Представление Счетной палаты РФ от 15 августа 2016 г. N ПР 07-216/07-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности областных судов в 2014-2015 годах и текущем периоде 2016 года", по результатам которого установлено следующее.
1. В ходе контрольного мероприятия установлены факты превышения арбитражным судом при составлении проекта бюджетной сметы на 2014-2015 годы планируемого объема бюджетных ассигнований на приобретение бензина и дизельного топлива для автотранспорта на общую сумму 216,9 тыс. рублей, вследствие несоблюдения норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
2. При наличии в структуре аппарата арбитражного суда полностью укомплектованного штатной численностью и оборудованием отдела делопроизводства и статистики, а в последствие отдела делопроизводства, судебной статистики и обеспечения судопроизводства к основным направлениям деятельности которых относились прием, обработка, регистрация арбитражных дел и их компьютерная обработка (сканирование, преобразование, передача) арбитражным судом в 2014-2016 годах с ООО "ГК сервис" (генеральный директор Коженков Вячеслав Николаевич) и ООО "ГК Белсервис" (генеральный директор Коженков Андрей Николаевич) заключены четыре государственных контракта от 29 декабря 2013 г. N АС11-34/1, от 13 февраля 2015 г. N АС11-39, от 3 августа 2015 г. N АС11-106 и от 25 марта 2016 г. N АС11-140/1 на оказание услуг по сканированию дел и документов с последующим их размещением на сетевых ресурсах заказчика.
Указанные государственные контракты предусматривали оказание услуг по сканированию документов с использованием технических и программных средств (сканер, АРМ и программное обеспечение), иного дополнительного оборудования силами и средствами исполнителя. Государственные контракты устанавливали запрет на допуск третьих лиц к обозрению и использованию документов любыми способами, в том числе их копирования и сканирования (пункты 4.1.6 и 4.1.7). Пунктом 4.1 Технического задания (приложение N 1 к контрактам) установлено, что технические и программные средства (сканеры, АРМ и программное обеспечение) для сканирования документов, иное дополнительное оборудование, каналы связи с ресурсом, необходимые для исполнения условий контракта и данного Технического задания, предоставляет Исполнитель.
Вместе с тем в нарушение условий государственных контрактов фактически сканирование осуществлялось физическими лицами, не состоявшими в трудовых отношениях с исполнителями с использованием автоматизированных рабочих мест, сканеров, программного обеспечения и каналов связи арбитражного суда. При этом услуги по сканированию в рамках контрактов с ООО "ГК сервис" и ООО "ГК Белсервис" были оплачены арбитражным судом в полном объеме.
Кроме того, согласно пункту 2.1 раздела "Общие положения" Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума ВАС России от 25 декабря 2013 г. N 100, все документы процессуального характера подлежат сканированию и размещению в КАД в режиме ограниченного доступа, что предполагает ограничение свободного доступа к информации со стороны третьих лиц.
Указанные факты свидетельствуют, что арбитражный суд не требовал исполнения пунктов 4.1.6 и 4.1.7 государственных контрактов с ООО "ГК сервис" (руководитель Коженков В.Н.) и ООО "ГК Белсервис" (руководитель Коженков А.Н.) на общую сумму 2 050,0 тыс. рублей, а также пункта 4.1 Технического задания (приложение N 1 к государственным контрактам), а исполнители - ООО "ГК сервис" и ООО "ГК Белсервис" не имели намерения их исполнять.
3. В проверенном периоде арбитражным судом произведены сверхнормативные расходы на общую сумму 300,0 тыс. рублей, в том числе 2,3 тыс. рублей на оплату услуг мобильной связи, сверх ежемесячного лимита, установленного приказом ВАС России от 21 ноября 2007 г. N 151 и приказом арбитражного суда от 14 мая 2013 г. N 28-1/ОД, а также 297,7 тыс. рублей на приобретение принтеров и многофункциональных устройств сверх нормы, установленной приказом Судебного департамента от 26 февраля 2015 г. N 55.
4. Арбитражным судом в нарушение норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Бюджетного кодекса Российской Федерации в проверенном периоде осуществлены закупки на общую сумму 477,3 тыс. рублей, в том числе:
в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ годовой объем закупок арбитражного суда в 2014 году превысил нормативно установленный на 79,9 тыс. рублей;
в нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в проект государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации на поставку офисной бумаги, арбитражным судом при добровольном характере сертификации включено условие о передаче заказчиком сертификата соответствия на поставляемый товар, что привело к ограничению круга участников аукциона. Кроме того, в нарушение пункта 2.3.1 государственного контракта от 1 марта 2016 г. N АС 11-141 на поставку офисной бумаги на общую сумму 316,0 тыс. рублей исполнитель (ООО "Офисная техника") не представило соответствующий сертификат;
в нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации арбитражным судом в 2014 году осуществлены закупки по 6 договорам на общую сумму 81,4 тыс. рублей, которые не включены в план-график закупок на 2014 год.
5. В ходе контрольного мероприятия установлены факты неэффективного использования оборудования для системы аудиозаписи судебных заседаний, поставленного в арбитражный суд в рамках займа Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы" на сумму 382,6 тыс. рублей.
Восемь комплектов системы аудиозаписи, включая веб-камеры общей стоимостью 345,8 тыс. рублей и 36 веб-камер общей стоимостью 36,8 тыс. рублей, не востребованы с момента ввода системы в эксплуатацию и находятся на складе арбитражного суда.
6. В нарушение пункта 2.2 Положения о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета, утвержденного приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г. N 122, двум судьям арбитражного суда, не имеющим жилых помещений для проживания по месту расположения суда, но обеспеченным жильем на иных территориях, в проверенном периоде для проживания предоставлены квартиры, не относящиеся к специализированным жилым помещениям.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" арбитражному суду необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
1) организовать контроль обоснованности планирования расходов;
2) принять решение о дальнейшем использовании восьми комплектов системы аудиозаписи и 36 веб-камер, полученных в рамках займа Международного банка реконструкции и развития "Поддержка судебной реформы", либо о передаче их в казну Российской Федерации;
3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 августа 2016 г. N 40К (1115).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю арбитражного суда или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 октября 2016 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 15 августа 2016 г. N ПР 07-216/07-04
Текст представления официально опубликован не был