Представление Счетной палаты РФ от 19 сентября 2016 г. N ПР 10-226/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области (далее - ГУДХ), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В 2014-2016 годах использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществлялось ГУДХ на низком уровне.
Так, межбюджетные трансферты из федерального бюджета на осуществление дорожной деятельности в 2014 году бюджету Московской области предоставлены в объеме 17 643,7 млн. рублей, кассовый расход составил 11 379,0 млн. рублей, или 64,5%. Кроме того, были перечислены остатки прошлых лет в размере 27 553,9 млн. рублей, из которых использовано 14 427,0 млн. рублей, или 52,4%.
В 2015 году межбюджетные трансферты бюджету Московской области предоставлены в объеме 25 438,0 млн. рублей, кассовый расход составил 17 577,2 млн. рублей, или 69%. Кроме того, из поступивших остатков прошлых лет в сумме 19 225,2 млн. рублей использовано 10 021,4 млн. рублей, или 52%.
В соответствии с соглашением от 3 сентября 2014 г. N ФДА 48/10-С о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", заключенным между Росавтодором и Правительством Московской области, в 2014 году плановое значение целевого показателя "Протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог" составляло 24,4 км, в 2015 году - 54,3 км.
Вместе с тем фактически в 2014 году введено 4,6 км автомобильных дорог, или 18,9%, в 2015 году - 30,5 км, или 56,2 процентов.
Необходимо отметить, что в соответствии с указанным соглашением должно быть реализовано 32 объекта со сроком ввода в эксплуатацию в период с 2014 по 2018 год. Из них на 1 июля 2016 года не сдано в срок 17 объектов, или 55%, подлежащих к вводу в 2014-2015 годах.
2. В ходе контрольного мероприятия установлено, что ГУДХ в 2015 году осуществляло расходы на содержание отдельных участков автомобильных дорог как в рамках государственных контрактов на реконструкцию данных участков, так и в рамках государственного задания ГБУ МО "Мосавтодор". Таким образом, ГУДХ осуществлена двойная оплата работ по содержанию автомобильных дорог на общую сумму 4,8 млн. рублей (расчетно).
Так, в соответствии с государственным контрактом от 25 марта 2015 г. N 3/2015-5, заключенным между ГУДХ и АО "Сибагропромстрой", осуществлялась реконструкция Лихачевского шоссе в г. Долгопрудном Московской области (далее - Объект) стоимостью 486,2 млн. рублей и сроком выполнения работ до 30 декабря 2015 года. Протяженность участков реконструкции по Объекту составляла 7,8 км, в том числе: Лихачевское шоссе - 4,435 км, Новый бульвар - 1,221 км, Летняя улица - 0,814 км и проспект Ракетостроителей - 1,33 км. Соглашением между ГУДХ и ГКУ МО "ДДС" от 9 октября 2015 г. N 62 права и обязанности заказчика по указанному государственному контракту переданы ГКУ МО "ДДС".
Пунктом 5.2.17 государственного контракта от 25 марта 2015 г. N 3/2015-5 определено, что подрядчик обязан нести расходы по содержанию Объекта до сдачи результата работ подрядчиком и приемки их заказчиком по акту приемки объекта капитального строительства.
Объект принят ГКУ МО "ДДС" от АО "Сибагропромстрой" в соответствии с актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством Объекта от 30 декабря 2015 года.
Вместе с тем содержание участков Лихачевского шоссе, Нового бульвара, Летней улицы и проспекта Ракетостроителей в г. Долгопрудном общей протяженностью 7,8 км осуществлялось в рамках государственного контракта от 1 июня 2015 г. N 0148200005415000216 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Мытищинского РУАД, заключенного между ГБУ МО "Мосавтодор" и ООО "Торгово-строительная компания".
Затраты ГБУ МО "Мосавтодор" на оплату ООО "Торгово-строительная компания" работ по нормативному содержанию вышеуказанных участков дорог в период их реконструкции (с 1 июня по 30 декабря 2015 года) составили 3,2 млн. рублей.
В соответствии с государственным контрактом от 3 июля 2015 г. N 3/2015-20, заключенным между ГУДХ и ООО "КРИСМАР-ММ", осуществлялась реконструкция автомобильной дороги "Волоколамск - Калистово - Веригино" на участке км 3+300 - км 10+200 в Волоколамском районе Московской области протяженностью 6,825 км на сумму 332,0 млн. рублей и сроком выполнения работ до 31 декабря 2015 года. Соглашением от 30 июля 2015 г. N 4 между ГУДХ и ГКУ МО "ДДС" права и обязанности заказчика по указанному государственному контракту переданы ГКУ МО "ДДС".
