Представление Счетной палаты РФ от 28 июля 2016 г. N ПР 02-207/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года мероприятий подпрограммы, направленных на выполнение задач организации и осуществления государственного контроля (надзора) за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и мероприятий по обеспечению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств" в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Мероприятия подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, не направлены на предупреждение рисков нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе на влияние принимаемых мер на состояние рынка.
Состав и значения показателей не позволяют в полной мере реализовать стратегические приоритеты государственной политики в области регулирования алкогольного рынка и обеспечить ожидаемые результаты, в числе которых снижение масштабов злоупотребления алкоголем, поскольку ни один из показателей указанной подпрограммы не характеризует влияние государственного регулирования алкогольного рынка на уровень нелегального производства и оборота алкогольной продукции, а также на структуру потребления алкогольной продукции населением.
2. Росалкогольрегулированием не в полной мере исполняются полномочия, предусмотренные пунктом 5.2.6 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154. На момент окончания контрольного мероприятия не утверждены нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Надлежащий контроль со стороны Росалкогольрегулирования за исполнением ОАО "Росспиртпром" своих обязательств по государственным контрактам на оказание услуг по перевозке, хранению, переработке и уничтожению изъятой или конфискованной продукции, а также за деятельностью территориальных органов не обеспечен, о чем свидетельствуют факты, установленные в ходе контрольного мероприятия.
3.1. В отдельных случаях уничтожение потребительской тары осуществлялось ОАО "Росспиртпром" на очистных сооружениях, при этом очистные сооружения предназначены для последовательной очистки сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Таким способом согласно актам уничтожения потребительской тары от 21 ноября 2014 г. б/н по государственному контракту от 12 марта 2014 г. N 1 была уничтожена потребительская тара в количестве 5 530 бутылок.
3.2. В ряде случаев ОАО "Росспиртпром" нарушался установленный пунктом 7 Положения о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2013 г. N 430, 10-дневный срок приема продукции на переработку и уничтожение от органа, которым произведено изъятие данной продукции.
При этом в государственном контракте от 13 марта 2015 г. N 1 отсутствовало указание на конкретный срок приема продукции на переработку и уничтожение, что затрудняло выставление Росалкогольрегулированием штрафных санкций за их нарушение и свидетельствует о существенных недостатках в организации Службой контроля за выполнением исполнителем своих обязательств по государственным контрактам.
Аналогичная ситуация выявлена по государственному контракту от 12 марта 2014 г. N 1. При этом пунктом 4.4.7 данного контракта был установлен срок приемки продукции ОАО "Росспиртпром" от органа, которым произведено изъятие данной продукции, - 10 дней. Вместе с тем применение штрафных санкций со стороны Росалкогольрегулирования не осуществлялось, что является нарушением частей 6-8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
3.3. Состав затрат на переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятых из незаконного оборота, нормативно не урегулирован, что позволяло ОАО "Росспиртпром" включать в отчет о фактической калькуляции затрат на переработку, направляемый в территориальные органы, расходы, непосредственно не связанные с переработкой изъятой продукции, и влияло на сумму доходов, перечисляемых в федеральный бюджет.
Так, анализ отчета о фактических затратах ОАО "Росспиртпром" по государственному контракту от 15 декабря 2014 г. N 19 показал, что на государственный контракт отнесены расходы, не связанные с предметом переработки изъятой продукции, на общую сумму 449,1 тыс. рублей, в том числе: ТО ЕГАИС (январь), поверка мерников, услуги по подготовке материалов для экологического заключения, перевозка переработанной продукции до станции Бусловская Октябрьской железной дороги, Ленинградская область (непосредственно связана с доставкой продукции потребителю).
Таким образом, Росалкогольрегулированием контроль за обоснованием затрат, относящихся к переработке установленного объема продукции, не осуществлялся.
3.4. В нарушение форм, установленных в приложениях N 9 и N 10 к государственному контракту от 17 ноября 2015 г. N 16 на выполнение работ, оказание услуг по осуществлению демонтажа, вывоза, хранения вне мест изъятия, утилизации по решению суда основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в актах приема-сдачи работ и услуг, представленных ОАО "Росспиртпром" в Росалкогольрегулирование, не указаны точное количество дней хранения, фактический вес каждой единицы изъятого основного технологического оборудования, что свидетельствует о необоснованности принятых Росалкогольрегулированием к оплате объемов работ и услуг. Государственный контракт оплачен в сумме 34 580,2 тыс. рублей. Остаток средств в сумме 109 626,7 тыс. рублей возвращен в федеральный бюджет.
3.5. На основании уведомления Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 8 сентября 2014 г. N 751/14 Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу была направлена заявка от 10 сентября 2014 г. N у3-14336/11-07 в ОАО "Росспиртпром" на вывоз 640 105 дал конфискованной спиртосодержащей продукции. Однако фактический объем вывезенного в ОАО "Росспиртпром" конфискованного спирта составил 6 100 дал. При этом информация по оставшейся алкогольной продукции в объеме 634 005 дал в Межрегиональном управлении Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу и в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области отсутствует.
4. Росалкогольрегулирование при осуществлении закупок товаров, работ, услуг не обеспечило соблюдение норм Федерального закона N 44-ФЗ.
