Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан, являющихся заемщиками, имеющими обязательства, выраженные в иностранной валюте, по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой.
Законопроектом предлагается дополнить статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" положениями, определяющими, что валютой кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, является российский рубль. Вместе с тем статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. При этом правоотношения по таким кредитным договорам являются гражданско-правовыми, условия по ним определяются сторонами самостоятельно с учетом положений гражданского законодательства о свободе договора, установленных в статьях 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля является принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Также законопроектом предлагается установить обязанность судебного пристава-исполнителя откладывать по заявлению заемщика по ипотечным валютным кредитам исполнительные действия по обращению взыскания на предмет ипотеки на срок не более 3 лет, что предоставляет необоснованное преимущество таким заемщикам в сравнении с остальными заемщиками по кредитным договорам, обязательства по которым выражены в рублях.
Также законопроектом предусмотрено изменение размера денежных обязательств по таким кредитным договорам, выраженных в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 450 Кодекса изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или договором. При этом в пояснительных материалах к законопроекту не определяются источники возмещения убытков кредиторов, которые возникнут вследствие принудительной реструктуризации кредитов и невозможности обращения взыскания на предмет ипотеки.
В отношении распространения положений законопроекта на отношения, возникшие до вступления его в силу, следует иметь в виду, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 3-П обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 февраля 2017 г. N 1231п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга"
Текст письма официально опубликован не был