По состоянию на 20 июля 2016 года работы по реконструкции автомобильной дороги "Волоколамск - Калистово - Веригино" не завершены.
Пунктом 5.2.18 государственного контракта от 3 июля 2015 г. N 3/2015-20 определено, что подрядчик обязан нести расходы по содержанию до сдачи результата работ подрядчиком и приемки их заказчиком по акту приемки объекта капитального строительства.
Одновременно содержание указанной автомобильной дороги (общая протяженность 10,346 км) осуществлялось в рамках государственного контракта от 28 мая 2015 г. N 0148200005415000211 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Волоколамского РУАД, заключенного между ГБУ МО "Мосавтодор" и ООО "Стройсинтез", со сроком выполнения работ до 30 апреля 2016 года.
Затраты ГБУ МО "Мосавтодор" на оплату ООО "Стройсинтез" работ по нормативному содержанию реконструируемого участка дороги в период с 3 июля 2015 года по 30 апреля 2016 года составили 1,5 млн. рублей.
С 3 июня 2016 года содержание автомобильной дороги "Волоколамск - Калистово - Веригино" осуществлялось по государственному контракту от 3 июня 2016 г. N 0148200005416000268 на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов в Волоколамском РУАД, заключенному с ОАО "Шаховский дорожно-строительный комбинат".
Затраты ГБУ МО "Мосавтодор" на оплату ОАО "Шаховский дорожно-строительный комбинат" работ по нормативному содержанию указанного участка в период его реконструкции (с 3 июня по 20 июля 2016 года) составили 0,1 млн. рублей.
3. Между ГУДХ и ГУП МО "МОДЦ" заключен государственный контракт от 27 декабря 2013 г. N 0148200000613000398 на выполнение подрядных работ для государственных нужд (содержание автомобильных дорог общего пользования) сроком с 1 января по 31 августа 2014 года. Стоимость государственного контракта составляет 2 585,3 млн. рублей, протяженность автомобильных дорог, подлежащих содержанию - 7 923,8 км.
При этом в соответствии с государственным заданием ГБУ МО "Мосавтодор" в 2014 году осуществлялось содержание сети автомобильных дорог протяженностью 9 138,86 км в течение 12 месяцев (с 1 января по 31 августа 2014 года) и 5 420,27 км - в течение 4 месяцев (с 1 сентября по 31 декабря 2014 года).
Таким образом, в период с 1 января по 31 августа 2014 года работы по содержанию проводились на автомобильных дорогах общей протяженностью 17 062,66 км, что на 2 503,36 км превышает протяженность автомобильных дорог в Московской области, которая по состоянию на 1 января 2014 года составляла 14 559,1 км, а на 1 января 2015 года - 14 559,3 км.
Учитывая изложенное, ГУДХ дважды оплачены работы по содержанию автомобильных дорог как в рамках государственного контракта от 27 декабря 2013 г. N 0148200000613000398, заключенного с ГУП МО "МОДЦ", так и в рамках финансового обеспечения государственного задания для ГБУ МО "Мосавтодор".
Расчетная стоимость двойной оплаты работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области в 2014 году составляет 1 526,0 млн. рублей (2 503,36 км*609,6 тыс. рублей (средняя стоимость фактического содержания 1 км автомобильных дорог всех групп в 2014 году).
4. При заключении ГУДХ государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ были установлены нарушения бюджетного законодательства.
Так, по результатам открытого конкурса между ГУДХ и ОАО "Стройтрансгаз" заключен государственный контракт от 28 декабря 2014 г. N 3/2014-47 на выполнение строительных работ по объекту "Строительство путепровода через ж/д у пл. Фирсановка в городском округе Химки" (далее - Объект) на сумму 2 088,6 млн. рублей.
Субсидия из федерального бюджета на строительство Объекта в сумме 579,5 млн. рублей перечислена Росавтодором на лицевой счет ГУДХ платежным поручением от 30 декабря 2014 г. N 650.
Лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования за счет средств бюджета Московской области, обеспеченные субсидией из федерального бюджета в сумме 579,5 млн. рублей, на строительство Объекта доведены ГУДХ расходным расписанием от 30 декабря 2014 г. N 533.
