Представление Счетной палаты РФ от 12 августа 2016 г. N ПР 10-215/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства в 2015 году и истекшем периоде 2016 года" в Департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (далее - Департамент), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с Соглашением от 12 января 2015 года, заключенным Департаментом и Администрацией городского округа город Воронеж, из областного бюджета бюджету городского округа Воронеж предоставлена субсидия на развитие улично-дорожной сети в объеме 825 730,2 тыс. рублей, из которых 190 750,1 тыс. рублей в целях выполнения работ по ремонту автомобильных дорог города. Указанным соглашением предусматривалось осуществление Департаментом контроля за целевым и эффективным использованием средств субсидий.
Анализ отчета о расходах дорожного фонда города Воронеж на развитие улично-дорожной сети, источником финансирования которых являются субсидии из областного бюджета, показал, что в 2015 году выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общей площадью 279 605,1 кв.м
При этом площадь проведенного ремонта на уличной сети составляет менее 100,0 кв. м. Указанное выше также подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2.
Так, например, площадь ремонта на Московском проспекте составила 85 кв. м. на ул. Платонова - 82 кв. м. на ул. Краснознаменная - 37 кв.м, на ул. Станкевича - 18 кв. м и др.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" установлено, что работами по содержанию дорог являются, в том числе следующие работы:
защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м;
восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 кв. м
Анализ заключенных контрактов, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, а также проведенный инспекторами Счетной палаты Российской Федерации осмотр фактически выполненных в 2015 году работ по ремонту городских автомобильных дорог свидетельствует о том, что указанные работы, выполненные на сумму 190 750,1 тыс. рублей, согласно Классификации, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, фактически являются работами по ее содержанию.
В нарушение пункта 2.2.3. Соглашения Администрацией городского округа города Воронеж приняты и оплачены за счет указанной субсидии на сумму 190 750,1 тыс. рублей работы, не соответствующие перечню видов работ и объему финансирования, предусмотренному Приложением N 1 к Соглашению "Объем субсидии из областного бюджета бюджету городского округа город Воронеж на развитие улично-дорожной сети административного центра Воронежской области городского округа г. Воронеж". При этом Департаментом контроль за использованием указанной субсидии в нарушение пункта 2.1 Соглашения не осуществлялся.
2. Проверка выполненных работ по контракту от 17 декабря 2012 г. N 2012.168650, заключенному между Департаментом и ОАО ЦДС "Дорога", на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воронежской области общей протяженностью 8 695,7 км, стоимостью 5 064 256,3 тыс. рублей и сроком выполнения работ с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года, показала следующее.
Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 30 ноября 2015 г. N 178д в период с 1 по 30 ноября 2015 года ОАО ЦДС "Дорога" были выполнены работы по укреплению обочин щебнем природным с пределом прочности на сжатие менее 98.1 Мпа (1000 кгс/см2), но не менее 300 кгс/см2, толщиной 10 см автомобильной дороги "Обход г. Воронежа в Рамонском муниципальном районе Воронежской области" на участке км 14+300 - км 15+100 общей протяженностью 800 метров на общую сумму 244,2 тыс. рублей.
Вместе с тем согласно государственному контракту от 3 сентября 2014 г. N 2014.245987, заключенному между Департаментом и ООО "СМУ-90", в период с 3 сентября 2014 года по 1 сентября 2016 года на участке км 5+000 - км 14+585 указанной автомобильной дороги проводились работы по его реконструкции.
Таким образом, работы по укреплению обочин щебнем природным на участке км 14+300 - км 14+585 (285 метров) на сумму 87,0 тыс. рублей (расчетно) (244 232,0 / 800 * 285) проводились в то время, когда данный участок находился на реконструкции, что свидетельствует об оплате одних и тех же работ как в рамках государственного контракта от 17 декабря 2012 г. N 2012.168650, так и рамках контракта от 3 сентября 2014 г. N 2014.245987.
3. Между Росавтодором и правительством Воронежской области заключено соглашение от 29 июня 2015 г. N 48/4-С о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Воронежской области на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Соглашение) на общую сумму 1 070,8 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения Департамент письмом от 30 декабря 2015 г. N 66-11/6354 направил в Росавтодор отчет об осуществлении расходов бюджета Воронежской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2015 году, и достижении целевых показателей результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Так, согласно указанному отчету Департаментом в 2015 году введены в эксплуатацию 4 объекта автомобильных дорог, законченных строительством, общей протяженностью 17,5 км.
Вместе с тем на момент окончания проверки на объекте (9 июня 2016 года) Департаментом в нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация указанных 4 объектов автомобильных дорог осуществлялось в отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, в связи с чем представленная в отчете информация о достижении целевого показателя по приросту протяженности автомобильных дорог в результате строительства новых автомобильных дорог является недостоверной.
