Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2017 г. N 03-05-04-02/6339
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В рассматриваемом обращении предлагается внести изменение в налоговое законодательство в части взимания земельного налога с собственников нежилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 37 Жилищного кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса).
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе самостоятельно распоряжаться долей земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, в отличие от собственника объекта индивидуального жилищного строительства, который реализует объект жилищного строительства вместе с земельным участком.
Исчисление земельного налога и его администрирование в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, может осуществляться налоговыми органами только на основании сведений о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом обращаем внимание на отсутствие механизма привлечения собственников помещений в многоквартирных домах к налогообложению, поскольку не определен на законодательном уровне орган, ответственный за расчет долей земельного участка, приходящихся на каждого собственника помещений многоквартирного дома, в обязанности которого входило бы представление сведений о долях в налоговые органы, а также не установлен порядок актуализации размера долей в праве при изменениях в составе собственников помещений в многоквартирных домах.
В этой связи Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 2015 года в пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса дополнен подпунктом 6, согласно которому земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
Положение подпункта 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса вступило в силу с 1 января 2015 года.
Одновременно отмечаем, что предложение о привлечение к налогообложению земельным налогом в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, только собственников нежилых помещений многоквартирного дома носит дискриминирующий характер и вступает в противоречие с положениями статьи 3 Налогового кодекса.
Учитывая изложенное, внесение изменений в налоговое законодательство, предлагаемое в обращении, не может быть поддержано.
Врио директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также отчуждать эту долю.
Он не вправе самостоятельно распоряжаться долей земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, в отличие от собственника объекта индивидуального жилищного строительства, который реализует объект вместе с земельным участком.
Земельный налог в отношении участков, занимаемых многоквартирными домами, может исчисляться только на основании сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости и ЕГРП.
Таким образом, земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом обложения земельным налогом. Устанавливать обратное нецелесообразно.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2017 г. N 03-05-04-02/6339
Текст письма официально опубликован не был