Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2016 г. N ПР 11-221/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год" в Пенсионном фонде Российской Федерации, государственном учреждении - Отделении ПФР по Республике Карелия и государственном учреждении - Отделении ПФР по Костромской области.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Фондом и его территориальными органами не обеспечивался контроль за начислением и уплатой страховых взносов организациями по управлению правами на коллективной основе, осуществляющими выплаты в пользу авторов произведений, меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не применялись.
2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции, действовавшей до 5 мая 2016 г.), в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 год Фондом в период с 1 января 2015 года по 18 июня 2015 года осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по 4 государственным контрактам на общую сумму 632 334,1 тыс. рублей (от 19 февраля 2015 г. N 20-056-Д, от 9 февраля 2015 г. N 20-33-Д, от 16 февраля 2015 г. N 20-050-Д и от 24 апреля 2015 г. N 20-162-Д).
3. В нарушение части 7 статьи 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Фондом при проведении электронного аукциона (извещение N 02733100000114000259) контракт от 23 января 2015 г. N 20-012-Д на сумму 8 415 000 рублей, подписанный усиленной электронной подписью от имени заказчика, размещен в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) с нарушением срока на один день.
4. В нарушение условий государственного контракта от 29 июня 2015 г. N 20-307-Д на оказание услуг по аренде автотранспорта для Исполнительной дирекции ПФР, ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю Фондом приняты услуги по аренде автомобиля, не соответствующие условиям заключенного контракта, а именно вместо автомобиля НИССАН ТИАНА 2012 года выпуска (Z8NBBUJ32BSO27037), указанного в приложении 2 к контракту, услуги оказаны автомобилем 2011 года выпуска.
5. В нарушение пункта 14 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89, пункта 27 Регламента проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденного постановлением Правления ПФР от 19 мая 2015 г. N 167п, материалы проверок, содержащие признаки административных правонарушений, Фондом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не направлялись.
6. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок утвержден постановлением Правления ПФР от 19 мая 2015 г. N 167п, с нарушением установленного срока на 13 месяцев.
7. Фондом в 2015 году неоднократно нарушались нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной пенсии:
в нарушение пункта 26 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711, в январе и декабре 2015 года осуществлена выплата пенсионных накоплений правопреемникам на сумму 532 042,5 тыс. рублей с нарушением установленных сроков от 1 до 5 дней;
в нарушение подпункта 11 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Фондом не указывались сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений. Общий объем средств, не отраженных в специальных частях индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, составил 3 281 406,5 тыс. рублей;
в нарушение пункта 13 Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 184н, уведомления о передаче средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды по 39 заявлениям граждан на общую сумму 11 022,3 тыс. рублей были направлены Фондом с нарушением сроков от 7 до 14 дней.
8. В целях финансирования выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц частью 5 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ) предусмотрено ежемесячное перечисление управляющей компанией денежных средств на отдельный счет, для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Временное размещение на депозитах в кредитных организациях указанных средств не предусмотрено. Вместе с тем средства в объеме 286 328,8 тыс. рублей неправомерно размещались Фондом в III и IV квартале на депозитах в кредитных организациях.
9. В нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 30.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" средства страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не учтенные на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц по итогам 2014 года, в объеме 9 220 997,9 тыс. рублей не направлены в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. Указанные средства неправомерно включены в состав средств пенсионных накоплений, поступивших в I квартале 2015 года, которые размещались на депозитах в кредитных организациях.
10. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, внутренний финансовый контроль в 2015 году Фондом не осуществлялся.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести проверки всех стоящих на учете организаций по управлению правами на коллективной основе, осуществляющих выплаты в пользу авторов произведений, за период 2010-2015 годов в части начисления и уплаты страховых взносов, а также их отражения в системе персонифицированного учета застрахованных лиц. По результатам проверок принять меры реагирования в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
2. Перевести в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию средства страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не учтенные на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, в соответствии с подпунктами 4 и 7 части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".
3. Отразить в специальной части индивидуальных лицевых счетов умерших застрахованных лиц сведения о правопреемниках умерших застрахованных лиц и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
4. Провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь лиц, допустивших указанные нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 августа 2016 г. N 43К (1118).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Пенсионного фонда Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2016 г. N ПР 11-221/11-04
Текст представления официально опубликован не был