Таким образом, ГУДХ в нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации приняло бюджетные обязательства путем заключения государственного контракта от 28 декабря 2014 г. N 3/2014-47 при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичные нарушения допущены при заключении следующих контрактов:
а) по результатам открытого конкурса между ГУДХ и АО "Сибагропромстрой" заключен государственный контракт от 28 декабря 2014 г. N 3/2014-50 на выполнение строительных работ по объекту "Строительство автомобильной дороги "Обход поселка Авиационный от автомобильной дороги Авиационная - Ловцово - Лямцино - ММК" в городском округе Домодедово на сумму 625,1 млн. рублей, в том числе на 2014 год - 432,6 млн. рублей.
Субсидия из федерального бюджета на строительство данного объекта в сумме 430,3 млн. рублей перечислена Росавтодором на лицевой счет ГУДХ платежными поручениями от 30 декабря 2014 г. N 212 на сумму 193,0 млн. рублей и от 30 декабря 2014 г. N 222 на сумму 237,3 млн. рублей.
Лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования за счет средств бюджета Московской области, обеспеченные субсидией из федерального бюджета в сумме 453,0 млн. рублей, доведены ГУДХ расходными расписаниями от 17 июля 2014 г. N 033/04/01 на сумму 42,3 млн. рублей, от 30 декабря 2014 г. N 033/02/04 на сумму 12,7 млн. рублей и от 30 декабря 2014 г. N 033/03/122 на сумму 430,3 млн. рублей.
Расходным расписанием от 11 декабря 2014 г. N 033/07/03 лимиты бюджетных обязательств уменьшены на сумму 32,3 млн. рублей.
Таким образом, лимиты бюджетных обязательств по указанному государственному контракту на момент его заключения составляли только 42,3 млн. рублей, т.е. на 2014 год превышение составило 390,3 млн. рублей.
б) по результатам открытого конкурса между ГУДХ и ГУП "МОДЦ"МО" заключен государственный контракт от 8 октября 2014 г. N 3/2014-15 на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта "Строительство транспортной развязки на пересечении Лихачевского шоссе скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург км 15-км 58 в городском округе Химки Московской области" на сумму 303,9 млн. рублей, в том числе на 2014 год - 256,6 млн. рублей.
Субсидия из федерального бюджета на строительство данного объекта в сумме 308,7 млн. рублей перечислена Росавтодором на лицевой счет ГУДХ платежным поручением от 30 декабря 2014 г. N 220.
Лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования за счет средств бюджета Московской области, обеспеченные субсидией из федерального бюджета, доведены ГУДХ расходным расписанием от 17 июля 2014 г. N 033/04/01 на сумму 21 млн. рублей, расходным расписанием от 30 декабря 2014 г. N 033/03/122 на сумму 308,7 млн. рублей.
В результате лимиты бюджетных обязательств по указанному государственному контракту на момент его заключения составляли только 21 млн. рублей, т.е. на 2014 год превышение составило 235,6 млн. рублей.
в) по результатам открытого конкурса между ГУДХ и ОАО "Мостотрест" заключен государственный контракт от 28 декабря 2014 г. N 3/2014-51 на выполнение строительных работ по объекту "Строительство путепровода через ж/д г.Долгопрудный (пл. Водники)" (далее - Объект) на сумму 2 509,7 млн. рублей, в т. ч. финансирование 2014 года - 780,5 млн. рублей.
Субсидия из федерального бюджета на строительство объекта в сумме 918,2 млн. рублей перечислена Росавтодором на лицевой счет ГУДХ платежным поручением от 30 декабря 2014 г. N 217.
Лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования за счет средств бюджета Московской области, обеспеченные субсидией из федерального бюджета, доведены ГУДХ расходным расписанием от 11 декабря 2014 г. N 033/07/03 на сумму 57,4 млн. рублей, расходным расписанием от 30 декабря 2014 г. N 033/03/122 на сумму 918,2 млн. рублей.
Таким образом, лимиты бюджетных обязательств по указанному государственному контракту на момент его заключения составляли только 57,4 млн. рублей, т.е. на 2014 год превышение составило 723,1 млн. рублей.
5. В нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2.1. Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области (далее - Порядок формирования государственного задания), утвержденного постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 г. N 981/52 (далее - Постановление N 981/52), государственное задание на 2014-2015 годы сформировано ГУДХ для ГБУ МО "Мосавтодор" в отсутствие утвержденного перечня государственных услуг (работ).
