Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 1007493-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части дифференциации нормативов объемов предоставления медицинской помощи), внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
С целью обеспечения более эффективного финансирования медицинской помощи на малонаселенных территориях данным законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" изменения, согласно которым нормативы объемов стационарной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования могут быть установлены дифференцированно для субъектов Российской Федерации с плотностью населения менее 0,69 человек на кв. км.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Одной из основных задач региональной политики является создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих конституционных прав.
В этой связи, концептуально поддерживая стремление авторов законопроекта повысить эффективность финансирования медицинской помощи на малонаселенных территориях, комитет отмечает следующее.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2016 года в число субъектов Российской Федерации с плотностью населения менее 0,69 человек на кв. км входят Ямало-Ненецкий автономный округ (0,69 чел. на кв. км), Камчатский край (0,68 чел. на кв. км), Магаданская область (0,32 чел. на кв. км), Республика Саха (Якутия) (0,31 чел. на кв. км), Ненецкий автономный округ (0,25 чел. на кв. км) и Чукотский автономный округ (0,07 чел. на кв. км). Вместе с тем комитет обращает внимание на наличие территорий с низкой плотностью населения и в границах других субъектов Российской Федерации. Так, например, плотность населения в Аяно-Майском районе Хабаровского края составляет 0,01 чел. на кв. км, в Зейском и Тындинском районах Амурской области - 0,17 чел. на кв. км и 0,19 чел. на кв. км соответственно, в Ловозерском районе Мурманской области - 0,21 чел. на кв. км, в Усть-Цилемском районе Республики Коми - 0,28 чел. на кв. км, в Калевальском национальном районе Республики Карелия - 0,53 чел. на кв. км и т.д.
Кроме того, проведенный Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока анализ организации оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации показал, что в отдельных регионах дополнительная потребность в финансовых средствах наряду с плотностью населения обусловлена также такими факторами, как транспортная доступность, уровень цен, расселение населения, удельный вес населения, проживающего в районах с ограниченным сроком завоза продукции, и др.
Таким образом проектируемые авторами нормы, по мнению комитета, не будут в полной мере способствовать достижению заявленной в законопроекте цели и созданию равных возможностей в реализации гражданами конституционных прав на охрану здоровья вне зависимости от места их проживания.
Кроме того, предлагаемая авторами законопроекта формулировка "стационарная медицинская помощь" федеральными законами и законопроектом не определена, что не в полной мере соответствует требованиям точности, ясности, формальной определенности и недвусмысленности правовых норм, неоднократно указанным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Комитет также обращает внимание на следующее. Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования с целью учета региональной специфики используется коэффициент региональной дифференциации.
Данный показатель включает сумму средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории субъекта Российской Федерации, уровень среднемесячной заработной платы субъекта Российской Федерации и расчетный уровень индекса бюджетных расходов субъекта Российской Федерации. При этом значение показателя индекса бюджетных расходов субъекта Российской Федерации согласно методике не может быть больше 3. Вместе с тем, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670, индекс бюджетных расходов на 2016 год превысил значение 3 в 5 субъектах Российской Федерации - Камчатский край (5,42), Магаданская область (4,7), Республика Саха (Якутия) (4,4), Ненецкий автономный округ (4,7) и Чукотский автономный округ (14,2).
Таким образом, по мнению комитета, представляется актуальным вопрос пересмотра верхнего порогового значения индекса бюджетных расходов, используемого при расчете субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
Следует также иметь в виду, что предлагаемые законопроектом изменения приведут к увеличению расходных обязательств, связанных с необходимостью дополнительного финансирования медицинской помощи в обозначенных субъектах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования этих расходов. Однако рассматриваемый законопроект таких норм не содержит.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает необходимость системного урегулирования вопроса повышения эффективности финансирования медицинской помощи на малонаселенных территориях и полагает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.