Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 1006477-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части организации оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера), внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
По мнению авторов законопроекта существующая модель здравоохранения не обеспечивает выполнение государством его обязательств по предоставлению должной медицинской помощи на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где малонаселенные пункты расположены на огромных расстояниях друг от друга. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в несколько статей Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Концептуально поддерживая стремление авторов законопроекта повысить эффективность оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 10 Федерального закона положением, в соответствии с которым доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, использованием телемедицинских технологий. Данное предложение согласуется с приоритетами, определенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2016 году. В соответствии с указанным документом в течение ближайших двух лет предложено подключить к скоростному интернету все больницы и поликлиники страны, что "позволит врачам даже в отдалённом городе или посёлке использовать возможности телемедицины, быстро получать консультации коллег из региональных или федеральных клиник". Вместе с тем, в настоящее время реализация данной нормы представляется затруднительной в связи с отсутствием полноценного доступа к интернету в значительном количестве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Законопроектом также предлагается при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наряду с климатическими и географическими особенностями региона учитывать, плотность и особенности расселения населения в регионе. Кроме того предлагается включить эти факторы в число показателей, исходя из которых рассчитывается размер субвенций на переданные для осуществления субъектам Российской Федерации полномочия Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья (пункт 1 части 3 статьи 15 Федерального закона).
По мнению Правительства Российской Федерации, выраженном в официальном отзыве, данные показатели учтены в утвержденной Правительством Российской Федерации методике распределения субвенций в качестве особенностей географического расположения объектов контроля на территории субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, проведенный Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока анализ организации оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации показал, что в отдельных регионах дополнительная потребность в финансовых средствах существует и обусловлена плотностью и расселением населения, а также такими факторами, как транспортная доступность, уровень цен, удельный вес населения, проживающего в районах с ограниченным сроком завоза продукции, и др.
В этой связи, по мнению комитета, представляется актуальным вопрос пересмотра верхнего порогового значения индекса бюджетных расходов, используемого при расчете субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
По вопросу учета при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи транспортной доступности медицинских организаций (пункт 5 статьи 1 законопроекта) комитет считает необходимым обратить внимание на следующее. В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, в случае принятия законопроекта, финансовое обеспечение оказания гражданам медицинских услуг в определенной мере будет зависеть от эффективности выполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации собственного полномочия по организации транспортного обслуживания населения.
Следует также иметь в виду, что предлагаемые законопроектом изменения приведут к увеличению расходных обязательств в сфере оказания гражданам медицинских услуг.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования этих расходов, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако рассматриваемый законопроект таких норм не содержит.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает необходимость системного урегулирования вопроса повышения эффективности оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и полагает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.