Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1187319-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения редакции срока выплаты заработной платы) (внесен Д.В. Ушаковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Проектом Федерального закона N 1187319-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения редакции срока выплаты заработной платы) предлагается часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, установив, что заработная плата должна выплачиваться "не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, по итогам которого она должна была быть начислена в соответствии с законодательством РФ".
Согласно действующей редакции Трудового кодекса Российской Федерации часть шестая статьи 136 изложена следующим образом:
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
По мнению автора действующая формулировка не учитывает особенности определения понятия "заработная плата", наличия различных ее элементов, определение которых не всегда позволяет выполнить вступившее с 03.10.2016 г. в силу требование Трудового кодекса о сроках выплаты.
Однако, в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. При этом оклад (должностной оклад) представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц.
В связи с этим, предлагаемое законопроектом положение не согласуется с положениями статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и выплачиваются за иные периоды, более продолжительные, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие). При этом они начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка таких показателей.
Согласно части второй статьи 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами.
Кроме того, принятие законопроекта может привести к установлению недобросовестными работодателями сроков выплаты заработной платы значительно позже окончания периода, за который она начислена.
Также необходимо обратить внимание, что автором законопроекта не соблюдено юридико-техническое оформление законопроекта. Текст законопроекта одновременно содержит нормы действующей редакции части 6 статьи 136 ТК РФ и новой редакции, сформулированной автором.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет к законопроекту ряд замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, отзыв на законопроект не представила.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1187319-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения редакции срока выплаты заработной платы) и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.