмотрения вопроса о распределении чистой прибыли обществ в исчерпывающем объеме в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности", при отсутствии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, включая статью 43 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
4. Сформировать перечни прибыльных акционерных обществ, годовые общие собрания акционеров которых не принимали положительного решения по вопросу о распределении чистой прибыли в 2014-2015 годах.
Принять меры, направленные на устранение причин, препятствующих принятию решения о распределении чистой прибыли соответствующих обществ по итогам деятельности в 2013-2014 годах (включая отсутствие заключений аудитора, ревизионной комиссии обществ, ненадлежащее содержание годовых отчетов о деятельности обществ), и на организацию проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, в том числе в рамках проведения ГОСА в 2016 году, в целях рассмотрения вопроса о распределении соответствующей чистой прибыли обществ в исчерпывающем объеме при отсутствии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Принять меры по взысканию с акционерных обществ просроченной задолженности по перечислению дивидендов в федеральный бюджет, образовавшейся до 2014 года в совокупной сумме 397 198,2 тыс. рублей, согласно финансовой отчетности Росимущества, составленной по форме "Сведения о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации" по итогам 9 месяцев 2015 года, представив документальное подтверждение перечисления средств в бюджет Российской Федерации.
6. Принять меры, направленные на предупреждение нарушения должностными лицами Росимущества, участвующими в подготовке позиции акционера - Российской Федерации для голосования на годовом общем собрании акционеров акционерных обществ, требований пункта 4 статьи 42 Федерального закона N 208-ФЗ, предусматривающих, что размер дивидендов не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.
7. Принять меры, направленные на обеспечение полноты данных реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по итогам деятельности в 2015 году, в том числе предусмотренные статьей 19.7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Провести анализ положений уставов акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50%, на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе в целях выявления случаев дублирования полномочий общего собрания акционеров и совета директоров в части одобрения сделок, по итогам которого принять меры, направленные на приведение уставов обществ в соответствие пункту 1 статьи 64 Федерального закона N 208-ФЗ.
9. Провести инвентаризацию документов и сведений о деятельности акционерных обществ, отраженных в ФГИАС ЕСУГИ, по результатам которой принять меры, направленные на формирование данных, предусмотренных приказами Росимущества от 24 февраля 2011 г. N 51 "Об утверждении положения об информационно-аналитической системе "Единая система управления государственным имуществом", от 10 марта 2011 г. N 69 "О порядке формализации данных в Федеральной государственной информационно-аналитической системе "Единая система управления государственным имуществом".
10. Обеспечить направление в Министерство юстиции Российской Федерации в целях проведения правовой экспертизы приказов Росимущества от 26 сентября 2014 г. N 369, от 5 июня 2015 г. N 231, от 14 октября 2013 г. N 318, Положения о Комиссии по отбору профессиональных директоров и независимых экспертов, Регламента работы Комиссии по отбору профессиональных директоров и независимых экспертов, Критериев отбора профессиональных директоров и независимых экспертов, утвержденных протоколом заседания соответствующей комиссии от 25.08.2014 N 11/448, Положение о Комиссии по отбору единоличного исполнительного органа акционерного общества, Регламент отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного органа, Порядок подготовки информации к проведению заседаний Комиссии по отбору единоличного исполнительного органа, Критерии отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного органа, утвержденных протоколом заседания соответствующей комиссии от 12 ноября 2014 г. N 11/488, по итогам которой с участием Минэкономразвития России подготовить позицию о необходимости разработки нормативных правовых актов по вопросам отбора профессиональных директоров и независимых экспертов, формирования исполнительного органа обществ, урегулирования конфликтных ситуаций в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2015 г. N 62К (1073).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росимущества необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
______________________________
* Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3086 и поручение Президента Российской Федерации от 5 июля 2013 года N Пр-1474.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-5/14-02
Текст представления официально опубликован не был