4. В нарушение пункта 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Департаментом в 2015 году из состава незавершенного строительства были исключены 3 объекта недвижимого имущества (разрешения на ввод которых отсутствовали) на общую сумму 163 397,0 тыс. рублей и включены в состав основных средств, что привело к искажению показателя бухгалтерской отчетности (вложения в недвижимое имущество учреждения) более чем на 10 процентов и является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":
"Строительство автомобильной дороги "Россошь-нижний Карабут"- Архангельск в Россошанском районе Воронежской области" на сумму 52 098,0 тыс. рублей;
"Строительство автомобильной дороги х. Славянка - Никоноровка в Россошанском районе Воронежской области" - 78 864,0 тыс. рублей;
"Автомобильная дорога "Елань - Колено" - Бутурлиновка" - п. Лепехинка Новохоперского муниципального района Воронежской области - 32 435,0 тыс. рублей.
5. Проверка показала, что Департаментом ненадлежащим образом осуществляются полномочия, предусмотренные статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Воронежской области от 2 декабря 2010 г. N 121-ОЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Воронежской области" в части планирования дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Так, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 8 ноября N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 2 статьи 41 и части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации по всем объектам строительства и реконструкции Департамента отсутствуют проекты планировки территории и проекты межевания территории.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "8 ноября 2007 г."
Также проверкой установлено, что Департаментом ненадлежащим образом осуществляются полномочия, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, статьей 6 Закона Воронежской области от 2 декабря 2010 г. N 121-ОЗ в части обеспечения осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Воронежской области от 2 декабря 2010 г. N 121-ОЗ предусмотрено ведение технических паспортов, предусматривающих данные об основных технических параметрах и характеристиках автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них и иную информацию, предусмотренную техническими нормами и стандартами, необходимую для планирования использования, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Вместе с тем технические паспорта на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, находящиеся в оперативном управлении Департамента, по состоянию на 1 июня 2016 года не актуализированы.
6. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департаментом приняты бюджетные обязательства с превышением доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Так, по результатам электронного аукциона Департаментом заключен государственный контракт от 27 октября 2015 г. N 2015.396704 с ООО "Спецдорсервис" на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Елань - Колено" - Бутурлиновка" - п. Лепехинка в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области стоимостью 30,7 млн. рублей.
Показатели сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств сумме 34,3 млн. рублей доведены до Департамента 22 декабря 2015 года, то есть после подписания государственного контракта.
7. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Проверка реализации государственного контракта от 4 сентября 2014 г. N 2014.238347, заключенного Департаментом с ООО "ПСФ АКТЭРОС", на строительство восточного обхода п.г.т. Подгоренский в Подгоренском муниципальном районе Воронежской области показала, что в нарушение части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Департаментом заключено дополнительное соглашение от 21 декабря 2015 г. N 6, которым изменено условие указанного контракта в части включения положения о выплате аванса за выполнение подрядных работ в сумме 71,0 млн. рублей.
Аналогичные нарушения допущены по следующим государственным контрактам:
от 30 октября 2015 г. N 2015.393472 с ООО "СМУ-90" на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Анна - Мосоловка - Михайловка - 1" в Воронежской области. В соответствии с дополнительным соглашением к указанному государственному контракту Департаментом предоставлен аванс в размере 4,4 млн. рублей;
от 20 ноября 2015 г. N 2015.421329 с ООО "Россошанское ДРСУ N 1" на строительство автомобильной дороги с. Журавка - х. Лукьянчиков в Воронежской области. В соответствии с дополнительным соглашением к указанному государственному контракту Департаментом предоставлен аванс в размере 9,6 млн. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Департаменту транспорта и автомобильных дорог Воронежской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) направить в Федеральное дорожное агентство уточненные сведения об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных в рамках соглашения от 29 июня 2015 г. N 48/4-С, в части количества объектов, введенных в эксплуатацию в 2015 году;
2) отразить на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, следующие объекты: "Строительство автомобильной дороги "Россошь-нижний Карабут" - Архангельск в Россошанском районе Воронежской области"; "Строительство автомобильной дороги х. Славянка - Никоноровка в Россошанском районе Воронежской области"; "Автомобильная дорога "Елань - Колено" - Бутурлиновка" - п. Лепехинка Новохоперского муниципального района Воронежской области";
3) провести проверку по фактам нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в том числе при предоставлении субсидии, осуществлении закупок и заключении государственных контрактов, ведении бухгалтерского учета, планирования дорожной деятельности, принятии бюджетных обязательств, по результатам которой привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 июля 2016 г. N 39К (1114).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 ноября 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 12 августа 2016 г. N ПР 10-215/10-04
Текст представления официально опубликован не был