4.1. В документации об открытых аукционах в электронной форме (извещения N 0173100005115000017, N 0173100005115000040, N 0173100005115000039) отсутствует объем оказываемых услуг, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 указанного Федерального закона.
4.2. В соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0173100005115000039) при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
В нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ в обосновании НМЦК отсутствуют информация о ценах работ, услуг, полученная по запросу заказчика у исполнителей, осуществляющих выполнение идентичных работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе, при этом применен затратный метод и указаны собственные расчеты исходя из цены за единицу измерения от общего объема бюджетных ассигнований на реализацию полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027.
5. Межрегиональные управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому и Приволжскому федеральным округам осуществляли контрольно-надзорную деятельность в установленной сфере с нарушением действующих нормативных документов.
5.1. В ряде случаев в рамках административных дел по аресту основного технологического оборудования, используемого для незаконного производства алкогольной продукции, сотрудниками Межрегионального управления по Северо-Кавказскому федеральному округу описывалось не все указанное в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 17-р основное технологическое оборудование, что является нарушением приказа Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2012 г. N 333 "О порядке консервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
5.2. Межрегиональным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу не соблюдались сроки направления заявок на вывоз и прием на хранение арестованного основного технологического оборудования по административным делам (в течение 2 рабочих дней), установленные пунктом 4 Правил демонтажа, вывоза и хранения вне мест изъятия изъятого основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпункте 5 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027.
5.3. Установлены факты нарушения межрегиональными управлениями по Северо-Кавказскому и Приволжскому федеральным округам пункта 11 Положения о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2013 г. N 430, в части фиксации должностным лицом территориального органа с использованием средств фото- и (или) видеозаписи переработки или уничтожения продукции (к актам приемки услуг по переработке продукции фото и видеоматериалы не приложены).
6. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Росалкогольрегулирования и его территориальных органов свидетельствует о недостаточно эффективном исполнении установленных функций.
6.1. Количество проверок, проведенных Росалкогольрегулированием в 2015 году, возросло по сравнению с 2014 годом, в том числе плановых - с 608 до 613, внеплановых - с 1071 до 1728.
Вместе с тем количество административных расследований сократилось с 7 454 в 2014 году до 7336 в 2015 году. Сократилось и количество административных расследований в отношении организаций - с 5 879 в 2014 году до 5 783 в 2015 году.
По административным правонарушениям, рассматриваемым Росалкогольрегулированием и судами, в отношении организаций и должностных лиц в 2014 году составлено 9 008 протоколов об административных правонарушениях, в 2015 году - 8 560 протоколов, что на 5% меньше.
На 36% уменьшился объем выявленного нелегального оборота этилового спирта и алкогольной продукции - с 1 220,8 тыс. дал этилового спирта в 2014 году до 776,7 тыс. дал в 2015 году.
При этом количество возбужденных МВД России дел об административных правонарушениях, связанных с нелегальным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возросло. Если в 2014 году по указанной статье было возбуждено 59 831 дело об административном правонарушении, то в 2015 году - 63 187 дел.
6.2. В нарушение пункта 85 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 29 июня 2011 г. N 13н, внутренними приказами межрегиональных управлений Росалкогольрегулирования по Приволжскому и Северо-Кавказскому федеральным округам, а также центрального аппарата Росалкогольрегулирования не утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, и принятием решений, полнотой и качеством предоставления государственной услуги.
7. В ходе проверки установлены факты нарушений, не исключающие наличия коррупционных рисков в деятельности территориальных органов Росалкогольрегулирования.
Так, Межрегиональное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу не обращалось в Росалкогольрегулирование с заявлением об аннулировании лицензии ООО "Стандарт Спирт" на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе спирта-сырца, головной фракции этилового спирта, от 21 апреля 2011 г. N Б 097853 (со сроком действия до 20 апреля 2016 года) по причине установления в ходе административного производства по делу фактов эксплуатации основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом, что в соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) подготовить предложения по корректировке мероприятий и показателей подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, и направить их в Минфин России для внесения в Правительство Российской Федерации;
2) утвердить нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) подготовить предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части изменения сроков приема организацией продукции, оборудования, транспортных средств от органов, осуществляющих их изъятие) и направить их в Минфин России для внесения в Правительство Российской Федерации;
4) утвердить перечень должностных лиц в центральном аппарате Росалкогольрегулирования, осуществляющих контроль за предоставлением государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, порядок предоставления которой утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 29 июня 2011 г. N 13н;
5) обеспечить контроль за утверждением межрегиональными управлениями по Северо-Кавказскому и Приволжскому федеральным округам перечня должностных лиц, осуществляющих контроль за предоставлением государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, порядок предоставления которой утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 29 июня 2011 г. N 13н;
6) провести проверку по фактам выявленных нарушений:
при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
по факту несоответствия вывезенного ОАО "Росспиртпром" объема алкогольной продукции в количестве 634 005 дал объему продукции, указанному в заявке и отсутствия соответствующей информации в Межрегиональном управлении по Южному федеральному округу;
по факту отсутствия обращения Межрегионального управления по Северо-Кавказскому федеральному округу по вопросу аннулирования лицензии ООО "Стандарт Спирт".
По результатам проведенных проверок привлечь должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 июля 2016 г. N 38К (1113).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 июля 2016 г. N ПР 02-207/09-05
Текст представления официально опубликован не был