Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2016 г. N ПР 11-219/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год" в Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Срок регистрации страхователей, предусмотренный Порядком организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, утвержденным постановлением ФСС от 23 марта 2004 г. N 27 (далее - Порядок N 27), не соответствует сроку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Порядком N 27 предусмотрено, что регистрация страхователей осуществляется страховщиком в пятидневный срок со дня представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), тогда как согласно статье 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ регистрация страхователей должна осуществляться страховщиком не позднее трех рабочих дней со дня представления в ФСС указанных сведений.
2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), Фондом до утверждения плана информатизации на 2015 год (7 сентября 2015 г.) были заключены государственные контракты от 2 февраля 2015 года N 23 на сумму 979 000,0 тыс. рублей с ООО "Новые сервисные технологии" на модернизацию и развитие ЕИИС "Соцстрах" и от 5 мая 2015 года N 168 на сумму 32 500,0 тыс. рублей с ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации" на разработку системного проекта модернизации прикладных информационных систем.
3. В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения Фондом полномочий в части учета федерального имущества:
в нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1166) (далее - Положение N 447), Фондом в 2015 году сведения для внесения изменений в реестр федерального имущества о приобретенных основных средствах, стоимость которых превышает 500,0 тыс. рублей (сервер Dell PowerEdge R430 стоимостью 735,8 тыс. рублей, сервер Dell PowerEdge R430 стоимостью 630,53 тыс. рублей, сервер Dell PowerEdge R430 стоимостью 513,0 тыс. рублей), в систему учета не направлялись;
в нарушение пункта 28 Положения N 447 в 2015 году Фондом в соответствующий территориальный орган Росимущества не представлены копии инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. Проверка деятельности Фонда в сфере государственных закупок показала отсутствие надлежащего контроля при заключении и исполнении государственных контрактов.
4.1. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) доля закупок Фонда у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составила 0,26% вместо установленных 15 процентов.
4.2. Фондом при формировании начальных (максимальных) цен (далее - НМЦК) государственных контрактов от 7 октября 2015 г. N 375 и от 8 июня 2015 г. N 232 не учтены положения пункта 3.13.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567. Для определения НМЦК использована ценовая информация, не содержащая расчет цен на услуги.
4.3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ содержание требований, изложенных в технической документации к государственному контракту от 6 апреля 2015 г. N 121 на сумму 8 496,0 тыс. рублей, заключенному Фондом с ООО "Академсервис" на оказание услуг по проведению Международного технического семинара на тему "Инновационные подходы по предупреждению профессиональной заболеваемости", влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Так, техническая документация к данному государственному контракту содержит требования к предоставляемым услугам, влекущие ограничение количества участников закупки, в том числе: наличие в конференц-центре бюро путешествий, справочного бюро, пункта обмена валюты, требование о расположении залов для проведения семинара, зала для пресс-конференции, холла для регистрации участников, зоны для кофе-брейков на одном этаже и в шаговой доступности в пределах 1-2 минут друг от друга.
4.4. В нарушение подпункта 2 пункта 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, изменения в план-график в части размещения заказа на услуги, предусмотренные государственным контрактом от 9 декабря 2014 г. N 300, заключенным с ООО "Гео-ГИД" на оказание услуг по технико-экономическому аудиту зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве оперативного управления за ФСС, региональными отделениями ФСС и земельных участков, предоставленных ФСС и его региональным отделениям на праве постоянного (бессрочного) пользования (далее - государственный контракт N 300), внесены без надлежащего обоснования.
Определение НМЦК в объеме 220 000,0 тыс. рублей произведено без учета пункта 3.13.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, поскольку для расчета НМЦК использована ценовая информация, не содержащая расчет цен на услуги.
Результаты работ, принятые Фондом по государственному контракту N 300, не характеризуются как достоверные. Выборочная сверка данных реестра недвижимости, составленного ООО "Гео-ГИД" и данных бюджетного учета Фонда по 20 региональным отделениям Фонда выявила, что по шести региональным отделениям 30 объектов в реестре, переданном Фонду ООО "Гео-ГИД", числятся в оперативном управлении Фонда, а по данным бюджетного учета указанные объекты арендуются.
5. В нарушение пункта 12 Правил предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий, утвержденных приказом Минтруда России от 30 января 2015 г. N 52н, отчет о расходах территориальных органов Фонда, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, за 2015 год представлен в Минтруд России на месяц позже установленного срока.
6. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила N 193), внутренний финансовый аудит Фондом в 2015 году не проводился.
В нарушение пункта 42 Правил N 193 Фондом план внутреннего финансового аудита на 2016 год не утверждался.
7. Фондом и Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский новый университет" заключен государственный контракт от 7 октября 2015 г. N 375 на выполнение научно-исследовательской работы на тему "Создание института досудебного урегулирования споров в Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - НИР) стоимостью 3 800,0 тыс. рублей. Предметом НИР является регламентация процессов досудебного урегулирования споров по вопросам обязательного социального страхования, предоставления льготным категориям граждан государственных услуг и правовое регулирование создания института социального омбудсмена в системе обязательного социального страхования в ФСС.
Результатом исполнения НИР являются подготовленные проекты приказов Фонда об утверждении положения об уполномоченном по правам получателей услуг Фонда, положения об экспертном Совете при Фонде и порядка досудебного урегулирования споров с получателями услуг Фонда. На момент проведения контрольного мероприятия результаты НИР не востребованы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду социального страхования Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) привести Порядок N 27 в части срока регистрации страхователей в соответствие с положениями статьи 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
2) обеспечить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направление в систему учета для внесения в реестр федерального имущества сведений о состоящих на бюджетном учете основных средствах;
3) разработать и утвердить план внутреннего финансового аудита на 2016 год;
4) подготовить предложения по использованию результатов научно-исследовательской работы на тему "Создание института досудебного урегулирования споров в Фонде социального страхования Российской Федерации";
5) принять меры по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Фонда, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 августа 2016 г. N 43К (1118).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Фонда социального страхования Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2016 г. N ПР 11-219/11-04
Текст представления официально опубликован не был