Представление Счетной палаты РФ от 19 сентября 2016 г. N ПР 12-227/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год" в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Рязанской области (г. Рязань)" по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Рязанской области в 2015 году использовал форму первичного учетного документа (авансовые отчеты, форма N 0504505), не соответствующую форме, установленной приложением N 1 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
2. В плане-графике, размещенном на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в столбце 4 не указан порядковый номер закупки (лота), что не соответствует подпункту "г" подпункта 2 пункта 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.
3. Установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Рязанской области (далее - ТФОМС РО) не возвращен в бюджет Рязанской области в течение первых 15 рабочих дней 2015 года (и в более поздний срок) остаток предоставленных из бюджета Рязанской области межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 65 545,0 тыс. рублей.
Решение главного администратора бюджетных средств (министерства здравоохранения Рязанской области) о наличии (об отсутствии) потребности ТФОМС РО в средствах межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования в 2015 году, в сумме 65 545,0 тыс. рублей отсутствует.
Однако приказом ТФОМС РО от 13 января 2015 г. N 6 не использованный по состоянию на 1 января 2015 года остаток средств межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 65 545,0 тыс. рублей направлен на формирование нормированного страхового запаса ТФОМС РО.
4. Страховая компания ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" ошибочно отразила сумму, израсходованную на ведение дела, с учетом сформированных собственных средств от применения к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. В результате средства, израсходованные на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отраженные в отчетной форме N 2-страховщик "Отчет о финансовых результатах страховой организации", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 109н, на 5 009,02 тыс. рублей больше, чем ТФОМС РО выделил средств страховым компаниям на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию, что свидетельствует о низком уровне контроля ТФОМС РО за предоставляемой отчетностью страховыми медицинскими организациями, полномочия по которому установлены подпунктом 9 пункта 9 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 8 июня 2011 г. N 144, в рамках осуществления контроля за деятельностью страховых медицинских организаций.
5. В ходе выезда в государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Городская станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ РО "ССМП") установлено, что в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации" за 2015 год в ГБУ РО "ССМП" имеются две специализированные психиатрические бригады, которыми в 2015 году оказана скорая специализированная медицинская помощь, не включенная в базовую и территориальную программы ОМС, 3 528 пациентам.
В соответствии с частью 3 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы ОМС, должно осуществляться за счет средств бюджета Рязанской области.
Однако государственное задание ГБУ РО "ССМП" на 2015 год министерством здравоохранения Рязанской области не устанавливалось, в Законе Рязанской области от 26 декабря 2014 г. N 98-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", принятом постановлением Рязанской областной Думы от 15 декабря 2014 г. N 457-V РОД, а также в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 22 декабря 2014 г. N 396 (далее - территориальная программа), средства бюджета Рязанской области на специализированную скорую медицинскую помощь, оказываемую по заболеваниям, не включенным в базовую и территориальную программы ОМС, не предусмотрены.
В результате в нарушение части 3 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оплата ГБУ РО "ССМП" расходов на оказание скорой специализированной медицинской помощи психиатрическими бригадами при заболеваниях, не включенных в базовую и территориальную программы ОМС, осуществлялась за счет средств ОМС, что подтверждено данными формы федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения об оказании и ресурсном обеспечении медицинской помощи населению" за 2015 год, и содержит признаки нецелевого использования средств ОМС.
ТФОМС РО контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и подпунктом 12 пункта 8 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Рязанской области не осуществлялся.
6. Также выявлено ненадлежащее исполнение ТФОМС РО своих полномочий, установленных частью 11 статьи 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и подпунктом 9 пункта 9 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Рязанской области, в части осуществления контроля за деятельностью страховых медицинских организаций.
В ходе проверки установлено нарушение Рязанским филиалом ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым предусмотрено, что в состав учредителей (участников, акционеров) и органов управления страховой медицинской организации не вправе входить работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по ОМС.
Так, директор Рязанского филиала ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" Чеснакова Галина Владимировна в соответствии с данными системы "СПАРК" является одновременно генеральным директором ООО "Медицинский центр Медэкспресс", которое оказывает медицинскую помощь населению.
7. В ходе проверки выявлено, что заместитель директора Рязанского филиала ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" Шилова Оксана Ивановна, входящая в состав членов комиссии по разработке территориальной программы ОМС Рязанской области, является совладельцем компании ООО "Медицинский центр Медэкспресс", с которой подписан договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (договор от 1 января 2014 г. N 95 с изменениями),
Генеральный директор страховой организации ООО "МСК СТРАЖ" С.Г.Гущин в соответствии с данными системы "СПАРК" является совладельцем компании с долей, равной или больше 20% общества с ограниченной ответственностью "Лекаръ" (далее - ООО "Лекаръ"), с которой ООО "МСК СТРАЖ" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (договор от 1 января 2013 г. N 91 а с изменениями).
Выявленные факты указывают на отсутствие заинтересованности указанных страховых медицинских организаций в осуществлении объективного и всестороннего контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях ООО "Лекаръ" и ООО "Медицинский центр Медэкспресс", предусмотренного договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ТФОМС РО необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) привести форму первичного учетного документа - авансовый отчет в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н;
2) осуществить возврат в бюджет Рязанской области неиспользованного остатка предоставленных в 2014 году из бюджета Рязанской области межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 65 545,0 тыс. рублей;
3) в соответствии с положениями Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФОМС от 1 декабря 2010 г. N 230, провести проверку государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Городская станция скорой медицинской помощи" в части расходования средств обязательного медицинского страхования в 2015 году на оплату расходов по оказанию скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, и принять меры соответствующего реагирования;
4) рассмотреть вопрос о принятии мер соответствующего реагирования, предусмотренных Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по фактам нарушений Рязанским филиалом ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
5) провести проверки в отношении Рязанского филиала ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" и страховой организации ООО "МСК СТРАЖ" в части осуществления ими контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями ООО "Лекаръ" и ООО "Медицинский центр Медэкспресс" и при необходимости принять меры соответствующего реагирования;
6) провести служебные расследования по фактам нарушений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, изложенным в настоящем представлении, и привлечь должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 августа 2016 г. N 43К (1118).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 сентября 2016 г. N ПР 12-227/12-03
Текст представления официально опубликован не был