6. В нарушение пункта 4 статьи 69.2, а также пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.4. Порядка формирования государственного задания объем финансового обеспечения государственного задания на 2014-2015 годы рассчитан ГУДХ для ГБУ МО "Мосавтодор" в отсутствие порядка расчета нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Московской области, а также порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания и порядка осуществления контроля за их выполнением.
Кроме того, в нарушение пункта 2 постановления Правительства Московской области от 27 марта 2015 г. N 167/10 "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области" ГУДХ не утвержден порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в установленной сфере деятельности с учетом нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Московской области.
7. В нарушение пункта 2.1.3. Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 11 февраля 2014 г. N 3/2014-1 и от 12 января 2015 г. N 3/2015-2 ГУДХ несвоевременно предоставляло ГБУ МО "Мосавтодор" субсидии на выполнение государственного задания в 2014 - 2015 годах.
Кроме того, в нарушение пункта 2.1.3. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" от 28 января 2016 г. N 3/2016-1 ГУДХ не в полном объеме предоставило ГБУ МО "Мосавтодор" субсидию на выполнение государственного задания на 2016 год.
8. Государственное задание для ГБУ МО "Мосавтодор" на 2015 и 2016 годы на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильных дорог сформировано ГУДХ с нарушением пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.
Вместе с тем Уставом ГБУ МО "Мосавтодор" такие виды дорожной деятельности как капитальный ремонт автомобильных дорог и проектирование не предусмотрены.
9. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), ГУДХ не проводило инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2015 год.
10. Проверка показала несоответствие между данными бухгалтерского учета ГУДХ по списанию (передаче) затрат незавершенного строительства на сумму 43 053,7 млн. рублей (август - декабрь 2015 года) и данными бухгалтерского учета ГКУ МО "ДДС" по поступлению капитальных вложений в объекты строительства и реконструкции на сумму 42 930,3 млн. рублей по 44 объектам.
Разница составила 123,4 млн. рублей, из которой с бухгалтерского учета ГУДХ списаны затраты в сумме 23,3 млн. рублей по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги Старосимферопольское шоссе (Подольский район) на участке км 43 - км 48 в Подольском муниципальном районе" в отсутствие первичных документов.
По объекту "Строительство п/п 5 км Балашиха-Салтыковка" затраты на сумму 100,1 млн. рублей списаны с учета ГУДХ в конце 2015 года. При этом указанный объект поставлен на учет в ГКУ МО "ДДС" только 31 марта 2016 года.
11. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 марта 2014 г. N 192/8, в ГУДХ внутренний финансовый аудит не осуществляется.
Проверка показала, что в нарушение пункта 3.3 указанного порядка ГУДХ не составлялись регистры (журналы) внутреннего финансового контроля, предназначенные для отражения результатов самоконтроля и контроля по уровню подчиненности в ГУДХ.
12. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ГУДХ при определении начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) по 15 объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог были применены индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал (строительство) (далее - индексы-дефляторы), не подлежащие к применению, а именно: 2015 год - 1,069; 2016 год - 1,062; 2017 год - 1,065; 2018 год - 1,066.
На момент размещения извещений о проведении конкурсных процедур к применению подлежали следующие индексы-дефляторы, определенные Министерством экономического развития Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2015 года N 30026-АВ/ДОЗи, индексы размещены на официальном сайте Министерства): 2015 год - 1,057; 2016 год - 1,049; 2017 год - 1,058; 2018 год - 1,063.
Таким образом, использование при определении НМЦК индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал, не подлежащих к применению, является нарушением части 9 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Использование ГУДХ не подлежащих применению индексов-дефляторов создавало предпосылки завышения НМЦК.
Вместе с тем при расчете НМЦК ГУДХ не индексировались авансовые платежи, что не повлекло завышение НМЦК по указанным объектам.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Главному управлению дорожного хозяйства Московской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) утвердить порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в установленной сфере деятельности с учетом нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Московской области.
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав подведомственного государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" в части актуализации видов дорожной деятельности, осуществляемых ГБУ МО "Мосавтодор";
3) принять меры по обеспечению внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 марта 2014 г. N 192/8;
4) провести проверку по выявленным фактам нарушений законодательства, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших такие нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 2 сентября 2016 г. N 44К (1119).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" начальнику Главного управления дорожного хозяйства Московской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 сентября 2016 г. N ПР 10-226/10-04
Текст представления официально опубликован не был