Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-209/05-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ выполнения обязательств юридических лиц перед Российской Федерацией по возврату (погашению) задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) за 2013-2015 годы, а также эффективности выполнения государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - агентом Правительства Российской Федерации функций по обеспечению возврата (погашения) задолженности по бюджетным кредитам (ссудам)", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В валютной структуре задолженности юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам) более 94% по состоянию на 1 января 2016 года (90,3% по состоянию на 1 января 2013 года) приходится на обязательства, выраженные в долларах США, евро и японских иенах, за период 2013-2015 годов объем задолженности по бюджетным кредитам в рублевом эквиваленте вырос на 51,4% (на 162 112,4 млн. рублей) с 315 583,2 млн. рублей на начало 2013 года до 477 695,6 млн. рублей на начало 2016 года, в основном, из-за курсовой разницы вследствие существенного роста курса доллара США и евро в 2014-2015 годах. При этом объем задолженности юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам) в оригинальных валютах за проверяемый период снизился.
Сокращение объемов задолженности, в первую очередь, связано со списанием задолженности на сумму 118 712,0 млн. рублей (в том числе 5 224,6 млн. рублей, 819,5 млн долларов США и 1 446,6 млн евро) в связи с ликвидацией должников, а также по обязательствам, признанным судом недействительными и исполненными.
В 2013 - 2015 годах юридическими лицами было произведено погашение задолженности денежными средствами по бюджетным кредитам (ссудам) в общей сумме 13 673,8 млн. рублей, в том числе по основному долгу в сумме 11 956,5 млн. рублей, по процентам - 1 658,4 млн. рублей, по штрафам за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов - 58,8 млн. рублей.
2. В общей сумме задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) значительную долю составляет просроченная задолженность.
Просроченная задолженность по состоянию на 1 января 2016 года имелась у 240 заемщиков из 256, т.е. практически у всех заемщиков (93,8% от общего количества заемщиков).
В целом за проверяемый период 2013-2015 годов объем просроченной задолженности в оригинальных валютах (рублях, долларах США и евро) снижается: в рублях сократилась на 6 657,6 млн. рублей, или на 21,9%, с 30 392,4 млн. рублей до 23 734,8 млн. рублей; в долларах США - на 781,2 млн. долларов, или на 14,0%, с 5 571,2 млн. долларов США до 4 790,0 млн долларов США; в евро - на 1 431,7 млн евро, или в 3,4 раза с 2 033,4 млн. евро до 601,7 млн. евро.
3. В период 2013-2015 годов в структуре задолженности юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам) доля основного долга сохранялась на уровне менее 10%: по состоянию на 1 января 2013 года - 9,7%, по состоянию на 1 января 2016 года - 5,6%. Таким образом, более 90% совокупного объема задолженности по бюджетным кредитам приходится на начисленные и неуплаченные проценты, штрафные санкции за нецелевое использование средств, а также штрафы (пени) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, которые Внешэкономбанк в рамках ведения внесистемного аналитического учета задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам начисляет в соответствии с условиями обязательств и законодательством Российской Федерации.
4. Основной объем погашенной юридическими лицами в 2013-2015 годах задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) приходится на заемщиков, заключивших соглашения о реструктуризации задолженности в сумме 5 868,2 млн. рублей, или 42,9% от общей суммы погашенной задолженности; мировые соглашения - 2 863,1 млн. рублей, или 20,9%; договор об уступке прав требований - 901,7 млн. рублей, или 6,6%.
5. Из 11 юридических лиц - должников по реструктуризированным долговым обязательствам (по состоянию на 1 января 2013 года) к 1 января 2016 года только 3 предприятия (или 27%) выполнили свои обязательства перед федеральным бюджетом, 5 предприятий (или 45,5%) осуществляют платежи по погашению задолженности, 2 предприятия ликвидировано (безнадежная к взысканию задолженность - 630,0 млн. рублей), задолженность АО "ССЗ Вымпел" - 26,1 млн. рублей.
6. В рамках реализации Соглашения о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 01-01-06/04-472, заключенного между Минфином России и Внешэкономбанком (далее - Соглашение), функции по проведению мониторинга и проверки финансового состояния должников, достаточности предоставленного обеспечения исполнения денежных обязательств, соответствия указанного обеспечения установленным требованиям, предусмотренные пунктом 2.4.4 Соглашения, Внешэкономбанком в полном объеме не реализованы.
Проверки финансового состояния должников осуществлялись только в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации задолженности, периодичность которых установлена соглашениями (ежегодно), а также в рамках реализации положений статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о целесообразности заключения мирового соглашения в рамках судебных дел о несостоятельности (банкротстве) или о взыскании задолженности.
По результатам контрольного мероприятия было установлено, что за период 2013-2015 годов Внешэкономбанком проведено 20 проверок финансового состояния и достаточности предоставляемого обеспечения исполнения денежного обязательств в отношении 10 должников.
В отношении остальных должников федерального бюджета, имеющих задолженность по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2016 г., мониторинг и проверка финансового состояния Внешэкономбанком не проводились: ПАО "Камаз", АО "Ростовводоканал", АО "Росэксимбанк", Кунгурское городское МУП "Водоканал" города Кунгура, МУП "Брянский городской водоканал" города Брянска, МУП "Горводоканал" муниципального образования муниципального района "Печора", МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал", МУП "Управление "Водоканал" города Таганрога, МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" города Чернушка, Чебоксарское МУП "Водоканал".
7. В соответствии с пунктом 2.4.7 Соглашения о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации Внешэкономбанк осуществляет функции по контролю за полным и своевременным исполнением должниками денежных обязательств перед Российской Федерацией.
В 2014 году Внешэкономбанком допущен факт нарушения срока направления требований Минфина России (кредитор) в адрес ОАО "Подольский производственный холдинг", в связи с чем должник не включил указанное требование в ликвидационный баланс.
Таким образом, Внешэкономбанк не обеспечил в отношении данного должника возможность исполнения обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в рамках процедуры ликвидации юридического лица.
8. В результате сопоставления данных аналитического учета Внешэкономбанка и данных бюджетного учета Минпромторга России суммы задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса (далее - предприятия ТЭК), по данным учета Минпромторга России и по данным учета Внешэкономбанка, имеют существенные отличия.
Так, по данным бюджетного учета Минпромторга России, задолженность предприятий ТЭК на 1 января 2016 г. составляет - 17 005,3 млн. рублей, по данным Внешэкономбанка - 291 324,0 млн. рублей.
9. В соответствии с пунктом 2.4.14 Соглашения о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации Внешэкономбанк осуществляет функции, в том числе, по подготовке предложений по совершенствованию механизмов предоставления и обеспечения возврата бюджетных кредитов, учета денежных обязательств, списания с учета задолженности по денежным обязательствам, не имеющей перспектив возврата (погашения), автоматизации формирования, обмена и актуализации информации в отношении должников, в том числе их денежных обязательств, задолженности по денежным обязательствам и обеспечения исполнения денежных обязательств.
Внешэкономбанк дважды в проверяемый период обращался в Минфин России с целью получения указаний о порядке дальнейшей работы с проблемной задолженностью в связи с закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации 5-летнего срока исковой давности по требованиям Российской Федерации по возврату бюджетных кредитов и отсутствием правовых механизмов урегулирования задолженности перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) с истекшими сроками исковой давности.
Однако до настоящего времени меры по урегулированию просроченной задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам не приняты.
При этом в проверяемом периоде доля просроченной задолженности в совокупном объеме сохранялась на уровне 90%: по состоянию на 1 января 2013 года - 89,9%, по состоянию на 1 января 2016 года - 89,0%, а также существенная доля валютной составляющей в структуре задолженности по бюджетным кредитам (более 90%) способствует сохранению высокой степени ее зависимости от изменения валютного курса и, как следствие, значительному росту задолженности в рублевом эквиваленте в случае ослабления российского рубля.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести совместно с Минфином России инвентаризацию обязательств юридических лиц - должников перед федеральным бюджетом по предоставленным кредитам (ссудам) на предмет определения возможности урегулирования или взыскания задолженности по бюджетным кредитам (ссудам);
2. Провести мониторинг и проверки финансового состояния должников, имеющих задолженность по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией и осуществляющих платежи в погашение указанной задолженности;
3. Разработать комплекс мер по обеспечению надлежащего (полного и своевременного) исполнения должниками своих обязательств по возврату (погашению) или иному урегулированию задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам (ссудам);
4. Разработать и представить в Минфин России предложения по совершенствованию механизмов урегулирования и погашения просроченной задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам (ссудам).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 июля 2016 г. N 37К (1112).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 15 февраля 2017 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-209/05-01
Текст представления официально опубликован не был